Психология слухов и паники как массовых психических явлений

При рассмотрении массовых психических явлений в больших груп­повых образованиях (в первую очередь, распространения слухов, паники и группового вандализма) исследователи часто используют

Психология больших социальных групп... 229

термин «большая диффузная группа». По своему содержанию он име­ет много признаков определения толпы — размытость ее границ, слабые или опосредствованные взаимодействия участников, измен­чивость состава, низкий уровень сплоченности и др. Под этим тер­мином будем понимать многочисленную, нечетко определенную по составу, изменчивую и низко интегрированную совокупность лю­дей, локально и опосредствованно связанных друг с другом (Журав­лев, 2002). Примерами больших диффузных групп являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители конкретных теле- или радиопередач, постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов, еже­недельников и т. п.), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т. д.

Психология слухов

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых яв­лений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более ши­рокое распространение, непременно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте или собы­тии, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях не­определенности и социально-психологической нестабильности. Термин «слухи» имеет собирательный смысл для обозначения цир­куляции в группах различных видов «искаженной информации» — явной лжи, сплетни, полуправды, осознанной демонстрации неве­жества и незнания, намеренного или ненамеренного искажения фактов, дезинформации и т. д. (Соснин, Лунев, 1996).

При этом социально-психологические условия и закономерно­сти их возникновения и распространения являются общими:

• слухи возникают в связи с важными или значимыми для лю­дей событиями и социальными объектами (например, о пред­стоящей денежной реформе в стране или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.). Информация о малозначимом или значимом только для узкого круга людей событии обычно широко не распространяется;

• слухи зарождаются в условиях неопределенности, когда ин­формация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым провоцирует не­определенность (например, несогласованная информация о

230

Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология больших социальных групп...

231



дозах радиоактивного загрязнения территорий от чернобыль­ской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апре­ля—мае 1986 г.);

• важным условием, способствующим распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность влечет за собой массовую тревогу, состояние общего диском­форта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т. п.;

• благоприятным фактором возникновения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жиз­ни, некой сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся со­циальной среде, выполняя некоторые важные функции:

• удовлетворяют естественную социальную потребность челове­ка в познании окружающего мира и стимулируют ее;

• снимают неопределенность или, по меньшей мере, снижают ее степень относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время в состоянии неопреде­ленности, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

• слухи не только помогают человеку сориентироваться в си­туации, но и регулируют его поведение, которое в соответст­вии с ними может изменяться;

• слухи выполняют функцию предвосхищения социальных со­бытий, тем самым помогая человеку что-то предусмотреть, внести коррективы в свои представления и отношения к со­циальным явлениям или в реальное поведение.

Профилактика слухов. Общая ориентация в «социальной работе» со слухами состоит в противодействии отмеченным выше условиям, способствующим их возникновению и распространению. Приклад­ные исследования и практический опыт в этой области позволили выработать ряд рекомендаций:

• максимальное упреждающее информирование населения о наи­
более важных для него событиях, социальных условиях жизни
и т..п. (при этом необходимо стремиться к доступности, по­
нятности и непротиворечивости информации, в экстремаль-

ных условиях — к организации регулярной работы специаль­ных источников информации по интересующим население вопросам);

• целенаправленное снижение значимости тех социальных объек­тов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов;

• положительное информирование об условиях политической, экономической и межнациональной стабильности развития тех регионов, в которые входят большие диффузные группы (город, область, республика или общество в целом);

• выяснение подлинных причин возникновения слухов для повыше­ния эффективности последующей разъяснительной работы (понимание реальных причин возникновения слухов снижает эмоциональную напряженность, неопределенность и позво­ляет людям относиться к происходящим событиям более трезво и рационально);

• выявление распространителей слухов и нейтрализация их влия­ния на группу и др.

Практическая, задача управления слухами является важной в любых условиях, опасных для нормальной жизни людей (например, предвоенная и военная обстановка, экономические и политические кризисы, региональные конфликты, стихийные бедствия, техноген­ные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п.). В таких условиях для населения важна определенность вос­принимаемой обстановки и событий, а также конкретность дейст­вий людей, в первую очередь тех, кто по роду своей работы обязан заниматься управлением подобных массовых явлений.

Психология паники

Паника — это стихийно возникающее, дезорганизованное состояние и поведение больших масс людей, основанное на чувстве бескон­трольного, неуправляемого страха от реально существующей или мнимой угрозы для жизни людей. Для людей, находящихся в пани­ческом состоянии, характерна так называемая поведенческая неоп­ределенность (состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Поэтому иначе панику можно определить как стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха (Журавлев, 2002).

232 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология больших социальных групп...

233



Для возникновения паники решающим является наличие соче­тания ряда условий и факторов:

• общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или продолжи­тельного переживания негативных эмоций и чувств (предше­ствует и способствует возникновению паники);

• наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов (усиливают у населения предвосхищающее переживание предстоящей опасности или степень ее негативных послед­ствий);

• наличие в группе «критической массы» паникеров (т. е. участ­ников толпы, имеющих предрасположенность к панике по своим личностным особенностям; для возникновения паники в большой группе иногда достаточно одного процента пани­кующих от общего состава группы);

• сочетание не только обших, но и частных («местных») усло­вий жизни большой группы в каждый конкретный период времени (такие ситуации предусмотреть сложнее всего в силу многочисленности характеристик физической и социальной среды).

Исторический пример поведения людей в условиях паники. Случай массового психоза и паники, охватившей большое количество насе­ления страны, произошел в США в 1938 г. Причиной ее возникно­вения послужила трансляция по национальному радио радиопоста­новки «Вторжение с Марса» по Г. Уэллсу. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий, по­следствия были соответствующими.

Изучению этого случаяЛмассовой паники, было посвящено спе­циальное исследование, проведенное группой психологов во главе с X. Кэнтрилом, которое в настоящее время считается классиче­ским. В результате исследования были выделены четыре группы людей, различающихся по особенностям своего поведения в усло­виях паники.

Первую группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности таких событий и, в конце концов, само­стоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемог страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации и пытал ся проверить реальность этих событий с помощью других (обращалс к соседям, знакомым, на радио и т. п. и только после этого пришел отрицательному заключению о невозможности десанта с Марса).

В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью дру­гих, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной ре­альности вторжения марсиан.

Члены четвертой группы сразу предались панике, даже не пыта­ясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, среди которых на первое место по своей важности вышли социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космиче­ских явлениях тормозили развитие панических состояний. Обрат­ные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и инфор­мированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказывал не ста­тус сам по себе, а общее состояние тревожности и неуверенности, составляющее психологическую готовность такого типа людей к па­ническому восприятию событий. Важны были также половозраст­ные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Наряду с социально-демографическими характеристиками су­щественную роль играли и психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная лично­стная тревожность и повышенная внушаемость — качества, пред­располагающие к возникновению панических состояний.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение большой социальной группы, перечислите основ­ные признаки классификации больших групп и их виды.

2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп.

3. Перечислите основные формы проявления психологии больших групп.

4. Назовите основные и структурные признаки, характеризующие толпу как социальную группу, назовите основные виды толп.

5. Опишите классические исследования толп и массовых явлений.

6. Охарактеризуйте панические и спасающиеся виды толп.

7. Дайте ваше понимание термина «внутренняя структура толпы».

8. Охарактеризуйте основные отличия состояния психики и поведения че­ловека в толпе и вне ее.

Наши рекомендации