Виды и особенности наказаний, применяемых к несовершеннолетним

Несоверш-ие– лица, кот.ко времени сов-ия пр-ия исполнилось 14лет, но не исполнилось 18.

Виды н.:

1.штраф(при наличии заработка или им-ва от 10-500МРОТ за 2нед.-6мес);

2.лишение права заниматься опред.деят-тью;

3.обязательные р-ты( от 40-160ч);

4.исправительные р-ты( до 1года);

5.ограничение свободы (от двух месяцев до двух лет)

6.лишение свободы(не>10лет,отбывается):

а)в воспитательной кол.общего реж. - несов-ий м. и ж.пола, осужденный впервые;

б)в воспит.кол.усиленного реж. – м.пола,ранее отбывавшие лишение свободы.

При назначении н.учитывается: усл. его жизни; воспитания; уровень псих.развития; особенности личности; влияние старших.

Применение принудительных мер воспит.х-ра: предупреждение; передача под надзор родителям или их заменяющим; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых треб-ий к поведению. Основания:сов-ие пр-ия впервые; небольш.или ср.тяж.; возможность исправления путем применения этих мер.

Судом от н.м.б. освобождены:

-осужденные за пр.небольш. или ср.тяж.с применением мер воспит.х-ра;

-осужденные за пр. ср.тяж.,путем помещения в спец.воспит-ое или лечебно-воспит.уч-ие.

Срок давн-ти: сокращ-т на половину. Сроки погашения суд-ти: сокращены- неб.или ср.тяж.-1год; за тяж. и особо тяж.-3г.


88. Принудительные меры воспитательного воздействия. Основания и порядок применения.

специфику: определение конкретных органов, для исполнения принудительных мер, основания применения (совершения преступления небольшой или средней тяжести впервые), виды назначаемых мер.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия:

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Предупреждение выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характера и степени неосознанного им морального вреда. Несовершеннолетнему разъясняются и последствия, которые могут наступить для него в случае совершения им нового преступления, которые выражаются либо в привлечении его к уголовной ответственности, если предупреждение применялось в порядке освобождения от нее, либо в назначении наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, если предупреждение применялось в порядке освобождения от наказания.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением, которое может выражаться в следующих действиях: организации и проведении досуга, способности оказывать влияние на подростка своим авторитетом и личным примером. Контроль предполагает постоянную осведомленность лиц, которым несовершеннолетний передан под надзор, о его времяпрепровождении и нахождении, о его друзьях и т.п.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение определяется наличием у несовершеннолетнего самостоятельных доходов: заработок, стипендия и т.д. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянно или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и т.д.

Ø Заглаживание причиненного вреда (материального и морального характера) может осуществляться в следующих формах:

Ø возмещение стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств;

Ø своим трудом с соблюдением КЗОТ;

Ø уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением и т.п.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в определенных законом или рекомендованных применяющим воспитательную меру органам особых требованиях, предъявляемых к поведению несовершеннолетнего.

Законом предусмотрены следующие требования к поведению несовершеннолетнего на период применения к нему воспитательной меры: запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга и т.д. (см. ч.4 ст.91 УК), однако перечень в законе является открытым. Срок действия этой нормы в законе не определен, и назначается строго индивидуально. Эти меры могут применяться и к лицам от 18 до 20 лет как одна из форм освобождения от уголовной ответственности.

5. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.Суть этой меры состоит в том, что происходит изоляция несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специализированное учреждение, на срок не превышающий максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК. Помещение несовершеннолетнего в спец. учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установлением специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения. В лечебно-воспитательные учреждения помещают подростков нуждающихся в лечении (в связи с психическими отклонениями, иными заболеваниями) и воспитательной работе. Минимальный срок пребывания осужденного равен минимальному сроку наказания в виде лишения свободы, предусмотренный соответствующей статьей УК. Возможно досрочное освобождение от пребывания в спец. учреждении.


89. Принудительные меры медицинского характера, виды и порядок назначения.

Ст.97: «Основания применения принудительных мер медицинского характера»

ПММХ могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями ОсЧ УК, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения П наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение Н;

в) совершившим П и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) совершившим П и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

ПММХ назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется УИК РФ и иными ФЗ.

В отношении лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

Ст.98: «Цели применения принудительных мер медицинского характера»

Целями применения ПММХ являются излечение лиц, указанных в ч.1 ст.97 УК, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых Д, предусмотренных статьями ОсЧ УК.

Ст.99: «Виды принудительных мер медицинского характера»

Суд может назначить следующие виды ПММХ:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лицам, осужденным за П, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма, наркомании либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с Н может назначить ПММХ в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.


90. Иные меры уголовно-правового характера.

89+91 вопросы.


91. Конфискация имущества, условия и порядок ее применения.

Конфискация имущества, в отличие от уголовного наказания, является иной мерой уголовно-правового характера. Это обусловливает различие их целей. Специфика целей иных мер уголовно-правового характера заключается в общем предупреждении, применении так называемых мер безопасности. Именно это социальное значение свойственно принудительным мерам уголовно-правового характера.

Конфискация имущества, приобретенного в результате совершения преступления, или имущества, которое использовалось или может использоваться в качестве орудий и средств преступления, служить организации широкомасштабной преступной деятельности, обусловлена интересами государства - блокировать продолжение преступной деятельности, лишить лиц, виновных в совершении преступления, доходов от преступной деятельности в целях не столько установить социальную справедливость (что свойственно наказанию), сколько устранить условия, способствующие совершению новых преступлений.

Пять видов предметов конфискации: а) деньги, ценности, иное имущество, полученные в результате совершения определенных преступлений (п. "а"); б) доходы от имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных п. "а"; в) деньги, ценности, иное имущество, полученное в результате любого другого преступления, доходы от которого полностью или частично были преобразованы; г) деньги, ценности, иное имущество, используемые и предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества; д) орудия, оборудование и иные средства совершения любого преступления.

Не подлежат конфискации: а) деньги, ценности, иное имущество и доходы, которые принадлежат иному законному владельцу; б) деньги, ценности, иное имущество и доходы, приобретенные законным путем.

В случае приобщения имущества или доходов, подлежащих конфискации, к такому имуществу или доходам, которые конфисковать нельзя, вопрос о конфискации решается с учетом пропорционального соотношения того и другого имущества или доходов. Таким образом, от имущества или доходов отделяется для конфискации та их часть, которая пропорциональна вложению денег, ценностей, иного имущества или доходов.

Таким образом, конфискации подлежат и преобразованные деньги, ценности, иное имущество или доходы. Одной из форм такого преобразования является передача указанных предметов другим лицам (организациям) под видом гражданско-правовой сделки. Это не препятствует конфискации такого преобразованного имущества или доходов при условии, что правоприобретатель знал или должен был знать о преступных источниках переданного ему имущества или доходов.

Деньги и иные ценности, полученные в результате преступления, согласно УПК РФ подлежат возвращению законному владельцу (п. 4 ч. 3 ст. 81), при отсутствии такового обращаются в доход государства (п. 6 ч. 3 ст. 81). Эта конфискация называется специальной. Ее отличие от конфискации как иной меры уголовно-правового характера заключается в том, что предметы специальной конфискации имеют специфическое процессуальное значение: они являются вещественными доказательствами. Поэтому в приговоре суд распоряжается этим имуществом как вещественным доказательством.

По уголовному закону деньги, ценности, иное имущество или доходы, полученные в результате преступления, не всегда являются вещественными доказательствами. Кроме того, они ограничены кругом преступлений, предусмотренных в комментируемой статье.

В случаях, когда деньги, ценности, иное имущество или доходы фактически не могут быть изъяты (использованы, реализованы, внедрены в производство и т.п.), производится денежная оценка имущества или доходов, подлежащих конфискации. Сумма, соответствующая этой оценке, взыскивается с виновного в качестве иной меры уголовно-правового характера.

Возмещение причиненного преступлением ущерба является при конфискации имущества первоочередной задачей.

По общему правилу ущерб от преступления возмещается за счет средств виновного, помимо конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера. Если такие средства отсутствуют, то возмещение ущерба осуществляется за счет конфискуемого имущества. При этом в доход государства обращается лишь часть, оставшаяся от возмещения причиненного вреда.

Наши рекомендации