Смерть (Проигрыш)
Нижняя точка этой шкалы в большинстве редакций обозначена как точка 0.0 Смерть, и только на расширенной ее версии можно обнаружить обозначение Проигрыш. Это естественно, если в качестве объекта, к которому приложена шкала, выступает собственное тело человека. Когда человек становится неспособным управлять своим телом, когда он терпит полный проигрыш в управлении телом, оно разрушается и человек умирает. И наоборот, иногда, когда человек уже близок к смерти и соглашается с этим, готов примириться со своей смертью, он испытывает апатию по отношению к своему телу. Однако если внимание человека направлено на другой объект, то достижение тона 0 означает, что человек согласился с тем, что он неспособен с этим объектом справиться, и в этом случае лучше подходит термин "Проигрыш".
Шкала эмоциональных тонов, часть которой я здесь привел, как я уже указал выше, является компонентом наиболее детально разработанной не психологической теории природы эмоций. Она была описана в начале 50-х годов в работах Рона Хаббарда, создателя саентологии и дианетики. Среди психологов эта теория не признана и даже не обсуждается. Ссылаться на подобные источники среди психологов считается плохим тоном. Коллеги не поймут. Тем не менее, используемая в этой теории концепция шкалы эмоций представляется мне более интересной, чем большинство психологических теорий, объясняющих природу эмоций.
Мнения о самом Хаббарде и созданной им организации весьма полярны, и вся эта тема очень заряжена эмоционально. Объяснить саентологам, что Хаббард во многих вопросах непоследователен и выдает свое личное мнение за окончательную истину, так же трудно, как объяснить противникам саентологии, что у Хаббарда есть целый ряд крайне интересных разработок.
Шкала эмоций была разработана Хаббардом эмпирически, то есть в результате наблюдения за поведением людей. На мой взгляд, в редакции, данной Хаббардом, эта шкала (и даже ее расширенная версия) далеко не полная, да и ее теоретическое обоснование, которое можно найти в саентологических материалах, меня не вполне устраивает. Саентология является философией с сильным мистическим уклоном, и в саентологических материалах утверждается, что шкала тонов была имплантирована, то есть, по сути, внедрена в сознание всем разумным существам. Подобное утверждение не кажется мне убедительным, и представляется просто попыткой уйти от объяснений действительных глубинных механизмов формирования эмоций.
Я сам исследовал данную шкалу и пришел к выводу, что она достаточно точно отражает происходящие процессы и заслуживает внимания. Но в данном вопросе, я хочу знать причины, по которым эмоции располагаются именно в такой последовательности, я хочу знать закон, лежащий в ее основе. И в данной работе я попытаюсь наряду с другими дать рациональное объяснение этому явлению, учитывая и разработки современной психологии, и разработки "нетрадиционных" методик.
Проведенное мной исследование природы эмоций в значительной мере отличается от опубликованных Хаббардом материалов в этой области. По ряду вопросов я высказываю свое несогласие с его мнением. Тем не менее, я считаю точные ссылки на источники информации проявлением уважения, как читателю, так и к источнику из которого взяты сведения.
В работах Рона Хаббарда приводится анализ последовательности расположения тонов на шкале, однако предложенный им критерий, представляется мне сомнительным. Хаббард рассматривал эмоциональные тона, с точки зрения исходящих и входящих потоков. При этом он оперирует особым видом потоков, энергетическими потоками, а энергетика человека для большинства людей дело не совсем понятное и основывается в основном на субъективных ощущениях.
Шкалу эмоций Хаббард рассматривал как повторяющуюся последовательность рассеяний, потоков и спаек:
"Человеческие эмоции проявляют себя в энергетических потоках, рассеяниях и спайках. По мере того, как эмоции понижаются от высоких на шкале к низким, обнаруживается, что они следуют циклу рассеяний, потоков и спаек "
Здесь придется прояснить, что Хаббард понимает под терминами "рассеяние", "поток" и "спайка".
"Поток - это перенос энергии от одной точки к другой... Состояние потока - это просто характеристика состояния переноса".
На самом деле, в данном случае, Хаббард применяет слово поток для обозначения случая, когда сочетаются энергетические потоки, направленные к человеку, с энергетическими потоками, направленными от человека. То есть, человек как бы находится на пути протекающего через него потока.:
"Рассеяние - это последовательность потоков, вытекающих из общей точки. Прежде всего, рассеяние - это несколько потоков, распространяющихся из общего центра. Самым лучшим примером рассеяния является взрыв".
Третим видом энергетических образований рассматриваемых Хаббардом является спайка:
"Спайка - это, по сути, энергия, подвешенная в пространстве. Она появляется из-за потоков, рассеяний или спаек, сталкивающихся друг с другом достаточно жестко для того, чтобы породить продолжительное энергетическое состояние. Рассеяние справа и рассеяние слева, сталкивающиеся в пространстве со значительной силой, создают спайку, которая существует уже после того, как сам поток пропадает. Продолжительность существования спаек достаточно велика".
Исходя, очевидно, в первую очередь из своего личного ощущения движения энергетических потоков при той или иной эмоции, Хаббард дал следующую классификацию эмоций в соответствии с энергетическими потоками:
"Глядя снизу вверх на шкалу, начиная с нуля, мы обнаруживаем смерть как спайку и - в человеческой эмоции - апатию. Апатия простирается немного вверх относительно смерти, но в этом месте эти гармоники очень близки друг к другу, и существуют две человеческие эмоции, не имеющие названия, которые следуют сразу выше апатии. Одна из них, которая следует за апатией, - это поток; непосредственно выше нее существует рассеяние, похожее на страх. Следующая эмоция, имеющая имя и находящаяся выше апатии, - это горе. Горе - это спайка, и она вызывается потерей".
Следуя своей классификации эмоций по энергетическим потокам, Хаббард может описать безразличие к объекту, характерное для тона "Апатия" только как спайку, состояние заторможенных энергетических потоков. Эмоция горя качественно отличается от апатии, но и для нее характерно пассивное поведение. Поэтому, горе Хаббард также описывает как спайку. Но вот лично по моим ощущениям, эмоции горя соответствует преимущественно входящий поток, восприятие потери или утраты, так как это было представлено выше, в описании эмоций у Изарда. Два незваных человеческих эмоции, по-видимому, понадобились Хаббарду лишь для того, чтобы сохранить придуманную им последовательность "спайка, поток, рассеяние " (при движении снизу вверх по шкале). По крайней мере, на шкалу эмоциональных тонов он их не нанес.
"Непосредственно выше горя существует поток. Следующая имеющая название эмоция, однако, является следующим уровнем, - это рассеяние, называемое страхом, то есть удаление".
Вот здесь Хаббарду понадобилась еще одна неназванная эмоция для сохранения последовательности. Что касается эмоции страха, во всех его вариациях, от легкой тревожности до ужаса, его я ощущаю как сочетание входящих и исходящих потоков. Входящих, как ощущения опасности, и исходящих, как стремления найти путь к спасению.
"Существует поток, который непосредственно следует за ним и называется скрытой враждебностью. Выше скрытой враждебности - гнев, который является твердой спайкой".
С тем, что эмоция скрытой враждебности является потоком, я соглашусь, но куда в большей степени, по моим ощущениям, исходящим потоком является эмоция гнева, рассеянием, по терминологии Хаббарда, а никак не спайкой. Кроме того, в этом месте Хаббард отступает от четкой последовательности "спайка, поток, рассеяние ". Страх он определяет как рассеяние, и следом за этим должна быть спайка, однако следующую за страхом эмоцию, скрытую враждебность, он определяет как поток.
"Между гневом, 1.5, и антагонизмом, 2.0, существует рассеяние, - оно не имеет названия, но заметно в поведении" .
Еще одна эмоция, введенная, по моему мнению, только для сохранения последовательности.
"При 2.0 у нас есть истекающий поток, называемый антагонизмом".
Вот интересно, что здесь имеет в виду Хаббард? Выше он определил истекающий поток как рассеяние, а теперь использует этот термин совсем в другом качестве. По моим ощущениям, антагонизм действительно является потоком, только сочетанием входящего потока, восприятия ущербности или недостатков в своем окружении, и исходящего потока, стремления устранить эти недостатки.
"Выше этого, на 2.5, существует вялое рассеяние, известное как скука".
В оригинале, на английском языке, это фраза звучит так:
"Above this at 2.5 there is an idle dispersal known as boredom".
Слово idle в английском языке имеет ряд значений, которые подходят для перевода: ленивый, праздный, вялый, незанятый, бесполезный, пустой, неосновательный, работающий вхолостую.
"Выше скуки в 3.0 есть спайка, называемая консерватизмом".
Стремление к сохранению существующего положения Хаббард, следуя своей классификации, может объяснить только спайкой. Хотя, по моему мнению, консерватизм, это достаточно конструктивное состояние. В нем сочетаются как входящие потоки, в виде хорошего восприятия окружающего мира, так исходящие потоки, в виде стремления сохранить этот мир в том виде, как он есть.
"На уровне 4.0 у нас есть еще поток, называемый энтузиазмом".
И вот теперь, ради сохранения последовательности "спайка, поток, рассеяние", Хаббард перескакивает через тон веселье (3,5), просто игнорирует его.
В работах Хаббарда встречается достаточно много несоответствий, ошибок и прямых противоречий. На многие из них я укажу позднее. Приверженцы Церкви Саентологии эти несоответствия стараются не замечать, действуя по принципу "Хаббард всегда прав. Если Хаббард не прав, то я чего-то не понял". Впрочем, у Хаббарда встречаются весьма интересные мысли и оригинальные разработки, и только по этой причине я включил материал о саентологии в данную работу.
Альтернативную классификацию эмоций по принципу "спайка, поток, рассеяние", предлагает постсаентологический " исследователь, публикующийся под псевдонимом Л. Кин " В приложении к его книге "От подножия к вершине" можно обнаружить таблицу, в которой эмоции классифицированы по принципу "спайка, поток, рассеяние". Правда, в его книге переводчик назвал спайку риджем, а рассеяние дисперсией, но я сохраню прежние названия, чтобы не запутывать читателя.
Апатию (тон около нуля) он рассматривает как спайку. Горе (тон 0,5) он рассматривает как поток от внешнего терминала, то есть объекта, с которым связана эта эмоция, к картинке безопасного прошлого. Затем он рассматривает тон паника (0,8) как рассеяние. Затем, по его версии, идет тон страх (1,0) как поток от опасного терминала к безопасному терминалу. Затем злость, как рассеяние и антагонизм, как спайка. Пропуская скуку, Л. Кин следующим в этом ряду ставит тон 2,8 сильный интерес, как исходящий поток, направленный к интересующему человека предмету. После этого он располагает тон энтузиазм (4,0), как рассеяние. Хотя сам Л. Кин не упоминает о том, что его разработка отличается от Хаббардовской, различия очевидны. И несмотря на то, что Л. Кин пытался избежать недостатков классификации по Хаббарду, в его построении тоже есть явная ошибка, между тоном 0,8 и тоном 1,0 в его версии отсутствует спайка.
Избавившись от несуществующих тонов на шкале эмоций, Л. Кин соорудил конструкцию, которая оказалась не намного лучше оригинала. На мой взгляд, это связано с тем, что на самом деле ошибочна сама идея последовательности "спайка, поток, рассеяние". :