Методы оценки трудоемкости и стоимости исследования

Для решения этого вопроса может быть использовано несколько методов:

• опытно-статистический;

• нормативно-аналоговый;

• экспертный;

• директивный;

• расчетно-аналитический.

Опытно-статистический метод.Метод основывается на перенесении опыта предыдущих исследова­ний на предстоящую работу. На основе сопоставления особенностей предстоящего исследования с накопленной статистикой ранее выпол­ненных исследований разрабатываются нормативы продолжительно­сти и трудоемкости планируемых работ. В качестве аналогов при срав­нении могут использоваться данные фирм, проводящих маркетинговые исследования на коммерческой основе.

Нормативно-аналоговый метод.Метод, как и предыдущий, основывается на накоплении информации о продолжительности и трудоемкости ранее проводимых исследова­ний, однако в этом случае нормативы вычисляются с помощью пере­водных коэффициентов, учитывающих сложность и новизну предсто­ящей работы.

Экспертный метод.Метод применяется в тех случаях, когда нет возможности использо­вать нормативы трудоемкости и продолжительности исследования по аналогии или отсутствует опыт планирования и организации иссле­дований. Опытные специалисты способны предложить «оптимистиче­ские», т. е. минимальные, оценки продолжительности работ и «песси­мистические», или максимальные, значения.

Директивный метод.Этот метод стоит упомянуть для полноты обзора. При его использова­нии руководитель определяет крайний срок предоставления резуль­татов исследования, однако здесь необходимо помнить, что резервы сокращения продолжительности исследования за счет привлечения большего числа сотрудников небезграничны.

Расчетно-аналитический метод.Этим методом определяется трудоемкость и продолжительность ис­следования на основе нормирования продолжительности отдельных этапов и операций. Предстоящая работа разделяется на отдельные эле­менты, для которых производятся расчеты ожидаемой трудоемкости и продолжительности с помощью эмпирически установленных формул. В самом названии каждого из приведенных методов нормирования подчеркиваются его специфические черты, отличающие данный метод от других. Вместе с тем каждый из методов, за исключением директивного, содержит некоторые элементы других методов. Например, эксперты, принимая решение о показателях трудоемкости и продол­жительности исследования, стремятся к максимальному овладению статистической информацией и активно прибегают к заключению по аналогии. В свою очередь, расчет переводных коэффициентов не яв­ляется строго аналитической процедурой и в значительной мере осно­ван на мнении экспертов.

Разработка нормативов трудоемкости и продолжительности исследования.Процесс разработки нормативов трудоемкости и продолжительности исследования состоит из следующих шагов (рис. 5):

1. Определяются объекты и методы нормирования.

2. Классифицируются объекты нормирования.

3. Устанавливается система оценки трудоемкости и продолжитель­ности. Основными критериями трудоемкости и продолжительности служат сложность работ, их новизна и т. п.

Методы оценки трудоемкости и стоимости исследования - student2.ru

Рис. 5. Алгоритм разработки нормативов трудозатрат и продолжительности выполнения работ

4. Создается исходная статистическая база нормирования в процес­се сбора и систематизации информации, отражающей трудоем­кость и продолжительность ранее выполненных работ. Источни­ком информации служат данные самофотографии рабочего дня, материалы наблюдений, учетные графики и т. д.

5. Разрабатываются сводные нормативные материалы и устанавли­ваются (в соответствии с принятым способом нормирования) нор­мативы трудозатрат и продолжительности выполнения работ.

Основой для разработки нормативов является выделение структур­ных элементов процесса исследования.

Выделение объектов нормирования.Анализ методической литературы позволяет выделить наиболее круп­ные структурные компоненты организации исследовательской рабо­ты (основные этапы).

Этап первый — разработка заказа на исследование или постановка задач. Цель этапа заключается в детальной проработке задания на ис­следование, формулируемого «заказчиком». При этом тщательно об­суждаются цели и задачи исследования, уточняется характер и объем информации, требуемой «заказчику» для принятия управленческого решения, назначается уровень надежности данных, сроки проведения этапов и отдельных операций исследования, конкретизируются осо­бенности организации сбора информации.

Этап второй — составление программы по сбору необходимой ин­формации, где разрабатываются или уточняются процедуры сбора информации, их концепция и характеристика.

Этап третий — разработка полевых документов. Содержание этапа связано с созданием рабочих вариантов методик, их апробацией, ут­верждением (согласованием с заказчиком) полевых документов и со­ответствующих инструкций для полевого персонала.

Этап четвертый — разработка выборки. В хронологии этот этап осу­ществляется одновременно с разработкой полевых документов. В со­держание этапа входят сбор статистических данных о генеральной со­вокупности, построение выборочной модели, разработка плана организационных мероприятий, подготовка всей документации, необ­ходимой для формирования выборки.

Этап пятый — тиражирование полевых документов (передача доку­ментов в типографию).

Этап шестой — сбор первичной информации. Действия на этом эта­пе обусловлены спецификой используемых методов сбора данных, характером исследуемой совокупности и типом собираемой информа­ции, сроками проведения исследования. Этап содержит всю совокуп­ность процедур по подготовке документов для их заполнения, по об­учению сборщиков первичных данных (интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей и др.), координации и управлению их деятельностью, по приемке и первичному контролю поступающих полевых документов.

Этап седьмой — обработка информации. Здесь учитываются трудо­емкость необходимых предварительных преобразований первичной информации (кодирование, перфорация, ввод данных в ЭВМ и их кон­троль) и период машинной обработки.

Этап восьмой — анализ результатов обработки и подготовка отчета об исследовании. На этом этапе выполняются следующие виды работ: составляется макет отчета, анализируются результаты машинной об­работки первичной информации, подготавливаются отчеты (эксцресс-отчет, промежуточный отчет, итоговый документ), разрабатываются практические рекомендации на основе итогов исследования и форму­лируются новые задачи для последующих исследований.

Этап девятый — консервация материалов исследования. Консерва­ция заключается не только в пакетировании и описи всех имеющихся документов, но и в создании машинного архива данных, а также тщатель­ной фиксации хода исследования с целью анализа его организации.

Структура и конкретные значения нормативных показателей зави­сят от типа исследования.

Первый тип — углубленное исследование малоизученных проблем; ориентировано на выработку совокупности практических рекоменда­ций или характеризуется комплексным, многоуровневым характером исследования процессов и явлений, как правило, с использованием разнообразных методов и приемов сбора информации по нескольким методикам.

Второй тип — регулярное исследование; оно проводится по более узкому спектру проблем для конкретизации и углубления имеющихся разработок и эмпирических данных. Сбор данных осуществляется на вы­борке, не превышающей трех тысяч респондентов, по одной методике.

Исследования третьего типа — зондажные.

К ним близки исследования четвертого типа — экспресс-исследова­ния; они проводятся для оценки конкретных состояний объекта ис­следования. Зондажи связаны с изучением отдельных явлений, а экс­пресс-исследования — с изучением отдельных характеристик этих явлений и процессов. Специальные приемы повышения надежности данных не разрабатываются. Используется уже накопленный опыт и разработанные ранее, апробированные методики. Объем выборки не превышает 2000 респондентов.

Общая продолжительность исследований значительно меньше сум­мы продолжительностей этапов. Дело в том, что отдельные этапы ис­следования реализуются одновременно.

Обоснование показателей продолжительности и трудоемкости тре­бует выделения более мелких итераций, нежели этап. Маркетинговые исследования отличаются значительной вариабельностью качествен­ных и количественных параметров этапов, поэтому невозможно ори­ентироваться при определении продолжительности исследования толь­ко на укрупненные нормативы.

Для обозначения итераций, составляющих этап исследования, мож­но использовать термин «процедура». Конечно, выделить границы, дать точное описание содержания процедур в отдельных случаях затруд­нительно, однако даже обобщенное описание будет применимо для обос­нования нормативов на подготовку и проведение исследований.

Более подробно можно изучить нормативы трудоемкости отдель­ных процедур в работе «Методы сбора информации в социологиче­ских исследованиях. Кн. 2.» — М.: Наука, 1990 г.

Стоимость 1000 телефонных интервью (выборка без «фильтра») составляет от $1000 до $1800 (средняя стоимость $1500).

Стоимость 500 личных интервью на местах продаж составляет от $500 до $2500 в зависимости от требований к отбору респондентов и места опроса.

Стоимость 500 личных формализованных интервью на рабочем ме­сте составляет от $2000 до $5000 в зависимости от требований к отбо­ру респондентов.

В стоимость услуг, как правило, входят: оплата разработки и тиражи­рования анкеты, проведение опроса и контроль работы интервьюеров, обработка результатов опроса, создание служебной базы и файла от­чета, содержащего описание всего цикла выполненных работ, таблицы

и графики, представляющие основные распределения по информаци­онному массиву, комментарии, прогнозы специалистов.

Стоимость проведения фокус-группы составляет от $300 до $1200 (средняя стоимость около $500). В стоимость, как правило, включает­ся оплата разработки сценария фокус-группы, тиражирование необ­ходимых материалов, подбор и приглашение участников (вознаграж­дение и/или подарки участникам оплачиваются отдельно!), проведение фокус-группы, составление отчета, аудио- и видеозапись беседы.

4.4. Организация работы персонала

Работа с персоналом — наиболее важная часть процесса реализации исследования, поскольку достоверность собранных данных во многом зависит от точности и правильности действий каждого сотрудника. Низкий уровень подготовки и инструктирования может сказаться на отношении персонала к выполняемым полевым процедурам и поро­дить небрежное исполнение поручаемой работы.

Подготовка персонала может рассматриваться как начальный этап реализации исследования, поскольку это «пограничный» шаг, отделя­ющий исследователей от непосредственного сбора информации.

Организация работы по подготовке персонала состоит из ряда действий:

1. Подбор штата в соответствии с психологическими, интеллекту­альными и иными требованиями.

2. Подготовка методического обеспечения работы персонала (ин­струкций, памяток, учебных программ).

3. Разработка организационно-правового обеспечения работы (до­говоров, заданий, систем оплаты).

4. Обучение персонала (инструктаж, тренинги).

5. Контроль качества работы персонала.

Комплектация штата дополнительными сотрудниками

Как правило, исследовательский отдел не в состоянии выполнить весь объем исследовательских мероприятий самостоятельно, поэтому воз­никает вопрос о привлечении временных работников.

Чаще всего потребность в увеличении штата полевого персонала проявляется при проведении количественных опросов, так как это наи­более массовые исследовательские мероприятия.

Расчет необходимого количества полевых работников (например интервьюеров) можно произвести, воспользовавшись формулой:

Методы оценки трудоемкости и стоимости исследования - student2.ru(4.9)

где И — оптимальное число интервьюеров, а — норма опроса респон­дентов в день (при личном контакте это составит 5-7 человек), Т — количество дней, отводимое на сбор информации, п — объем выборки. Количество требуемых кодировщиков для обработки открытых во­просов анкет определяется по формуле:

Методы оценки трудоемкости и стоимости исследования - student2.ru (4.10)

где К — оптимальное число кодировщиков, А — норма обработки воп­росов в день (в среднем один кодировщик за день может обработать около 500 вопросов), Г— количество дней, отводимое на кодирование информации, п — объем выборки, О — число открытых вопросов в ан­кете.

Основные способы привлечения интервьюеров - это объявления о приеме на работу в прессе.

К персоналу при отборе предъявляются как минимум следующие требования:

• уровень образования — не ниже среднего;

• умение работать с людьми, доброжелательность, внимательность, аккуратность, терпеливость;

• хорошая дикция;

• не занимать какой-либо руководящей должности.

Для проверки необходимых качеств могут использоваться тесты на определение коммуникабельности, темперамента, скорости речи, доб­росовестности в работе.

Обучение персонала.Наиболее распространенными формами обучения персонала в ходемассовых опросов являются инструктаж и проведение тренинга попробному интервьюированию.

Инструктаж.Проведение инструктажа призвано решить ряд задач:

1. Ознакомить интервьюеров с целями исследования, разъяснить основные положения используемой методики.

2. Продемонстрировать процесс интервьюирования на практике, сопровождая его подробными пояснениями насчет приемов фик­сирования ответов респондентов в бланке, правил пользования дополнительными карточками с вариантами ответов, уточнения непонятных респондентам вопросов.

3. Дать четкие указания о регламенте проведения работ.

i 4. Объяснить, как и где отбирать респондентов для опроса, как вес­ти себя в различных ситуациях, например в случае отказа рес­пондента отвечать на вопрос, как заменить респондента.

5. Сформировать бригады интервьюеров, объяснить характер взаи­модействия (при получении задания и инструктажа, при получе­нии и сдаче документов).

После проведения инструктажа бригадиры раздают задания и по­левые документы в своих группах.

Выдача задания.Работу по подготовке заданий выполняют бригадиры, которые возглав­ляют бригаду из 20-25 интервьюеров. Задание рассматривается как нормативная единица при планировании нагрузки сотрудника и кон­троле процесса сбора информации. В задании указывается количество опрашиваемых каждым интервьюером, время, место и конкретные опрашиваемые лица, сведения о самом интервьюере. Перед началом работ задания заполняются в двух экземплярах, один передается ин­тервьюеру, другой остается у организаторов.

Тренинги.Тренинги могут проводиться в виде ролевой игры друг с другом, когда роль респондента исполняется кем-то из сотрудников. Далее подроб­но обсуждаются положительные и отрицательные стороны проведен­ного интервью.

Пробное интервью под наблюдением более опытного сотрудника также позволяет начинающим интервьюерам получить необходимые навыки проведения подобного мероприятия.

Контроль работы персонала.Контроль работы персонала складывается из проверки организации процесса сбора информации и проверки содержания работы.

Организация процесса сбора информации опирается на соблюде­ние заданных сроков. Поэтому ежедневный сбор заполненных форм позволяет проконтролировать фактическую последовательность исполнения задания. На случай возникновения непредвиденных ситуа­ций в отделе должны постоянно дежурить бригадиры, чтобы помочь интервьюерам вовремя решить организационные вопросы.

Сложнее оценить содержательную сторону работы, например про­верить правильность проведения интервью. Частично это удается вы­явить в момент приемки заполненных документов. Однако возможны и другие формы контроля работы персонала, если характер заполне­ния полевых документов вызывает подозрения или контролер не за­стал интервьюера в положенном месте в положенное время за работой. В этом случае проводится повторное интервью под предлогом того, что часть ответов респондента оказалась незафиксированной, или не­посредственное наблюдение за ходом интервью, осуществляемое бригадиром или другим контролером. В ходе повторного интервью рес­понденту задаются вопросы о проводившемся ранее интервью, об ин­тервьюере и произведенном им впечатлении, выясняется отношение к опросу, понимание смысла отдельных вопросов.

Как отмечает Г. А. Черчилль, большинство коммерческих исследо­вательских фирм проверяет 10-20% опросных листов путем проведе­ния контрольного почтового или телефонного интервью, при этом про­веряется следующее:

• Степень знакомства респондента с интервьюером, т. е. проверя­ется, не являются ли респонденты близкими знакомыми интер­вьюера.

• Соответствие заданному методу опроса. Например, действитель­но ли проводился личный опрос, а не телефонный.

• Полнота заданных вопросов. Например, не были ли упущены из рассмотрения важные вопросы.

• Правильность демонстрационной процедуры. Проверяется, как проводилась требуемая в ходе исследования демонстрация това­ра или других материалов.

• Общая реакция на контакт с интервьюером.

Планирование концепции и разработка рабочих документов

Проблемы измерения

Под рабочим документом подразумевается анкета, бланк наблюдений и иные формы, предназначенные для фиксирования сведений. Проек­тирование рабочих документов решает проблему идентификации и из­мерения состояния изучаемого явления.

Наши рекомендации