Психология слухов и паники как массовых психических явлений
При рассмотрении массовых психических явлений в больших групповых образованиях (в первую очередь, распространения слухов, паники и группового вандализма) исследователи часто используют
Психология больших социальных групп... 229
термин «большая диффузная группа». По своему содержанию он имеет много признаков определения толпы — размытость ее границ, слабые или опосредствованные взаимодействия участников, изменчивость состава, низкий уровень сплоченности и др. Под этим термином будем понимать многочисленную, нечетко определенную по составу, изменчивую и низко интегрированную совокупность людей, локально и опосредствованно связанных друг с другом (Журавлев, 2002). Примерами больших диффузных групп являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители конкретных теле- или радиопередач, постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов, еженедельников и т. п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т. д.
Психология слухов
Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте или событии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения циркуляции в группах различных видов «искаженной информации» — явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации невежества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д. (Соснин, Лунев, 1996).
При этом социально-психологические условия и закономерности их возникновения и распространения являются общими:
• слухи возникают в связи с важными или значимыми для людей событиями и социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в стране или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.). Информация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;
• слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым провоцирует неопределенность (например, несогласованная информация о
230
Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология больших социальных групп...
231
дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля—мае 1986 г.);
• важным условием, способствующим распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т. п.;
• благоприятным фактором возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.
Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:
• удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира и стимулируют ее;
• снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время в состоянии неопределенности, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
• слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;
• слухи выполняют функцию предвосхищения социальных событий, тем самым помогая человеку что-то предусмотреть, внести коррективы в свои представления и отношения к социальным явлениям или в реальное поведение.
Профилактика слухов. Общая ориентация в «социальной работе» со слухами состоит в противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распространению. Прикладные исследования и практический опыт в этой области позволили выработать ряд рекомендаций:
• максимальное упреждающее информирование населения о наи
более важных для него событиях, социальных условиях жизни
и т..п. (при этом необходимо стремиться к доступности, по
нятности и непротиворечивости информации, в экстремаль-
ных условиях — к организации регулярной работы специальных источников информации по интересующим население вопросам);
• целенаправленное снижение значимости тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;
• положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные группы (город, область, республика или общество в целом);
• выяснение подлинных причин возникновения слухов для повышения эффективности последующей разъяснительной работы (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позволяет людям относиться к происходящим событиям более трезво и рационально);
• выявление распространителей слухов и нейтрализация их влияния на группу и др.
Практическая, задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей (например, предвоенная и военная обстановка, экономические и политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.). В таких условиях для населения важна определенность воспринимаемой обстановки и событий, а также конкретность действий людей, в первую очередь тех, кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений.
Психология паники
Паника — это стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бесконтрольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей. Для людей, находящихся в паническом состоянии, характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Поэтому иначе панику можно определить как стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха (Журавлев, 2002).
232 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология больших социальных групп...
233
Для возникновения паники решающим является наличие сочетания ряда условий и факторов:
• общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или продолжительного переживания негативных эмоций и чувств (предшествует и способствует возникновению паники);
• наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов (усиливают у населения предвосхищающее переживание предстоящей опасности или степень ее негативных последствий);
• наличие в группе «критической массы» паникеров (т. е. участников толпы, имеющих предрасположенность к панике по своим личностным особенностям; для возникновения паники в большой группе иногда достаточно одного процента паникующих от общего состава группы);
• сочетание не только обших, но и частных («местных») условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени (такие ситуации предусмотреть сложнее всего в силу многочисленности характеристик физической и социальной среды).
Исторический пример поведения людей в условиях паники. Случай массового психоза и паники, охватившей большое количество населения страны, произошел в США в 1938 г. Причиной ее возникновения послужила трансляция по национальному радио радиопостановки «Вторжение с Марса» по Г. Уэллсу. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий, последствия были соответствующими.
Изучению этого случаяЛмассовой паники, было посвящено специальное исследование, проведенное группой психологов во главе с X. Кэнтрилом, которое в настоящее время считается классическим. В результате исследования были выделены четыре группы людей, различающихся по особенностям своего поведения в условиях паники.
Первую группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности таких событий и, в конце концов, самостоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан.
Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемог страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации и пытал ся проверить реальность этих событий с помощью других (обращалс к соседям, знакомым, на радио и т. п. и только после этого пришел отрицательному заключению о невозможности десанта с Марса).
В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан.
Члены четвертой группы сразу предались панике, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.
Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, среди которых на первое место по своей важности вышли социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Обратные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказывал не статус сам по себе, а общее состояние тревожности и неуверенности, составляющее психологическую готовность такого типа людей к паническому восприятию событий. Важны были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.
Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играли и психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение большой социальной группы, перечислите основные признаки классификации больших групп и их виды.
2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп.
3. Перечислите основные формы проявления психологии больших групп.
4. Назовите основные и структурные признаки, характеризующие толпу как социальную группу, назовите основные виды толп.
5. Опишите классические исследования толп и массовых явлений.
6. Охарактеризуйте панические и спасающиеся виды толп.
7. Дайте ваше понимание термина «внутренняя структура толпы».
8. Охарактеризуйте основные отличия состояния психики и поведения человека в толпе и вне ее.