Тема 6. Лидерство и власть в организационном поведении

Теории лидерства и их практическая ценность для ОП. Авторитет руководителя организации. Основы и источники власти, власть в групповом поведении, методы влияния на подчиненных.

Факторы эффективного поведения руководителя.

Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников, в подготовке к практическому занятию

Методические указания

Важнейшей частью менеджмента является координация деятельности людей и направление их усилий на достижение целей и задач организации. Это предполагает наличие лидерства и выбор соответствующего типа поведения. Лидерство представляет собой основной компонент успешного функционирования организации. Каждый менеджер должен понимать сущность лидерства и факторы, которые обусловливают его эффективность.

Лидерство- это способность вести за собой людей для до­стижения конкретных целей. Влияние лидера на людей происходит благодаря признанию его личного авторитета и за счёт признания его личных качеств.

Менеджер должен быть лидером; это необходимо, для того чтобы:

· Завоевать психологический (неформальный) авторитет в коллективе.

· Чтобы выработать свой стиль управления.

· Чтобы создать эффективную мотивацию работников.

Изучите основные подходы, объясняющие, что делает лидера эффективным: поведенческий, ситуационный, теорию черт, теорию преобразующего лидерства. Обратите внимание на концепцию харизматического лидерства Конгера и Канунго.

Власть - возможность влиять на поведение людей. Власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Работая самостоятельно над темой необходимо понять, каковы источники и формы власти в организации. Сравните понятия «лидерство» и «руководство», «власть» и «авторитет».

Еще одним аспектом в изучении данной темы являются вопросы, связанные с организационным поведением самого руководителя. Личность руководителя: его знания, профессиональный и житейский опыт, деловые и личностные качества - центральное понятие организационной структуры любой компании. Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают требования, предъявляемые к личности менеджера. Анализ специальной литературы показал, что к профессионально-важным качествам менеджера, обеспечивающим наибольший вклад в обеспечение продуктивности всей его управленческой деятельности, большинство исследователей относят:

· профессиональную и управленческую компетентность;

· способность эффективно действовать в условиях рынка;

· умение стратегически и аналитически мыслить, предвидеть последствия решений;

· умение осуществлять всесторонний анализ ситуации;

· способность принимать решения в условиях риска и неопределенности;

· умение работать в команде;

· стрессоустойчивость и самообладание;

· организаторские и коммуникативные способности;

· уверенность в себе и ориентация на достижение успеха;

· нравственно-этические качества;

· креативность, творческие способности.

Самостоятельно изучите факторы, способствующие эффективному организационному поведению руководителя. Особо остановитесь на проблеме поведенческого формирования имиджа делового человека.

Литература: [2], [3], [6], [8], [9], [10], [14], [17], [18]

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается основная проблема лидерства? Охарактеризуйте основные подходы к проблеме лидерства.

2. Что значит быль лидером в организации?

3. Объясните, в чем состоит сходство и специфика руководства и лидерства.

4. Какими чертами должен обладать неформальный лидер?

5. Как стиль руководства определяет поведение менеджера и его подчиненных?

6. Дайте характеристику харизматических качеств лидера. Приведите примеры известных вам харизматических лидеров.

7. Какое значение имеет власть в организации? Перечислите источники и основы власти.

8. Что такое авторитет? Что вы знаете о комплексе «угрожаемого авторитета»?

9. Какие проблемы могут возникнуть с властными статусами и как их разрешать в организациях?

Наши рекомендации