Тема 6. Криминальная психология

Студент должен

знать:

- психологические особенности преступного поведения,

- приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. - этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций,

- факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников;

уметь:

- провести структурно-психологический ана­лиз преступного действия;

иметь представление о:

- психологической характеристике, динамике умышленных и неосторожных преступлений;

- влиянии последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий,

- влиянии криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память,

- состоянии депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемых участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

- соотношении понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве,

- понятии «порока воли» в праве,

- психологической характе­ристике преступных групп, их противоправной деятельности,

- типах и структуре преступных групп.

Психология преступного поведения, противоправные проявления -разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление. Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия.

Психология личности преступника: понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Понятие профессионального преступника.

Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, происшедших по вине работника. Учет указанных факторов экспертом-психологом.

Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций.

Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумулированный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страдании как особой формы переживаний человека. Связь страданий с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему

Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Психологическая характеристика потерпевшего. Особенности поведения потерпевшего. Психологический механизм воздействия преступления на личность потерпевшего. Психические состояния потерпевшего, их динамика. Оценка состояния личности потерпевшего.

Психология преступности несовершеннолетних.Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершенно­летних.

Криминогенность дефектов правовой социализации в семье. Криминогенность дефектов правовой социализации в школе. Стихийные неформальные груп­пы подростков и дефекты правовой социализации. Мотивация насильственных преступлении. Мотивация корыстных преступлений. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Психология группового преступного поведения. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп Психологическая характеристика преступных групп, их противоправной деятельности. Типы и структура преступных групп.

Наши рекомендации