Нормы цивилизованных деловых отношений

Нормы цивилизованного предпринимательства (НЦП) – это признанный в деловой сфере порядок ведения дел, соответствующий общечеловеческой морали и получивший общественное признание. НЦП включает в себя стандарты предпринимательской деятельности (СПД)и стереотипы делового человека (СДЧ). СПДпредставляют собой образцы поведения предпринимателя в деловой инфраструктуре, которым он должен соответствовать в морально-профессиональном аспекте. Специалисты по менеджменту отмечают, что цивилизованный предприниматель должен:

- быть убежденным в полезности своего труда для общества;

- уважать собственность и государство;

- уважать личность;

- уважать труд других людей;

- ценить образование, науку и технику;

- внимательно относиться к инновационным процессам;

- соблюдать требования технической и экологической безопасности.

Стереотипы делового человека (СДЧ)– это совокупность профессиональных, нравственных, психологических, физических качеств личности. СДЧ включают следующие моменты:

- доходный бизнес;

- удачную карьеру;

- позитивную репутацию в деловом мире;

- собственный имидж;

- высокий уровень образования;

- хорошую физическую форму и отсутствие вредных привычек;

- добропорядочность и ответственность в семейных и рабочих отношениях;

- моральную устойчивость;

- владение деловым этикетом.

Несоответствие данным параметрам формирует антистереотип делового человека, который отрицательным образом отражается на общественном мнении об институте бизнеса. Сам по себе достаток не является аморальным фактором. Аморальны по своей сути способы его получения и размещения. Безнравственность заключается в излишествах, манерности, превращении накопительства в самоцель.

Бизнес может иметь аморальный оттенок в связи с несколькими факторами: 1) отсутствие у предпринимателей привычки и традиции обслуживать; 2) нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли; 3) стремление к ограничению конкуренции, агрессия, нездоровое желание унизить других; 4) фактическое отсутствие имиджа цивилизованного делового человека, что проявляется в речи, поведении, стиле мышления.

Общие формы нарушения норм цивилизованного предпринимательства. Любая экономическая деятельность имеет определенную структуру, особый характер отношений. Предприниматель может выступать в качестве руководителя фирмы, представителя фирмы, специалиста. Нарушение моральных норм может иметь место в любом из этих звеньев.

Наиболее общая классификация иллюстрирует нарушения в отношении:

· общества и государства (несоблюдение налогового законодательства, нанесение ущерба государству и его собственности, использование служебного положения в корыстных целях);

· деловой инфраструктуры (информационный обман, коммерческое воровство, фальсификация документов, фиктивные операции, взяточничество, нецелевое использование государственных и общественных средств);

· потребителей товаров и услуг (нарушение прав потребителей: потребитель имеет право получить полную истинную информацию о товаре или услуге, свидетельство о формах и параметрах товара или услуги, чек, квитанцию, сертификат; квалифицированное и вежливое обслуживание; нанесение материального или морального ущерба: продажа заведомо некачественного товара или услуги; причинение вреда здоровью: несоблюдение условий продажи товара или услуги, несоответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности).

Таким образом, деловая этика (этика бизнеса) – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Лекция 2.

КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА

План

2.1. Понятие корпоративной этики.

2.2. Этический кодекс фирмы.

2.3. Этические принципы корпоративного поведения.

Ключевые слова: ответственность, традиции, культура поведения, секретность.

Наши рекомендации