Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций

1. Внимание:

1) Всегда легко и быстро сосредоточивает свое внима­ние на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает.

2) Достаточно внимательно слушает объяснения учи­теля. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

3) Не всегда внимательно слушает объяснения учите­ля. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

4) Слушает достаточно внимательно только в том слу­чае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

5) Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечении. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

2. Память:

1) При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требую­щий механического заучивания, запоминает легко.

2) При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий меха­нического запоминания, дается с трудом.

3) Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1—2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

4) При изучении долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает­ся точно.

5) Для запоминания материала многократно механи­чески повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

3. Мышление:

1) Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные ори­гинальные решения.

2) Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

3) Удовлетворительно понимает материал после объяс­нения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

4) В числе последних улавливает суть объяснений пре­подавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.

5) Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

4. Эмоциональная реактивность:

1) Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взвол­новать рассказ, кинофильм.

2) Обычно эмоционально живо реагирует на жизнен­ные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

3) Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

4) Живая эмоциональная реакция практически отсут­ствует.

5. Общий эмоциональный тонус:

1) Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

2) Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

3) Оживлен, активен только в некоторых сферах школь­ной жизни.

4) В сравнении с товарищами менее активен и ожив­лен.

5) Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

6. Эмоциональная уравновешенность:

1) Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоцио­нальных вспышек.

2) Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

3) Эмоционально уравновешен.

4) Повышенная эмоциональная возбудимость, скло­нен к бурным эмоциональным проявлениям.

5) Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспыш­ки по незначительному поводу.

5 Заказ 1563

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Определение самооценки

С помощью предлагаемой методики можно определить количественное выражение самооценки следующим образом: вам будет предложен список слов, характеризу­ющих отдельные качества человека. Прочитайте его вни­мательно и составьте два ряда — первый ряд из слов, обо­значающих, по вашему мнению, положительные черты человека, второй ряд — отрицательные черты человека. Относя ту или иную черту к положительным или отрица­тельным, надо ориентироваться только на ее присутствие или отсутствие, а не на степень выраженности этой чер­ты. Итак, у вас получилось два множества черт, как бы идеал и «антиидеал». Теперь вам осталось отметить в каж­дом множестве черты, присущие вам, и вы сможете по­считать количественное выражение вашей самооценки следующим образом: для каждого множества подсчитыва­ется количество тех черт, которые вы выбрали, и делится на общее число слов в соответствующем ряду идеала и «антиидеала».

Результаты вашего подсчета анализируются следующим образом: если коэффициент по положительному множе­ству близок к единице, то вы скорее всего переоценивае­те себя, относитесь к себе некритически. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к единице, гово­рит о вашей повышенной критичности. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к нулю, указывает на повышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, или адекватной, самооценке:

вы не переоцениваете себя и в то же время достаточно критичны к себе.

Список слов, характеризующих качества личности: ак­куратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешитель­ность, несдержанность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, раду­шие, развязность, рассудочность, решительность, само­забвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчи­вость, холодность, энтузиазм.

Задание № 2. Самосознание, или образ Я

С помощью этой методики вы сможете посмотреть на динамические особенности вашего самосознания, как бы увидеть свое настоящее и будущее с точки зрения ваших возможностей понять себя. Для этого вам нужно дать себе характеристику с помощью слов, обозначающих качества личности (список дан ниже) следующим образом:

— сначала выбрать слова, характеризующие вас в дан­ный момент, ваше настоящее Я;

— затем из этого же списка выбрать качества, характе­ризующие вас с точки зрения вашего представления о будущем: каким я поставил себе целью стать;

— из того же списка выбрать слова, в которых раскры­вается ваше знание о том, каким вы должны быть с точки зрения моральных норм и образцов;

— слова, характеризующие возможное Я, — каким, вам кажется, вы становитесь;

— и наконец, каким вы стремитесь казаться другим. Каждый ряд составляется по такому принципу: пер­вым ставится слово, которое обозначает качество, прису­щее вам в меньшей степени, затем ставится слово, обоз­начающее качество, выраженное в несколько большей степени, и т. п. Последнее место в ряду должно занимать слово, обозначающее качество, выраженное в наиболь­шей степени. Так составляются все ряды. Сопоставив их между собой, вы получите представление об особеннос­тях своего самосознания.

Список слов: впечатлительность, гордость, грубость, завистливость, мстительность, обидчивость, осторож­ность, отзывчивость, привязанность, равнодушие, раз­вязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сентиментальность, страстность, трусость, упорство.

Задание № 3. Шкала самооценки

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из при­веденных ниже предложений и выберите ответ, отражаю­щий ваше самочувствие в данный момент, — КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопро­сами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. (1 ответ — вовсе нет; 2 ответ — пожалуй, так; 3 ответ — неверно; 4 ответ — совершенно неверно).

1.Я спокоен.

2. Мне ничего не угрожает.

3. Я нахожусь в напряжении.

4. Я испытываю сожаление.

5. Я чувствую себя свободно.

6. Я расстроен.

7. Меня волнуют возможные неудачи.

8. Я чувствую себя отдохнувшим.

9. Я встревожен.

10. Я испытываю чувство внутреннего напряжения.

11. Я уверен в себе.

12. Я нервничаю.

13. Я не нахожу себе места.

14. Я взвинчен.

15. Я не чувствую скованности, напряженности.

16. Я доволен.

17. Я озабочен.

18. Я слишком возбужден, мне не по себе.

19. Мне радостно.

20. Мне приятно.

21. Я испытываю удовольствие.

22. Я обычно быстро устаю.

23. Я легко могу заплакать.

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.

25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение.

26. Обычно я чувствую себя бодрым.

27. Я спокоен, хладнокровен и собран.

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

29. Я слишком переживаю из-за пустяков.

30. Я вполне счастлив.

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

32. Мне не хватает уверенности в себе.

33. Обычно я чувствую себя в безопасности.

34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и труд­ностей.

35. У меня бывает хандра.

36. Я доволен.

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

39. Я уравновешенный человек.

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Обработка результатов: получают 4 балла, если выбран ответ 1; 3 балла, если выбран ответ 2; 2 балла, если выб­ран ответ 3; 1 балл, если выбран ответ 4; номера вопросов

1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. На все остальные вопросы: 1 ответ — 1 балл, 2 ответ — 2 балла, 3 ответ — 3 балла, 4 ответ — 4 балла.

Интерпретация: до 35 — зона комфорта, М=45, более 45 — напряжение, более 70 — немедленная госпитализация.

Задание № 4. Методика на исследование самосознания*

Эксперимент проводился в форме свободной, непри­нужденной беседы взрослого с ребенком. К этому времени у детей возникает достаточно доверительное отношение к экспериментатору, с которым они уже не раз занимались, общались в группе.

Перед началом беседы создается доброжелательная атмосфера, взрослый демонстрирует положительное от­ношение к любым ответам ребенка, побуждая его этим к искренности. Всякий ответ экспериментатор просит ребенка обосновать, разъяснить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения. Тем самым выясняются причины предпочтений, оценок, трудностей ребенка, характер его отношений с другими. Особенности самосознания в основ­ных сферах жизнедеятельности ребенка выявлялись через сопоставление с соответствующими особенностями пове­дения детей в реальных ситуациях. Вопросы группирова­лись по основным сферам жизнедеятельности ребенка. Пер­вую группу (А и Б) составили вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) — вопросы из сферы дея­тельности, третью (Г) — вопросы из сферы межличност­ных отношений.

А. Осознание своих предпочтений при ответах на общие вопросы:

1. Что ты больше всего на свете любишь?

2. Что для тебя самое главное?

3. Что ты больше всего любишь делать?

4. Как ты считаешь, ты хороший мальчик (девочка)? Почему?

5. А как считает воспитательница?

6. Как считают другие дети? Почему?

* Задания № 4 — 5 по кн.: Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет. — М., 1992.

Ответы на вопросы 4 — 6 и их обоснование выявляют содержание, которое вкладывает ребенок в такое посто­янно употребляемое понятие, как «хороший». Кроме того, через различия в ответах на такие вопросы, заданные в общей и более конкретной форме, а затем заданные: а) в прямой, открытой и б) скрытой (косвенной) форме, выявлялись особенности оценки себя самим ребенком и представлений о такой оценке другими лицами.

7. Ты себя считаешь умным мальчиком (девочкой)?

Ответы на этот вопрос и их обоснования позволяли раскрыть, что 6-летний ребенок понимает под словом «ум­ный». Например, вкладывает в него типично «дошколь­ное» содержание (слушается, не дерется и т. д., либо хо­рошо занимается, все правильно делает, умеет читать и т. д.) как качеств, значимых для подготовки к школе или начала обучения в ней.

Наши рекомендации