Диагностика и развитие карьерной компетентности
В этом разделе книги будет рассмотрено понятие карьерной компетентности, точная оценка которой необходима специалисту для построения успешной карьеры независимо от выбранной сферы деятельности, будь то бизнес-организации, государственные учреждения или некоммерческий сектор. Также читатель познакомится с возможностями и способами развития необходимых личностных качеств и умений, влияющих на формирование карьерной компетентности. Управление собственной карьерой через развитие карьерной компетентности позволяет профессионалу, а особенно молодому специалисту, осуществлять свое профессиональное и должностное продвижение осознанно и целенаправленно, избегая при этом серьезных ошибок.
Одна из основополагающих целей подготовки и обучения специалиста в высшей школе — формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность — важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма.
Профессиональная компетентность включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность индивиду действовать ответственно и самостоятельно. Профессиональная компетентность выражается в успешном решении определенного класса профессиональных задач
Важной составной частью профессиональной компетентности является карьерная компетентность.Для успешного трудоустройства после окончания вуза студенту — молодому специалисту необходимо не просто усваивать набор знаний и профессиональных инструментов по конкретной специальности, а формировать и развивать определенные способности и качества.
Под карьерной компетентностью вданном случае понимается метаумение специалиста виртуозно оперировать знаниями и инструментами, дающими воз-
2.2. Диагностика и развитие карьерной компетентности
можность решать, помимо основных, нетипичные и нестандартные карьерные задачи, а также эффективно выстраивать собственный карьерный путь.
В итоге при самооценке молодой специалист должен опираться на слияние ряда ключевых качеств личности со знаниями, умениями, навыками и высокой мотивацией на творческую работу. Качеством такого синтеза оценивается уровень карьерной компетентности.
Достичь необходимого уровня компетентности — стратегическая задача развивающегося специалиста. Ответить на вопрос, как приобрести то или иное требуемое качество (свойство) и что необходимо для этого сделать, а также оценить имеющийся потенциал развития данного качества поможет карьерный супервай-зер — опытный наставник, эксперт и профессионал в области оценочных технологий и карьерного менеджмента.
Карьерная компетентность — это своего рода психологический показатель, определяющий, какие именно из выработанных качеств, умений и способностей требуются для решения сложных, не поддающихся простому алгоритму, комплексных задач. При этом часть знаний, умений и навыков может быть «мертвым грузом», имеющимся в наличии у человека, но не применяющимся в решении сложных или срочных заданий. В то же время другая, «активная часть», максимально использующаяся в таких ситуациях, и составляет карьерную компетентность.
Карьерная компетентность позволяет молодому специалисту периодически фокусироватьв своем восприятии собственные карьерные достижения, а затем правильно рассчитать и вовремя сделать карьерный рывок,выводящий его на ожидаемый уровень в карьере. Это делает человека более успешным на карьерном поприще по сравнению с теми, у кого уровень карьерной компетентности ниже, и они не знают, когда концентрироваться и когда быть решительными и стремительными в карьере.
Если говорить о соотношении карьерной и профессиональной компетентности в целом, то профессиональную компетентность можно представить как набор определенных компетенций, часть из которых — собственно профессиональные, а часть — влияющие на карьерную компетентность (рис. 8). На рисунке 8 общим
Профессиональная компетентность |
Зона карьерной компетентности |
— отдельная компетенция Рис.8. Соотношение профессиональной и карьерной компетентности
Глава 2. Технологии карьерного менеджмента
овалом показано поле профессиональной компетентности, а отдельным внутренним овалом серого цвета обозначена зона карьерной компетентности.
Сочетание имеющихся у человека карьерных компетенций определяет его дальнейший путь развития, в том числе и конкретный карьерный сценарий.
Рассматривая возможность развития карьерных компетенций у студентов старших курсов и молодых специалистов, что в дальнейшем складывается в карьерную компетентность, необходимо на первом этапе определить:
1) к какой профессиональной сфере относится получаемая человеком специ
альность (сфера предопределяет карьерный путь и, соответственно, имеет
набор своих компетенций);
2) наличие у человека деловых и личностных характеристик, которые позволи
ли бы ему реализовать выбранный карьерный сценарий и раскрыться в
предпочтенной сфере деятельности;
3) уровень сформированности у человека мотивации к обучению недостающим
навыкам и необходимым техникам.
Современный вуз имеет возможность создать условия для формирования системы развития карьерной компетентности у студентов уже в процессе обучения, начиная с первого курса. Для реализации этой задачи развитие карьерной компетентности должно войти в цели и задачи обучения. Для этого необходимо выполнить ряд условий.
1) Перестроить учебные планы специальностей в соответствии с программами
развития и наработки профессиональных компетенций.
2) В процессе обучения с целью оценки уровня сформированности профессио
нальных и карьерных компетенций можно ввести ряд «контрольных точек»
(промежуточные аттестации: 1-й семестр — входной контроль, 4-й и 8-й се
местры — промежуточный контроль, последний семестр — итоговый кон
троль).
3) Внедрить в учебный процесс в качестве дополнительных образовательных
программ тренинги по формированию и развитию необходимых психологи
ческих качеств, другими словами, создать комплексную программу психоло
гического сопровождения карьеры молодого специалиста на основе диффе
ренцированного подхода к студентам и выпускникам вузов.
4) Предложить консалтинговую услугу карьерного супервайзера. Им может
быть индивидуальный наставник — профессиональный управленческий пси
холог или опытный специалист-практик (не обязательно преподаватель вуза),
который будет работать в режиме мастер-класса. В ходе предлагаемой
карьерной супервизии у студента, как у будущего специалиста, формирует
ся стиль взаимоотношений с руководством. Следует отметить, что характер
отношений с первым руководителем является одним из ключевых факторов
успешного развития карьеры профессионала.
5) Создать условия для непосредственного делового контакта студентов и до
бившихся значительных карьерных успехов профессионалов (открытые
конференции с участием профессионалов и студентов; бизнес-инкубаторы,