Модели семейного функционирования
Современные подростки: Социально-психологический подход
Патрик Хэвен
Heaven Patrick C.L. Contemporary Adolescence: A Social Psychological Approach. Sydney: Charles Stuart University, 1994. Ch.3. Перевод с английского.
Влияние семьи
Первый опыт взаимоотношений с другими людьми у молодого человека происходит в контексте семьи. Считается, что качество процессов привязанности и развитие близких уз между родителями и ребенком в первые месяцы жизни очень важны для дальнейшего эмоционального здоровья человека. Семья – это та арена, на которой происходит изучение и понимание мира, а также первичная социализация. Данные исследований показывают, что семейные отношения в течение подросткового возраста имеют очень сильное влияние на целый ряд сфер, таких, как: автономия и полноценное развитие дальнейшей независимости человека, самоуважение, индивидуальная патология, проблемное поведение.
Семья – одна из наиболее важных поддерживающих систем, которая реально имеется в наличии у ребенка и подростка. Любое ослабление этой поддерживающей системы (развод родителей или негативное отношение родителей к ребенку) имеет важное значение для функционирования подростка, развития его адаптивных способностей и адекватных идентичностей.
Ниже мы рассмотрим, в какой степени эти факторы (в частности, родительский стиль, контроль или, например, развод родителей) влияют на развитие подростков и их эмоциональную приспособляемость.
Теоретические перспективы
Попытки более глубоко понять характер семейных взаимоотношений осуществлялись с разных теоретических позиций. Особо следует выделить символический интеракционизм, теорию социального изменения и теории семейных систем.
1. Символический интеракционизм пытается представить мир («посмотреть» на него) глазами подростка. Ключевыми понятиями или символами при этом являются: роли, категории, позиции и определения ситуаций. В соответствии с этим взглядом на семью, подростки организуют свое поведение и взаимодействие с другими людьми в терминах, выражающих их собственное восприятие этих символов. Подростки и их родители выполняют разные роли в семье, и их взаимодействие в большой степени зависит от их собственных определений этих ролей. Когда подростки реагируют на действия своих родителей, их реакция включает интерпретацию родительских действий. В соответствии с этой позицией, поведение должно рассматриваться в терминах восприятия других членов семьи.
2. Максимизация наград и минимизация наказаний, центральные элементы теории социального изменения. Подросток может быть вовлечен именно в это, а не другое действие в надежде, что это может повлиять на чье-либо поведение. Подобное взаимное изменение (под влиянием взаимных ожиданий) происходит в каждом межличностном взаимодействии.
3. Многие авторы считают, что семья должна рассматриваться как система: это объединенная система людей, где не просто все ее члены (системы) взаимосвязаны, но каждый имеет еще и внешние связи. Каждый элемент может влиять на любые другие не только в пределах системы, но и в границах своего непосредственного внешнего окружения.
В соответствии с системной перспективой, семья рассматривается как сложное соглашение (приспособление) взаимосвязанных отношений. Для некоторых семей характерны гармоничные отношения, в то время как другие переживают конфликт. Хотя не все семьи характеризуются наличием конфликтности, природа отношений между детьми и родителями всегда подвергается изменениям с того момента, как только ребенок достигает возраста раннего подростка.
Рассмотрим три модели, в основу которых положена различная степень половой зрелости: последняя выступает в качестве некоей детерминанты отношений между родителями и подростками. Их можно интерпретировать в свете символического интеракционизма, теории социального изменения и системного подхода. В первой модели гормональные изменения, происходящие в ребенке, вероятно, имеют воздействие на его (ее) эмоциональное состояние, а, следовательно, влияют и на взаимоотношения с родителями. В одном исследовании, например, было обнаружено, что родители придают значения изменениям, происходящим с их детьми в период их полового созревания, больше, чем сами подростки. Без всякого сомнения, физиологические изменения, происходящие с подростком, ясно напоминают родителям, что их «ребенок» растет и вскоре должен будет принять новые «взрослые» роли в обществе. Савин-Вилльямс и Смолл выяснили, что родители были менее обеспокоены ранней половой зрелостью сыновей, чем поздней половой зрелостью дочерей. Подобные физические изменения в подростке символизируют наступление взрослости.
Модели семейного функционирования
Существует несколько разных, хотя и взаимосвязанных моделей функционирования семьи. Интегративная модель комбинирует элементы и конструкты каждой из главных моделей. Соответственно, можно выделить восемь измерений здорового функционирования семьи:
- индивидуальность — взаимопроникновение;
- взаимность — изоляция;
- гибкость — ригидность (твердость);
- стабильность — дезорганизация
- адекватное (точное) восприятие — искаженное восприятие;
- ситуативный — функциональный (ролевой) конфликт;
- ролевое взаимодействие — конфликтные роли;
- четкие — искаженные (размытые) поколенческие границы.
«Положительные» факторы характеризуют нормальное функционирование семьи, причем улучшение в одном измерении ведет к улучшению в других. Важно помнить, что «нормальное» функционирование не является исключительно прерогативой традиционной семьи.