Социальное общение, организованно осуществляемое в масш­табах всего общества, называется массовой коммуникацией

Массовая коммуникация ориентируется на массовые соци­альные запросы, особенности социальной системы данного об­щества. При этом учитываются социальные чувства массовой аудитории, ее гражданский, политический и культурно-истори­ческий опыт, национальные особенности.

Каждая социальная система формирует свою ценностно-нор­мативную структуру — идеологию,ориентировочную основу жизнедеятельности данного общества. У цивилизованного об­щества приоритетны общегуманитарные ценности — социальная справедливость, демократизм, права человека. При помощи раз-

268 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

личных средств массовой коммуникации (печать, радио, теле­видение, средства искусства) идеологи общества формируют определенное отношение общественных слоев, больших соци­альных групп к общественно значимым явлениям.

Назревшие социальные проблемы осознаются общественно­стью путем сопоставления и борьбы мнений, взглядов и поли­тических позиций. Кроме информативной функции коммуни­кативные акты имеют экспрессивные (эмоционально возбужда­ющие) и социально-контактные (фатические) функции.

Стремительно возрастающий объем массовой информации стал основной отличительной особенностью современного об­щества. Информационный взрыв в современном обществе в значительной мере определяет психологический тип современ­ного человека.

Телевидение, пресса, радио, компьютерные системы обеспе­чили глобализацию повседневного общения, интеграцию пла­нетарной духовной жизни. Развитие средств массовой комму­никации расширило возможности культурного обмена, распро­странения достижений культуры.

Наряду с этим современные средства массовой коммуника­ции вызвали к жизни социально-психологический феномен массовой культуры.Массовая культура, рассчитанная на массо­вое потребление, приобрела в ряде случаев черты культурного суррогата, содержание которого упрощает и примитивизирует человеческие отношения, проповедует культ внешнего успеха, обесценивая высокую культуру.

Средства массовой коммуникации стали средствами форми­рования особого психологического феномена — идеологическо­го, культурного, правового, политического и другого пространст­ва. Общественное сознание в этих условиях становится более дифференцированным и структурированным.

Современные средства массовой информации вызвали к жизни и феномен политического зрелища— сделали зримо дос­тупной политическую жизнь общества и отдельных политичес­ких сил. Люди стали свидетелями политических событий, ак­тивными носителями политических симпатий и антипатий. Политические деятели получили новые возможности для своей пропаганды и политической мобилизации.

Появилась возможность совершения акций со скрытым по­литическим эффектом, осуществления широкомасштабных по­литических игр. Однако наряду с этим возрастает и возмож-

§ 8. Психология массовой коммуникации

ность социального контроля над политическими процессами. Демократизация общества ставит все больше заслонов бесконт­рольным политическим акциям.

Средства массовой информациивыступают как регуляторы массовых форм поведения.Они формируют совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Широко освещаются различные сфе­ры производства, экономики, политики, потребления, общения, искусства, спорта, судебной хроники и досуга. При этом учиты­ваются мера информированности масс и их познавательных возможностей, уровень потребностей и интересов, совокупность ценностных ориентации и установок.

Психология массовой коммуникациикак отрасль социальной психологии исследует влияние объективных и субъективных факторов на эффективность массового общения, формирова­ние, закрепление и изменение массовых установок, возникно­вение и функционирование общественного настроения и обще­ственного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям, закономерности усвоения и переработки информа­ции, ее принятия или непринятия.

Средства массовой коммуникации в демократических обще­ствах так или иначе дистанцируются от государственной власти. Политические же деятели стремятся приблизиться к ним, и некоторые из них хотят приблизиться так близко, чтобы при­брать эти средства к рукам.

Власть всегда проявляет тенденцию управлять новостями. Допуски на брифинг получает, как правило, ограниченное по определенному принципу количество корреспондентов. Выгодная верхам информа­ция получает преимущественное распространение.

Всевозможные политические шоу (когда президент «случай­но» сталкивается с определенным корреспондентом или груп­пой трудящихся) прочно вошли в арсенал традиционных при­емов апеллирования к народу.

Большая армия специалистов по рекламе трудится над тем, как преподнести массам предметы духовного и материального ширпотреба.

Специфика деятельности органов массовой коммуникациисо­стоит в том, что они, как правило, являются не источником, а ретранслятором информации. Широкая же аудитория склонна отождествлять ретранслятора с источником. (Извечное стремле­ние казнить всадника, принесшего плохую весть.) Этим широко

270 Глава 8. Психология социального взаимодействия личности

пользуются и властные структуры — они пытаются переложить вину за нерешенность многих острых проблем на средства мас­совой коммуникации — печать, радио, телевидение.

Не исключаются и приемы косвенного нажима на «слишком свободолюбивых». Для этого используются различные приемы — проверки, «засекречивания», обсуждение различных проектов законов о печати, угрозы редакциям и студиям о прекращении финансирования, слежка за журналистами, публикующими ост­рокритические материалы, лишение доступа неугодных журна­листов к неофициальным источникам информации, возможно­сти освещать зарубежные поездки политических лидеров и т. п.

Роль журналистов, работников радио и телевидения особен­но, велика в период социальной реформации: отбирая опреде­ленные факты, снабжая их своими комментариями, они в зна­чительной мере выступают организаторами общественного со­знания и общественного настроения.

Многие из них сами становятся неформальными лидерами общества, образуют коммуникационную элиту. Их лица и име­на становятся знакомыми широким массам. Они пользуются особым дружелюбием ведущих политиков. Сами же они в зна­чительной мере определяют политику представляемого ими органа.

Руководители органов массовой коммуникации, как правило, стремятся уйти от ультралиберальных крайностей. Расхождения в позициях этих органов уменьшаются по мере их приближения к высшим эшелонам власти. Однако острая внутриполитичес­кая борьба, отражаемая прессой, радио и телевидением, объек­тивно содействует широкой информированности населения.

Основной функцией средств массовой коммуникации явля­ется соционормативная регуляция жизнедеятельности общества. Однако общество обладает и специальным государственно-рег­ламентированным институтом соционормативной регуляции — институтом права, системой правовой регуляции.

28. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом осуществляется на основе взаимосвязанных идеологических, политических и экономических концепций, всестороннего учета социально-психологических закономерностей.

социальное управление призвано обеспечить прогрессивное развитие общества и его подсистем на основе определения критериев и показателей социального развития общества, установления этапов и средств достижения планируемых его состояний.

социальное управление имеет многоуровневую структуру. Высшие уровни социального управления определяют социальную политику – основные направления социально-экономического развития общества. Местные уровни власти осуществляют функцию регионального самоуправления.

эффективность социального управления зависит от учета интересов и воли всех социальных групп общества. Важнейшая задача социального управления – стимулирование активной социально положительной деятельности всех членов общества через формирование соответствующих потребностей и мотивов поведения, приоритета социальных ценностей.

цели и средства прогрессивного развития общества определяются на основе научных, в том числе и социально-психологических, знаний.

демократически ориентированное социальное управление призвано обеспечить социальную защищенность личности, реализацию ее основных прав, оптимального уровня жизни, необходимого для развития личности.

на каждом историческом этапе развития общество представляет собой целостный самоорганизующийся организм с присущей ему экономической и социальной структурой, соответствующими способами социальной регуляции.

социальное управление осуществляется системой социальных организаций – целевых социально-функциональных образований: политических, правовых, хозяйственно-производственных, оборонительных, культурных, образовательных и др.

социальная организация позволяет сконцентрировать необходимые усилия в социально значимых направлениях, использовать преимущества специализации, синхронности, однонаправленности массовых действий. Для социальных организаций характерна формализация задач, стереотипизация способов их реализации, иерархизация групповых структур, строгая регламентация поведения членов организации. Социальная организация имеет линейную иерархическую структуру – одностороннюю зависимость низов от власти верхов. В ней формируются корпоративные нормы и стандарты поведения.

социальное управление – общественный механизм выдвижения обоснованных программ социального развития, изыскания адекватных средств решения социальных проблем.

социальное управление зависит от развитости механизма управления, иерархической организованности его подсистем, их функциональной дифференциации и стратегической интеграции.

социальное управление состоит из ряда циклов: социальное прогнозирование – социальное проектирование – социальное планирование – социальное регулирование – итоговый результат и его адекватная оценка.

социальное прогнозирование означает исследование возможных перспектив социального развития при существующих стартовых условиях, выявление альтернатив развития с широким использованием методов экспертных оценок и научного моделирования. Существенно также выявление возможных ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений.

для решения конкретных социальных проблем разрабатываются отдельные социальные программы, определяются их поэтапность и механизм достижения. Идейный ориентир социального управления – идеология – система постулатов, отражающих базовые ценности данного общества.

в процессе исторического развития общества формировались различные идеологии (монархизм, клерикализм, консерватизм, либерализм, коммунизм, социал-демократизм и др.).

прогрессивные деятели политико-философской мысли второй половины xviii в. Сформировали идеологию либерализма – всеобъемлющую идеологию нового времени (от лат. Liberalis – касающийся свободы). Общей интеллектуальной и нравственной установкой либерализма является признание приоритета прав личности в условиях рыночного хозяйства, свободного предпринимательства и демократического устройства общества, минимизации регулирующей роли государства. Либерализм стал доминирующим типом западной социально-политической культуры, идеологией гражданского общества.

основу либерализма составили следующие социально-политические и социально-психологические ценности: абсолютная ценность человеческой личности, изначальное равенство всех людей; автономия личности, ее индивидуальной воли, ограниченность ее только прямыми правовыми запретами; ее право на жизнь, свободу и собственность; верховенство закона как инструмента социального контроля; "право личности жить в соответствии с постоянным законом... И не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека" (джон локк); защищенность частной жизни человека от государственного вмешательства; избежание произвола государственной власти путем разделения ее на три сбалансированных ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

идеология либерализма – идеология самодостаточности личности, ее централизации в жизнедеятельности общества, незыблемая правовая обеспеченность ее достойного социального статуса.

доминирующими субъектами социального управления в нашем обществе пока еще остаются органы государственной власти и отдельные политические лидеры. От их управленческой и человековедческой культуры зависит социальный прогресс общества. Стиль их мышления должен соответствовать современным гуманитарным и социально-технологическим требованиям. Свежий ветер современных социальных ценностей должен выветрить затхлые коридоры традиционной бюрократии. Бюрократическая власть должна быть поставлена под строгий социальный контроль. Общество должно обязать власть овладеть современными основами социального управления. Отсталая рутинная бюрократия, не освоившая современные социальные технологии, создает разбалансированность социального пространства, она не осознает социальные приоритеты, отвергает средства социальной защиты общества, противится демократическому разрешению актуальных социальных проблем. Устаревшие механизмы социального управления требуют кардинального обновления на современной научной основе.

наше общество страдает от сбоев в механизме реализации управленческих решений. По-прежнему обилие противоречивых и невыполнимых законов компенсируется их всеобщим игнорированием. Эффективность социального управления определяется не принятыми решениями, а его результатами. Социальное управление – это не управление людьми, а создание оптимальных условий для их жизнедеятельности.

современное социальное управление невозможно без овладения современными социальными технологиями.

социальная технология – механизм социального управления, основанный на формализации объекта социального управления, вычленении строго необходимых операций и процедур для достижения положительных изменений в этом объекте. Для этого необходимо исследование структуры объекта управления, четкое вычленение его элементов, выявление закономерностей их функционирования. Технологизация социального управления предполагает расчленение процесса управления на этапы, определение системы управленческих операций внутри каждого этапа, определение поэтапности действий для получения необходимого результата.

объектом технологичного социального управления является социальное пространство – все то, что обеспечивает непосредственную защиту интересов человека, обеспечивает его жизнедеятельность на оптимальном уровне. Социальное пространство – это поле взаимодействия общества и личности, обеспечивающее удовлетворение культурных, духовных и материальных нужд личности, реализующее демократические основы гражданского общества.

развитие социального пространства через катаклизмы, кровавые классовые бои ушло в безвозвратное прошлое. Социальное пространство изменяется только инновационными методами: на основе системных исследований, социального моделирования, развития социальных организаций, технологического обучения, повышения деятельностной активности населения методами мотивационной стимуляции.

возрождение россии может произойти лишь на основе коренной реорганизации власти, государственного управления, слома мимикрировавшей бюрократической системы, внедрения новых социальных технологий. Для этого необходимы мощные политические силы, способные оздоровить массовое сознание, вызвать к жизни новые социальные процессы.

гражданское общество – это общество, способное контролировать деятельность всех ветвей власти, все социальные процессы, это общество с высоким гражданским самосознанием его членов. Советский стиль мышления, укоренившийся в умах большинства наших людей, – основное препятствие на нашем пути к гражданскому обществу и правовому государству. Новое социальное содержание нельзя упаковать в старые социальные формы.

низкий уровень управленческого процесса в нашем обществе находится в вопиющем противоречии с накопленным общемировым опытом социального управления. Наше общество должно овладеть современной доктриной социального управления. Это и должно быть нашей "национальной идеей". От экстенсивного использования национальных ресурсов мы должны перейти к использованию новых ресурсных возможностей (подобно тому, как это сделала в свое время япония). Необходима национальная стратегия устойчивого развития, концепция поэтапного вхождения россии в мировую цивилизацию. И прежде всего гражданин нового общества должен получить статус собственника. Только положение собственника мотивирует деятельностную активность человека, приносит ему подлинную свободу и вместе с ней чувство гражданской ответственности. Человек, ничего не имеющий, не несет и никакой ответственности. Преобразование отношения собственности – это не только экономическая и политическая проблема, это проблема и социально-психологическая. Необходима реанимация утраченной нами культуры собственности. Необходимы разработка и реализация проблемы социализации капитала, формирование психологии среднего класса, создание конкурентного поля для широких масс. Не природные ресурсы определяют богатство страны, а интеллектуальная емкости используемых технологий, уровень профессиональной квалификации работников, эффективные способы социального управления, условия реализации творческого потенциала личности. Идеи монетаризма и индивидуализма, на которые уповали наши политические деятели, давно изжили себя. Стихийный рынок не может быть панацеей от всех бед. Общество социально организуется правовым государством, которое держит под своим контролем все то, что необходимо для социального развития. Правовое государство должно обеспечить личности ее право выбора и форм собственности, и форм деятельности. Только становясь разумным хозяином самому себе, индивид становится личностью. Государство должно быть гарантом равнодоступности всех граждан к самореализации. Эффективность социального управления в развитых странах связана с использованием социальных резервов производства, эффекта корпоративности.

отношения коллективизма в рыночных условиях не только не игнорируются, но повсеместно культивируются. Развитые общества отличаются своей высокой социальной, коллективистской организованностью. Развитие мировой цивилизации идет не по пути монетаристского индивидуализма, не по пути материального расслоения членов общества, не по пути конфронтации социальных слоев общества, а по пути социальной интеграции. Средства производства переходят в руки тех, кто их приводит в действие, людей, которые работают. Социальной базой развитых обществ является средний класс, класс средних собственников и непосредственных производителей. Благополучие среднего класса и обеспечивает социальное равновесие в обществе. И государственное управление в развитых обществах все более ориентируется на интересы среднего класса. Кризис же государственности, характерный для нынешнего положения россии, главным образом связан с игнорированием насущных потребностей той массы населения, которая объективно предназначена быть средним классом. Власть же пока озабочена своими собственными интересами. Из механизма ее функционирования выхолощены такие демократические процедуры, как экспертная оценка принимаемого экономического курса, объективный анализ жизненного уровня населения и др. Общество должно подняться над государством, аппаратом чиновников и поставить их на службу своим общественным интересам. Сонм чиновников паразитирует пока на пассивности общественного сознания. Но чем дальше мы уходим от эпохи тоталитаризма, тем выше поднимает голову придавленный ею человек. И переходный период – это период постепенного исправления тех психических деформаций, которым был подвержен человек в стране за колючей проволокой.

человек может стать подлинно свободным лишь тогда, когда базовые социальные ценности будут его личностными ценностями. Богатство человека – это его освобожденность от стихии низменных страстей, его личностное самопостроение, его духовность, противостояние всему, что унижает достоинство человека. Богатство же общества – свободно самосозидающаяся, социально ответственная личность. Три силы должны царить в обществе – власть закона, власть интеллекта и власть нравственности. Лишь на этой базе гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся система. Основная задача социального регулирования и состоит в охране гражданских механизмов общественной саморегуляции.

29. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ ПАМЯТИ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОКАЗАНИЙ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

Свидетельские показания в большинстве случаев формиру­ются в результате непроизвольного (непреднамеренного) запо­минания.

Это значительно снижает объем и точность запоминания и воспроизведения. Однажды на лекции профессора Листа по уго-

122 Глава 3. Познавательные психические процессы

ловному праву произошел следующий инцидент. Один из сту­дентов, оскорбленный замечанием другого студента, набросил­ся на него с угрозами. В ответ на это другой выхватил из карма­на револьвер и прицелился в нападающего... Инцидент был прекращен в результате вмешательства присутствующих. Дело разбиралось в университетском суде. По нему прошло много свидетелей. Процент непреднамеренно ложных показаний у каждого свидетеля колебался от 20 до 80, а свидетелями были студенты, специализирующиеся по уголовному праву. Причем по основной и наиболее напряженной части события (когда возникла угроза выстрела) процент ошибочных показаний еще более резко возрос.

По этой части не только давались ложные, но и прибавля­лись вымышленные показания. Этот инцидент специально был инсценирован профессором Листом для изучения формирова­ния свидетельских показаний. Такие эксперименты были неоднократно повторены, в них были получены аналогичные результаты.

В опытах Штерна было исследовано изменение показаний свидетелей в зависимости от промежутка времени между запо­минанием и воспроизведением. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание (преднаме­ренное запоминание).

Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, т. е. у них была установка на запоминание. Первый опрос был произведен тотчас после экспозиции, а второй — через пять дней.

Было установлено, что отсрочка воспроизведения на пять дней увеличивает количество ошибок на 10%. В опытах также было установлено, что из всех показаний безошибочным был только 1%. При этом надо учитывать, что восприятие обстоя­тельств было целенаправленным, с установкой на запоминание, а преднамеренные ложные показания были полностью исклю­чены.

В этих и других опытах установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно также отметить, что чем выше ответ­ственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок. (В бпытах Штерна эта ответственность повышалась вопросом экспериментатора: «Можете ли вы дать присягу, что ваши показания правильные?»)

Показательным является и само содержание ошибочных от­ветов. Например, один испытуемый, рассказывая про картину

§ 7. Использование знаний о закономерностях памяти 123

«Переезд художника на новую квартиру», ошибочно утверждал, что телегу везет не лошадь, а осел. Испытуемые часто вводили в показания предметы, отсутствующие в картине, но которые обычно бывают в данной ситуации (так, один испытуемый ут­верждал, что сбоку от лошади бежал пудель, что в руках у ху­дожника были часы, в действительности — была лампа).

Иногда необычное свойство предмета заменялось другим, более привычным.

Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая те или иные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, ко­торые соответствуют их эмоциональным состояниям. При ис­пуге преувеличивается степень угрожающих обстоятельств, чув­ство ненависти содействует воспроизведению прежде всего не­гативных качеств другого человека и т. п.

Запоминание различных событий и обстоятельств свидете­лями обычно бывает непланомерным, специально неорганизуе­мым. Наиболее характерными ошибками воспроизведения при таком запоминании являются:

1) смешиваются предметы (вместо одного предмета указыва­
ются сходный с ним другой);

2) изменяется количество предметов (увеличивается или уменьшается в зависимости от отношения к событию, эмоцио­нального состояния и т. д.);

3) при воспроизведении событий и обстоятельств осуществ­ляется их реконструкция в зависимости от индивидуально-ти­пологических свойств личности и психических состояний.

При допросе необходимо установить прежде всего те обсто­ятельства, которые были объектом сенсорной (чувственной) деятельности свидетеля, а не результатом его суждений и умо­заключений.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, следователю необходимо учиты­вать особенности процесса узнавания. Этот процесс основан на взаимодействии восприятия и памяти (выше уже говорилось об узнавании в его связи с восприятием).

Узнавание в ряде случаев не может быть осуществлено мгно­венно и расчленяется на отдельные моменты припоминания. Припоминание начинается с осознания знакомости предмета, возможности соотнести его с ранее воспринятым образом. Но переживание знакомости может быть и ложным, так же как и

124 Глава 3. Познавательные психические процессы

само узнавание. Это зависит от физиологического и психичес­кого состояния человека. Так, в случаях крайнего переутомле­ния, когда затруднена аналитико-синтетическая деятельность мозга, человеку иногда начинает казаться, что данная обстанов­ка воспринимается повторно, хотя в действительности она вос­принимается впервые (явление «deja vu» — уже видел).

В стрессовых ситуациях, в обстановке крайней напряженнос­ти может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов в результате торможения ранее образованных связей.

В заключение отметим, что при допросе несовершеннолет­них лиц необходимо учитывать, что особенностью детской па­мяти является ее образный характер. Дети и подростки лучше запоминают предметы и наглядные ситуации. Из словесного ма­териала они лучше запоминают эмоционально действующие ча­сти рассказа и значительно хуже — отвлеченные понятия.

В процессе воспроизведения материала подростками не все­гда осуществляется систематизация материала, его группиров­ка, выделение существенного; иногда второстепенные, но на­глядно яркие стороны предмета выступают на передний план.

Дети и подростки более подвержены внушению. При формули­ровке вопросов на допросе следователю необходимо особенно тща­тельно избегать того, что может оказать внушающее воздействие.

О высокой степени внушаемости подростков свидетельствует сле­дующий факт. У учащихся 5 класса спросили, какого цвета борода у их учителя физики — черная или рыжая. Многие учащиеся дали опреде­ленный ответ в отношении цвета бороды их учителя (некоторые ска­зали, что борода черная, а другие — рыжая), в то время как у этого учителя вообще не было бороды.

Дети и подростки более склонны к ложному узнаванию, так как видовые признаки они принимают за индивидуальные. (Так, одна девочка ложно опознала человека, якобы изнасило­вавшего ее, показав на сходство цвета туфель, кепки, роста, цвета брюк и волос.) Недостаточность знаний подростка также может быть причиной ложного узнавания. (Один подросток ложно опознал оружие по короткому дулу предъявлявшегося оружия, но предъявлялся карабин, а в преступном действии использовался обрез ружья.)

В следственной практике иногда возникает необходимость опроса лиц с различными формами ослабления памяти — амне­зией. Особенно часто встречается старческая амнезия, вызван­ная склерозом мозга. Для нее характерно прежде всего забыва­ние собственных имен, их смешивание. Наибольшему забыва-

§ 7. Использование знаний о закономерностях памяти 125

нию подвергаются факты недавнего прошлого, тогда как факты далекого прошлого сохраняются в памяти достаточно прочно.

Люди, перенесшие физические травмы (например, сотрясе­ние мозга), могут страдать ретроградной амнезией. В этих случа­ях они прежде всего забывают факты, которые непосредственно предшествовали травме, а затем все более и более отдаленные факты. При выздоровлении начинается обратный процесс.

В результате крайнего переутомления может затрудняться процесс узнавания (это временное нарушение памяти называет­ся парамнезией).

30. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

- стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

- астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль)

31. ПРАВО КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Наши рекомендации