Конформизм и его роль в управлении коллективом
Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от латин. conformis ¾ подобный, сходный) его членов. Это психологическая особенность поведения людей, проявляющаяся как групповое единомыслие (неспособность ставить под сомнение существующее положение дел, думать вразрез с мнением группы, смотреть на вещи своими глазами) и отказ от самостоятельных действий.
Главная причина конформизма состоит в том, что человек зачастую не способен постичь окружающий мир, стабилизировать его образ в своем сознании (без чего он не может нормально существовать и действовать). Поэтому справедливость своих представлений о действительности он оценивает на основе того, насколько они разделяются другими.
При совпадении собственных взглядов с мнением окружающих, которому он доверяет, происходит стабилизация образа реальности и укрепление веры в себя. В противном случае человек теряется и перестает ориентироваться в ситуации. Поэтому у многих людей имеет место психологический настрой на фильтрацию информации и самоцензуру.
Другими причинами конформизма являются:
¨ надежда на вознаграждение за лояльность;
¨ страх перед реальным (или воображаемым) давлением группы (санкциями) в случае несогласия с ней;
¨ негативное отношение к посторонним (сплочение перед лицом внешнего врага);
¨ ограниченная возможность влиять на коллективное мнение.
На самом деле, групповое мнение ¾ это лишь иллюзия. Оно возникает, так как каждый, опасаясь испортить отношения с коллективом и быть отторгнутым им, не высказывает иных взглядов, полагая, что остальные думают так же. Как выяснили психологи, чтобы единое мнение сформировать, надо, чтобы в его пользу высказались всего три человека (которые, понятно, легко могут договориться об общей линии поведения), и увеличение их числа не усиливает влияния.
Конформными являются около трети людей, но если человек находит поддержку, то их доля сокращается до 6%.
Степень конформизма того или иного субъекта определяется рядом конкретных обстоятельств. Отметим основные.
1. Характер межличностных отношений в коллективе. (Дружеские, например, требуют от человека большей уступчивости окружающим, чем натянутые.)
2. Особенности решаемых задач. (Если они сложны и непонятны, человек чаще полагается на коллектив, считая, что последний не ошибается.)
3. Положение субъекта в группе. (Индивиды с высоким статусом подвержены меньшему конформизму. Если он видит, что окружающие без него могут обойтись, то работает хуже; наоборот, если нашел в группе свое место ¾ хорошо.)
4. Степень внутренней приверженности группе, значение ее для индивида. (Чем она привлекательнее, чем ближе ему общие цели, тем он больше подчиняется.) Часто люди более заинтересованы в получении одобрения коллектива, чем даже в повышении зарплаты.
5. Возможность принимать самостоятельные решения и свободно высказывать свои суждения. (Если человек действует под постоянным контролем, а его мнение никем не поддерживается, он скорее будет делать то, что от него требуют, даже если прав.).
6. Величина коллектива. (Наиболее силен конформизм в первичных группах, особенно триадах, где все постоянно находятся на виду друг у друга.)
7. Публично взятые прежде на себя человеком обязательства поддерживать коллектив, отказаться от которых уже трудно (отсюда ¾ клятвы, присяги, торжественные обещания и проч.).
8. Пол и возраст субъекта. (Женщины и молодежь подвержены большему влиянию со стороны вследствие меньшей уверенности в себе.)
9. Убежденность, уровень интеллекта, образования, жизненный опыт. (На тех, у кого они велики, при прочих равных условиях влиять трудно.)
10. Наличие сильного лидера, умеющего навязывать свою волю окружающим.
11. Изолированность от внешней среды и невозможность получить из нее поддержку.
Люди подчиняются группе чаще всего при следующих обстоятельствах:
¨ при необходимости принять решение в условиях дефицита времени;
¨ наличии готового его варианта, устраивающего всех;
¨ высокой сплоченности и оценке внутреннего согласия в коллективе как важнейшей самостоятельной ценности;
¨ изолированности от внешней среды.
Конформизм имеет немало положительных сторон.
Во-первых, обеспечивает выживаемость коллектива, избавляя людей в сложные моменты от раздумий, как себя вести, усиливая их сплоченность.
Во-вторых, придает их поведению стандартность в обычных ситуациях.
В-третьих, облегчает организацию совместной деятельности, интеграцию индивида в окружение. Поэтому новички проходят проверку на способность к конформному поведению. Не выдержавший ее человек вряд ли сумеет найти в коллективе для себя место.
В-четвертых, придает коллективу свое «лицо», если все его члены строго придерживаются общих ценностей и норм поведения.
Нормы ¾ это неписаные требования, правила, указывающие, что и как надо делать, а что ¾ нет, как следует играть ту или иную роль, вести себя. Они избавляют от неопределенности, упрощают процесс организации и координации деятельности людей. Поэтому их нарушение обычно сурово наказывается.
В качестве норм могут выступать неоспоримые шаблоны, само собой разумеющиеся вещи (например, правила вежливости), удачные примеры прошлых действий, закрепленные в настоящем; актуальные требования, правила входа и выхода из группы и т. п.
Нормы на практике действительно создают основу контроляи усиливают групповое давление со стороны коллектива на своих членов. С ростом сплоченности оно до определенного предела усиливается (правда, одновременно ослабевает категоричность требований), а затем постепенно переносится на окружение (в том числе на руководство).
В то же время нормы можно изменить с помощью целенаправленных мер.
Люди по-разному относятся к групповым нормам поведения.