Раздел 1. общая теория конфликта

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА.. 6

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Знакомство с понятием конфликт. 6

Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов 13

Тест на оценку уровня конфлктности личности. 15

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Основные виды классификации конфликта. 19

Корнелиус X., Фейр Ш. Картография конфликта. 22

Битянова М.Р. Схема анализа конфликтной ситуации. 30

Гришина Н.В. Понятие конфликта. Типология и принципы разрешения межличностных конфликтов 31

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Общая характеристика внутриличностного конфликта. 43

Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты.. 48

Емельянов С.М. Групповые конфликты.. 54

Козырев Г.И. Группа и конфликты.. 58

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Межгрупповые конфликты.. 67

РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.. 77

Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили 77

Зотова Л.И. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. 96

Горбунова М.Ю. Тактики, используемые в стратегии конкуренции. 100

Скотт Дж.Г. Планирование возможностей. 105

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. 121

Корнелиус Х., Фейр Ш . «Я-высказывания». 121

Скотт Дж.Г. Выражение ваших собственных чувств и интересов без угроз в чужой адрес. 128

Емельянов С.М. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте…130

Бойко В.В. Нейтрализуйте обращенную на вас агрессию.. 134

ТЕСТ «Что вам мешает устанавливать контакты с партнерами при помощи эмоций». 137

Корнелиус X., Фэйр Ш. Как управлять эмоциями: горючее для перемен. 139

Вишнякова Н.Ф. Тренинговые задания по освоению созидательной критики. 143

Панкратов В.Н. Искусство профессионального слушания. 144

Сидоренко Е.В. Конструктивная критика. 149

Панкратов В.Н. Мастерство конструктивной критики. 150

Емельянов С.М. Типы конфликтных личностей. 154

Скотт Дж. Г. Как общаться с трудными людьми. 155

РАЗДЕЛ 4. УРЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ. 166

Корнелиус Х., Фейр Ш. Переговоры.. 166

Емельянов С.М. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. 173

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. 180

Морозов А.В. Посредничество как способ урегулирования конфликта и разрешения проблемных ситуаций 191

Корнелиус Х., Фейр Ш. Посредничество. 200

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Медиаторство и урегулирование конфликта. 210

Гришина Н. В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов. 216

РАЗДЕЛ 5. КОНФЛИКТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 225

Рыбакова М. М. Особенности педагогических конфликтов. 225

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликты в общеобразовательной школе. 236

Добрович А.Б. Методы угашения конфликта. 239

Самоукина Н.В. Игровые методы разрешения конфликтов. 243

Емельянов С.М. Конфликты в организации. 254

Мескон М.Х., Алъберт М., Хедоури Ф. Природа конфликта в организации. 257

Шнейдер Л.Б. Специфика супружеского конфликта. 263

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Семейные конфликты.. 266

Емельянов С.М. Конфликты в семье. 273

Словарь терминов. 278

Список литературы.. 283


От составителей

В хрестоматии изложены основные разделы конфликтологии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине.

Хрестоматия состоит из пяти разделов: общая теория конфликта; стратегии и тактики в конфликтном взаимодействии; технологии предупреждения и управления конфликтом; урегулирование и разрешение конфликтов; конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия.

Хрестоматия предназначена для самостоятельной работы студентов, подготовки к лабораторным занятиям по дисциплине «Конфликтология» студентам факультета биологии, химии и психологии. Основательное изучение включенных в хрестоматию текстов позволит студентам углубить и расширить свои теоретические познания, повысить конфликтологическую компетентность, совершенствовать общую психолого-педагогическую подготовку. Работа с материалами поможет при подготовке к практическим занятиям студентов.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Корнелиус Х., Фэйр Ш.

Знакомство с понятием конфликт[1]

Давайте сначала посмотрим, что происходит при возникновении, конфликта. Что происходит, если конфликт разрешается неправильно, или подавляется ? Взглянем на следующий перечень последствий:

Развал, отрицание, отход, эскалация, поляризация, высокое кровяное давление, стресс, усталость, болезнь, битая посуда!

Тревога, уход, проволочки, беспомощность, смятение, одиночество, низкая производительность, вялость, затаенный гнев.

А вот что происходит, если конфликт разрешается правильно. Второй перечень:

Все идет гладко, покой, веселье, кипучая энергия, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, облегчение, радость общения, чувство успеха.

Ощущение расширения, возможностей, чувство локтя, перемены, рост положительных личных качеств, расширение взаимоотношений, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как мы его разрешим. Он редко бывает, застойным — перемены возможны в любое время. Иногда мы можем изменить его курс, просто взглянув, на него по-другому. Даже ссора может, стать источником развлечения! Однако подобное преобразование конфликта своего рода искусство, которое требует особых навы­ков. Мы должны уяснить себе прежде всего, что наши ссоры и разногласия суть часть жизни и что ошибочно пытаться избежать их. Наша жизнь может стать менее тягостной, если мы научимся предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его разрешению. Разрешение конфликта зависит во многом от уров­ня нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Назовем их «сигналами конфликта».

Сигналы конфликта

Кризис

Кризис как сигнал достаточно очевиден. "Когда чело­век рвет свою связь с партнером по работе или по люб­ви, ясно, что, судя по всему, мы имеем дело с. неразре­шенным конфликтом.

Насилие также указывает на несомненное присутствие кризиса, равно как и ожесточенные споры, когда люди оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоция­ми. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным на крайности—в своем воображении, а иногда и на самом деле.

Напряжение

Это еще один очевидный сигнал. Состояние напря­жения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременя­ются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства. Си­туация подобна древесному сухостою, готовому к вспы­шке от первой искры. Если муж просит у, жены пере­дать ему солонку, а она отвечает, на это: «Тебе что, не нравится моя стряпня?» — тут мы, вероятно, имеем де­ло с застарелым конфликтом. Быть может, муж не­сколько раз поздно вернулся домой и жена пришла к определенным выводам, не имея достаточно веских на то оснований. Быть может, вся эта история вызвана простым недоразумением, однако в атмосфере напряженности недоразумение может быстро перерасти в конфликт.

Недоразумение

Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая лож­ные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что данная ситуация связана с эмоциональной -напряженностью одного из ее участников. В таком случае его мысли имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее восприятие искажается.

Инциденты

Сигнал о том, что вы являетесь, участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незна­чителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. В вышеприведенном примере о солонке и кажущемся неприятии мужем приго­товленного женой обеда напряженное состояние жены и возникшее недоразумение предварялось, возможно, несколькими малозначительными, на первый взгляд, ин­цидентами. Возможно, муж пару раз не предупредил ее о позднем возвращении с работы. Она решила не устраивать скандала в тот момент, хотя невниматель­ность лужа заронила, зерно сомнения в ее сознание. Такой сам по себе незначительный инцидент может будучи неверно воспринятым, привести к эскалации конфликта.

Дискомфорт

Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо при­ветствовать. Спросите себя: «Могу ли я что-то сделать по этому поводу в данный момент?». Вам может прийти в голову какой-то шаг, о котором вы и не подумали бы в другое время. В другой ситуации ничего иного сделать нельзя, кроме как оставаться начеку. Если вы научитесь опознавать сигналы дискомфор­та и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов. Первый шаг в искусстве разрешения конфликтов.— это способность воспринимать, конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением сигналов.

Наши рекомендации