Вопрос 3. Закономерности возникновения симпатий и антипатий на основе первого впечатления

Область исследований, связанных с выявлением механизмов об­разования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции и эмпатии.

Аттракция — понятие, обозначающее возникновение при вос­приятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Говоря иными словами: аттракция — это искусство нра­виться другим людям, производить на них приятное впечатление,

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что на­зывают перцепцией. Поскольку человек вступает в общение все­гда как личность, постольку он и другим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-пер­вых, потому, что, познавая другого, формируется сам познаю­щий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «про­чтения» другого человека зависит успех организации с ним со­гласованных действий.

Однако в процесс общения включены как минимум два че­ловека, и каждый из них является активным субъектом. Следо­вательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому при­ходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои по­требности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: иден­тификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого че­ловека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предпо­ложение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Идентификация (отождествление, уподобле­ние) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобле­ние себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реаль­ных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по обще­нию строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление про­блем другого человека, как это имеет место при взаимопонима­нии, а стремление эмоционально откликнуться на его пробле­мы.

Эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со все­ми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Целью эмпатического отношения является выяснение эмоциональной окраски высказываний говорящего, их значения для других, определение его системы ценностей, выявление истинного значения сообщения.

Научиться эмпатически относиться к людям доста­точно сложно: требуется большая внутренняя работа по осознанию себя, переосмыслению своего поведения. Од­нако эмпатия весьма эффективна в межличностном обще­нии. Она делает общение комфортным.

Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную сле­поту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; вто­рой уровень — по ходу общения у человека возникают отрывоч­ные представления о переживаниях другого человека; третий уро­вень — отличает умение сразу войти в состояние другого чело­века не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении все­го процесса взаимодействия.

Эмпатия - сопереживание другому человеку, способность чувство­вать то же, что и собеседник, понимать его не "умом", а "сердцем" (то есть постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека).

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логи­чески проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия; но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом, ограниченном числе при­знаков, являются неверными и ригидными (т. е. не корректиру­ются с учетом конкретных ситуаций).

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов пове­дения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспози­ции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности челове­ка) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций). Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

· постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

· отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

· обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое по­ведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, мало отличающееся поведение, да к тому же нео­бычное объясняется внутренними причинами, спецификой лич­ности и характера человека («Таким он уродился»).

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведе­ние, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (т. е. как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяс­нять через внешние причины («в этой ситуации вынуждены себя вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, про­анализировал «психологию здравого смысла», посредством ко­торой человек объясняет повседневные события. Хайдер счита­ет, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но че­ловек склонен приходить к заключению, будто намерения и дис­позиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассмат­риваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необы­чен, и ему предшествовало какое-нибудь уникальное собы­тие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возмож­ностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенден­ции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоце­нивать диспозиционные влияния на поведение других, в тен­денции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспо­зициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я — совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация проявляет­ся более явно.

5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное ми­ровоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации явля­ются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей ве­роятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о кото­рых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоцио­нальная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сфор­мированным образом без полного анализа конкретной ситуа­ции.

Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых при­держивается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрицатель­ные эмоции, отношение к конкретному человеку или инфор­мации;

• поведенческое измерение — готовность к определенным ре­акциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека. Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристал­лизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняют­ся с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся си­туациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспри­нимает и интерпретирует информацию. Изображение лица че­ловека на фотографии может совершенно по-разному восприни­маться (Это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть лож­ную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Не­верное мнение о других людях или даже о себе может продол­жать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные до­казательства, чем для того, чтобы создать его.

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бес­сознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу опреде­ленного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д.Парыгина, психического настроя.

Например, аплодисменты на выступлении популярного актера могут сыграть роль импульса, за которым ситуация будет развиваться по законам "заражения ". В качестве сле­дующего примера можно привести "боление" на стадионах во время спортивных состязаний. Кроме того, лидеры (фор­мальные и неформальные) любого коллектива представляют собой модель усилителя определенного психического настроя, который может возникнуть в группе.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма "заражения".

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществ­ляется процесс передачи информации, основанный на ее некрити­ческом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздей­ствие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоцио­нально-волевое воздействие.

Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше под­даются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомлен­ные, ослабленные физически люди. Экспериментально дока­зано, что решающим условием эффективного внушения яв­ляется авторитет внушающего.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего и формацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внуше­ния, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведе­ния, выработанным группой.

Анализ общения как сложного многостороннего процесса пока­зывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в раз личной деятельности.

Наши рекомендации