Воспитание в домашнем труде

Важное значение для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет их участие в домашнем труде. Начиная с четырех-пятилетнего возраста ребенок должен иметь постоянные обязанности по дому, и это следует считать нормой, само собой разумеющимся делом, обязательным для личностного развития ребенка. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы помогать родителям по дому, но и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в домашней работе является хорошей школой общей психологической подготовки к самостоятельной будущей жизни.

Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность,— это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, в изготовлении предметов домашнего обихода, а также уход за растениями, животными и т. п. В сельской местности и в городе, в тех семьях, которые имеют участки земли, это и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным домом развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. Детям дошкольного возраста самим необходимо участвовать в оборудовании своего места для игры, отдыха, а детям младшего школьного возраста — также места для учебных занятий. У каждого ребенка в доме должен быть свой, хотя бы маленький, рабочий уголок.

Инициатива в организации всего этого вначале должна принадлежать взрослому, но затем, по мере взросления ребенка, переходить к нему самому. Младшие школьники все это могут делать вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым (например, тогда, когда в силу отсутствия физических или иных возможностей ребенок не в состоянии что-либо сделать сам). Взрослый, не отказывая ребенку в необходимой помощи, должен побуждать его к самостоятельному мышлению и действию всеми доступными способами, всячески стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде.

участие детей в уборке дома развивает у них аккуратность и «сто плотность. Эти два качества относятся к разряду так называемых психогигиенических, и начинать заботиться об их развитии надо с раннего возраста. Однако в этом возрасте возможности для их воспитания еще ограничены и полностью раскрываются лишь в дошкольном возрасте. Именно в эти годы на воспитание аккуратности и чистоплотности должно быть обращено особое внимание.

Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы эти два качества у ребенка проявлялись в самообслуживании, в систематическом уходе за собой, за своей одеждой, за игрушками и другими вещами личного пользования. Важная роль в формировании этих личностных качеств принадлежит окружающим людям: родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам. Никакие правильные слова и увещевания не помогут в воспитании аккуратности и чистоплотности, если у самых близких окружающих ребенка людей эти качества не развиты.

Другой аспект воспитания в домашнем труде — экономический.

Он включает участие ребенка в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в расходовании семейного бюджета, в определении доходов и расходов. Приобретение ребенком дошкольного или младшего школьного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости.

Развитием этих качеств у детей официальная советская педагогическая система долгое время фактически пренебрегала, сейчас же они выходят на одно из первых мест в воспитании. Можно предполагать, что старший дошкольный и младший школьный возрасты являются наиболее подходящими для формирования таких личностных качеств, поскольку в эти годы дети в состоянии уже производить элементарные расчеты.

Основные пути и средства воспитания в домашних условиях обсуждаемых качеств личности следующие:

1. Предложение детям разных экономических задач, соответствующих их возрасту, интересам и уровню понимания. Постепенный переход к таким играм, где сюжетом является решение какой-либо экономической проблемы.

2. Привлечение ребенка и предоставление ему самостоятельности в выборе покупок сначала для себя, потом для семьи.

3. Привлечение ребенка дошкольного возраста к участию вкоммерческой деятельности там, где семья ею занимается.

4. Привлечение детей к расчетам, связанным с семейным бюджетом.

5. Выделение детям определенной денежной суммы на мелкие расходы, предполагающей экономию средств.

Есть такие виды домашнего труда, которые прямо или косвенно связаны с самообслуживанием. Это — приготовление пищи, ремонт и изготовление деталей одежды, предметов домашнего обихода и личного пользования. Участие детей дошкольного и младшего школьного возрастов в этих видах труда обязательно, так как вырабатывает у них независимость, самостоятельность, способность к самообслуживанию, ведет к быстрому взрослению ребенка.

Участие детей в сельскохозяйственных работах, в уходе за растениями и животными — это мощное средство экологического и нравственного воспитания. Ребенок, которого не приучили по-человечески относиться к природе, не будет по-доброму относиться и к людям.

ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ

До сих пор мы говорили о воспитании дошкольников и младших школьников в разных видах «взрослой» деятельности, на время забыв о том, что перед нами дети, для которых одним из главных видов деятельности по-прежнему является игра. Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, ив ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Еще одна воспитательная функция игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и. труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5—7-летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.

Игры детей дома и в школе можно использовать для практического определения уровня воспитанности или уровня личностного разбития достигнутого ребенком. В качестве примера такого использования игры приведем опыт, проведенный В. И. Асниным[64]. Испытуемыми были дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследования состояла в следующем. В центре большого по площади стола на его поверхности лежала конфета или какая-либо другая очень привлекательная для ребенка вещь. Дотянуться и достать ее рукой, стоя у края стола, было практически невозможно. Ребенку, если бы ему удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Недалеко от положенной на столе вещи находилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, т. е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытуемыми и в разных ситуациях.

Первая, серия. Испытуемый — ученик IV класса, возраст 10 лет. В течение почти 20 мин ребенок руками безуспешно пытается достать конфету, но у него ничего не получается. В ходе опыта он случайно задевает лежащую на столе палочку, сдвигает ее, но, не воспользовавшись ею, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: «Можно ли достать конфету другим способом, не руками?» — ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же серии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте 4 лет. Он сразу же, не раздумывая, берет со стола палочку и с ее помощью придвигает к себе конфету на расстояние вытянутой руки. Затем спокойно берет ее, не испытывая при этом ни тени смущения. Большинство детей в возрасте от 3 до 6 лет успешно справляются с заданием первой серии при помощи палочки, в то время как более старшие дети не пользуются палочкой и задачу не решают.

Вторая серия. На этот раз экспериментатор выходит из комнаты и оставляет в ней старших детей в присутствии младших с заданием старшим во что бы то ни стало в его отсутствие решить задачу. Теперь более старшие дети справляются с задачей как бы с подсказки младших, которые в отсутствие экспериментатора побуждают их воспользоваться палочкой. В первый раз на предложение младшего ребенка взять палочку старший отвечает отказом, заявляя при этом: «Так каждый умеет». Из этого заявления очевидно, что способ доставания предмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им сознательно не пользуется, так как воспринимает данный способ, по-видимому, как слишком простой и запрещенный.

Третья серия. Испытуемого — младшего школьника — оставляют одного в комнате, скрытно наблюдая за тем, что он будет делать. Здесь еще более наглядно выступает то, что решение задачи при помощи палочки ребенку хорошо известно. Оставшись один, он берет палочку, подвигает ею желаемую конфету на несколько сантиметров к себе, затем кладет палочку и снова пытается достать конфету рукой. У него ничего не получается, так как конфета еще очень далеко Ребенок вновь вынужден воспользоваться палочкой, но, сделав ею неосторожное движение, он случайно подвигает к себе конфету слишком близко. Тогда он вновь отталкивает конфету к середине стола но не так далеко, оставляя ее в пределах досягаемости руки. После этого он кладет палочку на место и с трудом, но все же рукой достает конфету. Так полученное решение задачи его, по-видимому, морально устраивает, и он не испытывает угрызений совести.

Описанный эксперимент свидетельствует о том, что в возрасте соответствующем примерно времени обучения в начальных классах школы, младшие школьники, опираясь на усвоенные социальные нормы, могут произвольно регулировать свое поведение в отсутствие взрослого. Детям дошкольного возраста это еще недоступно.

В. И. Аснин отмечает, что старшие дети, которые приложили усилия для того, чтобы достать желаемую конфету руками, потом с радостью принимали ее в подарок от взрослого. Те же из них, кто с точки зрения существующих нравственных норм сделал это незаконно, т. е. добыл конфету «запрещенным» способом с помощью палочки, или вообще отказывались от награды, или же принимали ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста в достаточной степени развита самооценка и они в состоянии самостоятельно следовать определенным требованиям, оценивая свои поступки как хорошие или плохие в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они самооценке.

В младшем школьном возрасте, кроме того, мы встречаемся с. достаточно развитым рефлексивным чувством, со способностью ребенка правильно оценивать и понимать, как он выглядит со стороны, судить о своем поведении с точки зрения социальных норм как о достойном или недостойном. Можно предполагать, что детям младшего школьного возраста хорошо известно, что такое совесть, честность, порядочность, а также другие нравственные качества личности, причем в определенной степени эти качества представлены и у них самих.

Психодиагностические игры, подобные описанной, можно организовывать и проводить с детьми в школе и дома. Они служат хорошим подспорьем в воспитании детей, так как позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка.

ВОСПИТАНИЕ В УЧЕНИИ

Поскольку учение предполагает общение и взаимодействие людей, то оно включает воздействие личности учителя на личность ученика. Следовательно, в учебной деятельности происходит не только научение, но также и воспитание. В самом учении человеком приобретаются не только знания, умения и навыки, но формируются и закрепляются определенные качества личности, склонности, способности, интересы, потребности, черты характера.

Основное содержание воспитательной работы, выполняемой в начальный период учения, связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, широких и глубоких познавательных интересов, любви к истине, потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Эти качества личности вместе с другими, уже рассмотренными нами, закладываются в дошкольном возрасте. Их воспитание зависит от людей, которые с детства окружают ребенка, от их эрудированности, от доступности самому ребенку разнообразной информации.

Любознательность детей дошкольного возраста — а она у большинства детей этого возраста проявляется вполне естественным образом—надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, учить его самого находить на них ответы; Обучившись читать, ребенок в возрасте около 10—12 лет вполне в состоянии эти делать сам. В распоряжении родителей и детей сейчас имеется целая библиотека справочной литературы по различным предметам. Эта литература имеется в библиотеках в пределах доступности для каждого ребенка. Очень важно с первых лет обучения в школе научить его самостоятельно работать с книгой, самому находить в справочной литературе то, что его интересует.

Конец младшего школьного возраста связан обычно с окончательным закреплением в психологии ребенка потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи. Вспомним, что начало формирования этой потребности относится к раннему дошкольному возрасту, так что весь период ее развития и закрепления охватывает примерно десять лет. Ближе к завершению младшего школьного возраста ребенок осознает жизненное значение данной потребности и динамику ее функционирования. Дети, в частности, начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания.

Большое влияние на осознание личностных и внеличностных факторов, от которых зависит успех, оказывают оценки, даваемые детям учителями. Школьники III—V классов способны различать, когда оценки заслужены или когда они не соответствуют реальным успехам. Установлено, например, что, чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, напротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой ученик получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод о высокой оценке учителем его способностей. Иными словами, ученик вполне понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий может быть дополнена развитыми способностями. Это обычно и происходит в возрасте около 10—12 лет.

Для того чтобы достичь данного уровня психологического развития, ребенок должен понять, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия, что между усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, компенсирующие отношения. При низких способностях можно добиться высокого результата за счет старания, а при отсутствии должного старания—за счет высокоразвитых способностей. Осознание этого факта, происходящее обычно в начале подросткового возраста, становится сильным стимулом для самосовершенствования и надежной сознательной мотивационной основой для самовоспитания.

Если неудача приписывается отсутствию необходимых усилий, то она не вызывает огорчения у большинства детей этого возраста. поскольку не заставляет их усомниться в своих способностях. Это характерно главным образом для тех детей, у которых доминирует мотивация достижения успехов, а не избегания неудач. У пятиклассников, например, удовлетворенность успехами коррелирует с прилагаемыми усилиями в ситуации, когда им приходится соревноваться со сверстниками. Для недовольства постигшей неудачей это не характерно.

В случае успеха установлена значимая корреляция между радостью по поводу успеха и отнесением его на счет способностей, а не прилагаемых усилий. Это говорит о том, что между 10 и 12 годами способности становятся значимым фактором при оценивании достижений и порождают у детей соответствующие эмоции. В более раннем возрасте ссылка на способности обладает таким же действием, но только в ситуации успеха. Неудача на фоне значительных приложенных усилий, напротив, воспринимается детьми с выраженным отрицательным аффектом, поскольку приводит их к выводу о недостаточных способностях.

Для правильного воспитания стремления к достижению успеха важно решить вопрос о том, как развитие данного стремления зависит от стиля общения взрослых и детей, от характера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в какой-либо деятельности. Было показано, что те матери, дети которых во время обучения в начальных классах школы проявляли тенденцию избегать неудачи, в отличие от тех матерей, чьи дети, напротив, обнаруживали доминирующее стремление к успехам, характеризуются следующими склонностями в обращении с детьми:

1. В оценках достижений своих детей эти матери ориентированы на их соответствие средним социальным нормам, а не достигнутым уже результатам или индивидуально установленным нормам. Для них важнее то, соответствуют ли успехи их детей достижениям других детей того же самого возраста, а не зависимость успехов детей от прилагаемых ими усилий и их же прошлых достижений.

2. Такие матери меньше считаются с желаниями самого ребенка, устанавливают за ним жесткий контроль в процессе выполнения домашних заданий, реже побуждают детей к самостоятельной работе к принятию независимых решений. Проявляя готовность помочь своему ребенку, они делают это не в форме советов, наводящих ребенка на решение проблемы, а путем непосредственного вмешательства в pro деятельность и навязывания ребенку своего мнения.

3. Эти матери часто жалуются на отсутствие у детей способностей и очень редко апеллируют к способностям как способу объяснения успехов своих детей. Они нередко упрекают детей не только за отсутствие способностей, но и за дефицит старания, а достигаемые ими успехи относят в основном за счет легкости выполняемых заданий.

4. Такие матери очень редко хвалят своих детей за достижения. Неудачи детей гораздо чаще вызывают у них упреки и недовольство.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации