Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Очень важным компонентом почти каждого из рассмотренных выше методов является переговорный процесс. Без него невозможна реализация никакой стратегии конфликта. Переговоры– это механизм разрешения или урегулирования конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения существующей проблемы. Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

В настоящее время имеется два общих подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Во-первых, переговоры понимаются как достижение соглашения, являющегося разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения, когда их интересы противостоят друг другу. Во-вторых, переговоры понимаются как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.

Важным фактором в переговорном процессе, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны - медиатора[4]. В роли медиатора при урегулировании конфликтов могут выступать: один человек, группа из двух-трех и более человек, государства. Медиация[5] - один из древних способов разрешения конфликта. Медиация - не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов, разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени. Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США в начале 1960-х годов. Сейчас это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как официальные, так и неофициальные медиаторы. Официальными медиаторами могут быть: отдельные государства, межгосударственные организации, государственные правовые институты, представители правоохранительных органов, общественные организации, руководители предприятий, профессиональные медиаторы-пере­го­ворщики. Неофициальными медиаторами обычно являются: представители религиозных организаций, известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные деятели), неформальные лидеры общественных групп разного уровня, лица, старшие по возрасту (мать, отец и т.д.), друзья, просто свидетели конфликта.

Степень контроля медиатора за принимаемым решением может быть различна. В связи с этим выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте. Самая авторитарная роль в переговорном процессе принадлежит третейскому судье. Он имеет наибольшие возможности для определения разных вариантов решения проблемы. Задачи, решаемые третейским судьей, заключаются в изучении проблемы конфликта, выслушивании всех его участников и вынесении решения. Решение третейского судьи не подлежит никакому оспариванию, оно окончательно.

Значительными, но меньшими по сравнению с третейским судьей, возможностями обладает в переговорном процессе арбитр. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, он его изучает, обсуждает с участниками. Участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанное арбитром решение может носить как консультативный характер, т.е. использоваться в качестве совета, так и обязывающий характер. Однако конфликтанты могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Арбитр также может осуществлять контроль за выполнением соглашения.

В переговорном процессе могут использоваться различные типы арбитража. Это обязывающий, ограниченный арбитраж, когда стороны ограничивают свой риск, устанавливая пределы до начала разбирательства. Возможен арбитраж окончательного предложения, в котором каждая из сторон представляет свой вариант решения по данному спору, а арбитр вправе выбрать любой из них без каких-либо изменений. Когда решение арбитра носит рекомендательный характер, и стороны могут принять его либо отвергнуть, речь идет о рекомендательном арбитраже. Существует и смешанная форма урегулирования конфликта, когда стороны могут выбрать лицо, совмещающее функции и посредника, и арбитра – так называемый посреднический арбитраж.

Третейский судья и арбитр могут обеспечить волевое прекращение конфликта, разведение конфликтующих сторон, блокирование борьбы, применение санкций к сторонам, определить правого и неправого в конфликте.

В качестве третьей стороны в переговорах может быть квалифицированный и непредвзятый специалист – консультант. Таким лицом может быть ученый-практик, эксперт. В задачу консультанта входит сбор фактических данных, определение предмета спора, выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде. Итогом его работы должно стать нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.

Более нейтральные роли в качестве третейского судьи играют посредник, помощник и наблюдатель.Их общие задачи заключаются в оказании помощи в поиске решения, организации общения, в содействии нормализации отношений, в контроле за выполнением соглашения. В сферу посредника входит обеспечение конструктивного обсуждения проблемы, конфликта. Однако окончательное решение остается за конфликтующими сторонами. Помощник участвует в урегулировании конфликта с целью организации встреч и переговоров. Помощник не вмешивается в обсуждение по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения. Задача наблюдателя своим присутствием блокировать борьбу, сдерживать конфликтующие стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых договоренностей. Тот или иной тип участия третьей стороны в конфликте зависит от конкретной ситуации.

В большинстве случаев участие третьей стороны в переговорах эффективно. Приблизительно в четверти случаев оно никак не отражается на протекании конфликта, и только в 10 случаях из 100 отмечается отрицательная тенденция. Следует отметить и факторы, увеличивающие положительное влияние медиатора: ориентированность сторон на принятие компромиссного решения; заинтересованность и высокая профессиональная подготовка медиатора; настойчивость действий медиатора; высокая степень напряженности конфликта; скоротечность конфликта.

Наши рекомендации