Критерии оценки творческих работ учащихся, классификация речевых и грамматических ошибок.
Проблема оценки: 1-2-3-4-5 – цифры. Отметки – отметить, а оценки – оценить. От оценки зависят репутация учащегося, самооценка.
«Нормы оценки ЗУНов по русскому языку» - документ, утвержденный МО в 1984 году. Обеспечивает единство требований к учащимся. Классификация ошибок – помогает в определении причин ошибок, в их диагностике, помогает определить качество усвоения отдельных тем курса, выбрать оптимальное направление дальнейшей работы.
Завышение оценки ЗУНов – результат несоблюдения норм оценки, создает иллюзию успеха, но отрицательно сказывается на нравственном воспитании и в конечном счете приводит к низкому уровню обучения. Может быть сознательным (грубое нарушение норм педагогической этики) и случайным. К последнему могут привести некоторые методические приемы при некритическом их использовании. Занижение ЗУНов – превышение требований к учащимся, что ведет к перегрузке, порождает неверие учащихся в свои силы, отрицательно сказывается на качестве знаний и воспитании.
Творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Творческие работы – сильное воспитательное средство.
К числу творческих работ относят не только сочинения, но и те виды изложений и пересказов, в которых есть элемент творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации, импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов, лучшие образцы выразительного чтения.
Творчество учащихся – создание образов, оригинальное использование тропов, иносказание, антитез. Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные попытки – стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий.
Критерии оценки – средство измерения знаний, умений, навыков речевого развития учащегося. Различают количественные (кол-во ошибок) и качественные (полнота, богатство, оригинальность)
Критерии оценки сочинений и изложений.
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» - содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций; точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» - содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» - В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» - Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» - В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления (позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл).
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.
Первая оценка не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Речевые ошибки и недочеты – употребление слова в несвойственном ему значении, смешение паронимов; нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, неоправданное повторение, неправильное употребление местоимений, бедность и однообразие синтаксических конструкций, употребление слов иной стилевой окраски, неоправданное употребление диалектов и просторечий, неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.
Грамматические ошибки – ошибочное словообразование, ошибочное образование форм разных частей речи, нарушение норма согласования, нарушение норм управления, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, нарушение способа выражения сказуемого, ошибки в построении предложения с однородными членами, ошибки в построении предложения с деепричастным и причастным оборотом, ошибки в построении сложного предложения, смешение прямой и косвенной речи, нарушение границ предложения, нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Ошибки в содержании изложения и сочинения – несоответствие высказывания теме, нарушение достоверности высказывания, нарушение последовательности высказывания,
12. Работа по развитию речи и лингвосмысловой анализ на уроках русского языка и развития речи (принципы, методы и приемы). Методика работы по развитию речи, система обучения написанию изложения и сочинений (на примере одного из видов по выбору студента).Пример лингвосмыслового анализа текста в контексте конкретного урока (пример - по выбору студента).
Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей.
Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие физиологических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях; постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи.
Развитие речи неразрывно от развития мышления и само способствует ему. Может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной.
Система развития речи включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.
Методика развития речи учащихся – изучает методы и приемы обогащения и активизации словаря учащихся, формирования грамматического строя речи учащихся, связанной речи – монолога и диалога, повествования, описания и рассуждения, стилей речи. Методика изучает уровни владения речью на разных ступенях обучения и типичные речевые ошибки, их частоту, причины и пути устранения. Развитие речи признается главной задачей обучения родному языку.
Выделяются отделы: методика словарной работы, работы над словосочетанием и предложением, сочинения, совершенствования культуры речи. Опирается на теорию речевой деятельности, психологию речи, на теорию текста, на литературоведение, стилистику, логику.
Классическая методика развития речи школьника как область методики возникла в шестидесятые годы 20 века. Таисия Алексеевна Лодыжинская стала ее руководителем. Цель – развитие речи школьников путем обогащения словарного запаса на уроках русского языка целенаправленной работой над речью ребенка, чтобы он умел свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
ЗУНы по развитию речи в 60-ые до 70-х годов: умение определять объем содержания и границы темы; умение подчинять свое изложение/сочинение основной мысли, умение собирать материалы для сочинения, его систематизировать, приводить в порядок (отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении/изложении), умение строить сочинения разных видов и жанров, умение выражать свои мысли точно, правильно, последовательно, логично, с соблюдением языковых и литературных норм и по возможности ярко, умение проверять и совершенствовать написанное.
Система упражнений по развитию речи учащихся – характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений, последовательность, преемственностью, перспективностью.
Первый вариант (от изучения образцов к сознательному творчеству):
упражнения аналитического характера по готовому тексту: определение основный мысли, позиции автора, темы, озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употрбленных языковых средств от задачи высказывания;
упражнения в переработке данного текста: устранение повторов, введение деталей, правка текста;
упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана, тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода;
упражнения в создании собственного текста учащимися: написание рассказов, заметок, очерков, подготовка докладов.
Второй вариант базируется на разделы курса русского языка: фонетику, состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого предложения.
Методика развития речи обращена к тому, чтобы ребенок научился писать сочинения и изложения различных типов и жанров (описание, повествование, рассуждение). По стабильной программе, вопреки возрастным особенностям, типы речи были расположены в следующем порядке:
5-6 класс – сочинения/изложения описания: природы, действий человека, предмета, интерьера, помещения, внешности;
7-8 класс – сочинения/изложения повествования: о памятном дне, событии, о случае произошедшем с тобой, об истории края, города, улицы, об истории семьи
8-9 класс – сочинения/изложения рассуждения
По стабильной программе: сначала изложение (сжатое, подробное, без перемены лица, с изменение лица). В 9 классе изложение с элементами сочинения.
Сохранено у Веры Ивановны Бабайцевой. Елена Ивановна Никитина заключила в учебник «Родная речь». Кроме сочинения/изложения предлагаются задания: составить план, определить основную мысль, определить тип текста, определить стиль. К традиционной методике добавилась работа с текстом. В комплекте Разумовской нововведения: отдельные разделы Культуры речи (в 5 классе рассказ о «вежливых словах», этикетных формах), почти в каждом параграфе – работа над текстом является частью урока: прочитать текст на лингвистическую тему, определить тип, стиль.
Изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам, стилям; для использования изучаемых грамматических средств языка; для воспитания на материале излагаемых произведений.
Виды: по полноте передачи содержания и языковых средств (полные, близкие к тексту, выборочные, сжатые); по типам (повествовательные, описания, рассуждения, фольклорные); по стилю (художественные, научные); по степени самостоятельности, творческому вкладу (с творческими дополнениями, перестройкой частей); по цели проведения (обучающие, контрольные).
Изложение с языковым разбором текста – вид обучающего изложения, в процессе подготовки которого школьники исследуют: как создавался текст автором в зависимости от выбранной темы, от идеи рассказа, как выбирались слова, как происходил поиск наилучших слов и синтаксических конструкций, проводятся опыты по замене слов, конструкций.
Изложение предполагается максимальное приближение к оригиналу, усвоение чужих слов, оборотов речи. Языковой разбор проводится в устной форме и связывается с изученным ранее материалом. Итогом подготовительной работы является составление языкового комментария. Такое изложение обеспечивает высокий уровень осознанности, коммуникативной целесообразности выбора языковых средств, служит школой практической стилистики в развитии связной речи учащихся.
Языковая подготовка текста изложения. На подготовительных этапах проводится специальная руководимая учителем подготовка языковых средств в связи со сбором материала и его систематизацией, с составлением плана, обдумыванием композиции.
Языковая подготовка предполагает: отбор слов, составление словарика предстоящего сочинения в соответствии с темой и материалом, выбор наиболее точных слов; подготовку правописания нужных слов, предупреждение возможных ошибок; подготовку оборотов речи, изобразительных средств, фразеологических единиц, цитат; написание небольших фрагментов предстоящего текста, черновых набросков. На этапе языковой подготовки используются словари, образцовые тексты, подготовленный материал может быть обсужден с учителем. В процессе написания текста разрешается пользоваться подготовленным языковым материалом. Важно, чтобы подготовленные средства языка были действительно использованы.
Методика проведения экзаменационного изложения: Учитель может прочитать текст только дважды: ознакомительное – медленно с подсказывающим интонированием; ознакомиться, понять смысл, тему, идею – составить план. Учить имеет право провести краткую беседу (опрос) по тексту либо объяснительного характера. Второе раз читает медленно – понять последовательность частей, осознать переходы между частями и развитие основной мысли этот текста (логику).
Нормы объема изложений: 5 класс – не более 150 слов; 6-7 класс – до 170-180 слов 8-9 класс – от 200 до 350 слов. Текст должен быть понятен ребятам того возраста + идея и основная мысль текста, проблема произведения. Если предполагаются элементы сочинения – в тексте должна быть четко заявлена позиция автора. Текст не должен быть очень сложным в грамматическом и синтаксическом отношении.
Две отметки:
первая: речевое оформление работы; наличие или отсутствие речевых ошибок, фактических ошибок (изменение фамилии, места, последовательности действий), грамматические ошибки (несогласование двух слов), оценивается стиль и логика (последовательность) изложения.
o 1 речевая, 1 грамат., 1 факт., 1 логическая ошибка = 5
o 1 речевая/1 фактическая = 5
o 1 речевая = 5
o двойка – до 10 ошибок
вторая: за грамотность, так как изложение больше экзаменационного диктанта к 4 и 3, 5: 0/0, 1/0, 4+1 ошибка 4/0, 3+1//2 ошибки 6/2, 6/3; 2 грамматические ошибки = 1 орфографической.
Сочинение школьное – самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Сочинение – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время средство выразительности личности школьника, его жизненной позиции, внутреннего мира. Творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности.
Сочинение по литературе – знание литературного произведения и его проблематики. Экзаменационное сочинение по русскому языку – проверка речевых способностей учащихся. Проверяем способность письменного монолога на заданную тему. Способность ясно, логично, последовательно выразить свои мысли, доказать свою точку зрения или гипотезу, привести факты, документы, доводы (если сочинение-рассуждение) в защиту своей гипотезы, привести примеры иллюстрирующие эту мысль, соблюсти композицию сочинения (построение).
Сочинения отличаются большим разнообразием, они классифицируются по характеру материала и по тематике – на литературные темы, на основе собственного жизненного опыта учащихся, по картинам; по типам текста: повествование, описание, рассуждение; по жанрам – очерки, рецензии, статьи, письма, рассказы; по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему, по стилю – художественные, публицистические.
Проводятся также сочинения по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии с прочитанным рассказом, с грамматическими заданиями.
Жанры школьных сочинений согласуются со стилями речи: публицистический стиль (7 класс – интервью, репортаж, заметка, статья); художественный (рассказы о случаях из жизни автора, услышанные рассказы, рассказы по картине, на свободную тему, составление пьесы или киносценария); официально-деловой (характеристика, протокол, объяснение, заявление); научный (пересказы и изложения отрывков, доклады и рефераты, записи по наблюдениям).
В современной методике определены конкретные умения, которые должны быть усвоены учащимися: умения, связанные с пониманием темы, ее границами, раскрытием темы; умения, связанные с накоплением материала для сочинения, его отбором, систематизацией; умения, связанные с составлением алана и письмом по плану; умения, связанные с языковой подготовкой текста; умение выразить в сочинении свою позицию, передать идею; умение создавать текст и записывать его; умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.
В подготовке сочинения выделяются задачи: сбор (собирание) материала к сочинению: на основе своего жизненного опыта и специально организованных наблюдений; систематизация материала для сочинения, выделение главного, отбрасывание второстепенного, а также того, что не относится к теме и не обязательно для раскрытия замысла; расположение материала в нужном порядке; осознание и фиксация собственных мыслей, возникающих в процессе сбора материала для сочинения и его обработки, подготовки; использование материалов в процессе оформления текста – устно или письменно (нередко учащиеся теряют подготовленный материал, не используют его полностью).
Тематика сочинений – перечень, набор тем, рекомендуемых для того или иного класса. Соответствует воспитательным задачам и содержанию изучаемого материала, отражает жизнь самих учащихся, их труд, общественную работу. Тематика должна быть обширна и разнообразна. Младшие: природа, труд, игры, экскурсии Средние: труд, общественная деятельность, выбор профессии, изучаемые основы наук. Старшие: связана с курсом литературы, используются также свободные темы (социальные, патриотические, профессиональные).
Языковая подготовка текста сочинения. На подготовительных этапах к письменному или устному сочинению проводится специальная руководимая учителем подготовка языковых средств в связи со сбором материала и его систематизацией, с составлением плана, обдумыванием композиции.
Языковая подготовка предполагает: отбор слов, составление словарика предстоящего сочинения в соответствии с темой и материалом, выбор наиболее точных слов; подготовку правописания нужных слов, предупреждение возможных ошибок; подготовку оборотов речи, изобразительных средств, фразеологических единиц, цитат; написание небольших фрагментов предстоящего текста, черновых набросков.
На этапе языковой подготовки используются словари, образцовые тексты, подготовленный материал может быть обсужден с учителем. В процессе написания текста разрешается пользоваться подготовленным языковым материалом. Важно, чтобы подготовленные средства языка были действительно использованы. При оценке написанного сочинения учитывается богатство и разнообразие лексики, синтаксических конструкций, умение пользоваться средствами языка, характерными для научного стиля, для художественного сочинения.
Две отметки:
первая: речевое оформление работы; наличие или отсутствие речевых ошибок, фактических ошибок (изменение фамилии, места, последовательности действий), грамматические ошибки (несогласование двух слов), оценивается стиль и логика (последовательность) изложения.
o 1 речевая, 1 грамат., 1 факт., 1 логическая ошибка = 5
o 1 речевая/1 фактическая = 5
o 1 речевая = 5
o двойка – до 10 ошибок
вторая: за грамотность, так как изложение больше экзаменационного диктанта к 4 и 3, 5: 0/0, 1/0, 4+1 ошибка 4/0, 3+1//2 ошибки 6/2, 6/3; 2 грамматические ошибки = 1 орфографической.
Лингвистический анализ текста – вид языкового анализа, его цель – выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения; цель – учить понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей вообще и русских поэтов в частности; выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия.
Анализ текста на лучших образцах литературы знакомит учащихся с понятие «текст». Он тесно связан с разделами курса русский язык, с выразительным чтением, с внеклассной работой.
Анализ языка художественного произведения – вид языкового анализа: предполагает работу учащихся под руководством учителя по обнаружению, выделению и объяснению значений и функций изобразительно-выразительных средств языка, стилистических фигур, стилистического использования прямой, косвенной и несобственно-прямой речи.
Предполагает выделение стилистически не нейтральной лексики: архаизмов, неологизмов, историзмов, жаргонизмов.
Анализ языка связывается с анализом его идейного содержания, изучением индивидуальных особенностей стиля учащихся.
Методика лингвистического анализа текста появилась в рамках речевого развития. Развитие речи и речевое развитие – разные методики. Развитие речи – грамотное владение языком, речевого развитие появилось в начале 90-х из-за падения речевой культуры, цель – исследование уровня речевого развития. Речевое развитие шире чем развитие речи. Включает в себя формирование компетентностей. Три компетентности: владеть языковой культурой, лингвистическая, коммуникативная.
В рамках речевого развития лингвистический анализ текст – объяснить, что есть в тексте на двух уровнях (лингвистическом – слово; смысловом – смысл).
Методика лингвистического анализа текста различается, разные приемы. Основополагающие принципы: связь смысла и выражения. Постепенность, в художественном тексте разбираются уровни языка (смысловой, синтаксический, морфологический, морфемный, лексический, фонетический), принцип обобщения.
Приемы: уроки словесности, концептный анализ (художественный текст как выражение концепта), обращение к эмоциональной сфере школьника, вопросы на повсприятие. Восприятие даже без понимания. Надо владеть языком искусства. В произведениях ложное ощущение, что мы все понимаем. Вглубь произведения – как построено, по каким законам, в чем проявлен замысел автора.