Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии

Обучение психологии включает также самостоятельную работу студентов и учащих­ся. Перечислим основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:

!) закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудитор­ной или классной работы;

2) расширение и углубление знаний по отдельным темам;

3) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач; i) освоение умений психологического исследования;

5) освоение умений практической психологической работы;

6) освоение умений самопознания и саморазвития.

           
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
 
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
 
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
 
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
      Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
  Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
 
 
 
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
 
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru
 
    Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru

Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии - student2.ru

Основные функции

самостоятельной учебной

работы по психологии

Закрепление

психологических знаний

и умений

Расширение и углубление

знаний по отдельным

темам

Усвоение

умений практической

психологической работы

Освоение умений

использования этих знаний

для решения прикладных задач

Освоение умений

психологического

исследования

Освоение умений самопознания и саморазвития

Освоение умений

практической психологической

работы

Рис. 6.2. Основные функиии самостоятельной учебной работы по психологии

1 32 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

Самостоятельное чтениеучебных пособий, первоисточников и конспектов мо­жет использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов и школьников:

1) на уроках, семинарах, практических занятиях;

2) при подготовке к лекциям, семинарам, практическим занятиям;

3) при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ;

4) при подготовке к экзаменам и зачетам.

Одной из актуальных методических проблем данного вида самостоятельной работы является обучение умениям осмысленного чтения, развитие навыков по­нимания психологических текстов. Напомним, что наибольшую трудность для студентов представляет чтение научных монографий и статей. В отличие от учеб­ных пособий они не адаптированы для учебных целей и для соответствующей кате­гории студентов и учащихся. Сталкиваясь со сложным для восприятия стилем на­учного текста, некоторые студенты испытывают значительные трудности в его по­нимании и поэтому ограничиваются механическим заучиванием формулировок.

В этой связи важной задачей преподавателя является использование заданий, способствующих развитию у студентов соответствующих умений чтения. Это мо­гут быть, например:

♦ задания по составлению подробного структурированного плана раздела;

♦ задания по свободному (без опоры на конспект) пересказу раздела текста;

♦ поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

♦ ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление пони­мания основных понятий, умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

♦ задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистиче­ской и синтаксической форме;

♦ составление краткого конспекта текста;

♦ составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями;

♦ составление резюме прочитанного текста.

Написание конспекта статьи, раздела книги, как отмечалось выше, — довольно типичное задание, которое преподаватель дает студентам при подготовке к семи­нару, практическому занятию, уроку. Предполагается, что конспектирование по­могает продумыванию первоисточника. Конечно, это так, но не всегда. Во многих случаях студенты просто переписывают большие фрагменты текста, ограничива­ясь его поверхностной переработкой, например опуская вводные слова и фразы с общими рассуждениями. Ответы студентов на семинарах по таким конспектам порой выявляют слабое понимание ими сущности понятий, теоретических поло­жений и их связи с эмпирическими фактами.

Другим основанием для заданий по конспектированию является желание пре­подавателя убедиться в том, что студент читал текст. Однако часто встречающие­ся случаи переписывания конспектов у товарищей приводят к тому, что смысл текста при этом теряется.

Для того чтобы конспектирование первоисточников выполняло познаватель­ную функцию, студентов нужно обучать соответствующим умениям, в том числе:

♦ отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;

♦ лексической и синтаксической переработке текста;

6.6. Изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии 133

♦ схематизации и структурированию прочитанного материала;

♦ формулировке резюме по прочитанному материалу.

В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвое­нию знаний.

Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиямпредставляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная под­готовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лек­ции, опираясь на предшествующие знания. К сожалению, это делают лишь те не­многие студенты, у которых сформировалось умение самоорганизации. Стимули­ровать чтение конспекта предыдущей лекции может регулярная практика прове­дения преподавателем устного или письменно экспресс-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции.

Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию за­ключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции (если она чита­лась по данной теме), чтении соответствующего раздела учебника и первоисточ­ников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:,

♦ повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;

♦ расширение и углубление знаний по теме занятия.

Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются тео­ретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполне­ния лабораторной работы или практического задания.

В этой связи встает еще один актуальный вопрос: каким должен быть объем за­даний для подготовки. Как уже отмечалось выше, некоторые преподаватели исхо­дят из принципа: чем больше, тем лучше. При этом не учитывается фактор воз­можной перегрузки студентов. Кроме того, необходимость читать больше приводит к тому, что снижается глубина осмысления каждого раздела. Может быть, более целесообразно читать меньше, но критически осмысливая прочитанное, чем боль­ше, но ограничиваясь лишь поверхностным пониманием?

Соотношение учебного времени, отводимого на аудиторные и самостоятель­ные занятия по учебной дисциплине, определяется в рабочих учебных планах со­ответствующих образовательных программ. Чаще всего доля обоих видов учебной работы определяется в соотношении 50:50 (возможно и несколько иное соотноше­ние). Таким образом, длительность подготовки студента к семинару должна при­мерно соответствовать длительности самого семинара, т. е. составлять два акаде­мических часа (или в отдельных случаях чуть больше). При средней скорости чтения студента 20 страниц в час получается, что подготовка к семинару должна состоять в изучении не более чем 40-50 страниц первоисточников. Конечно, раз­ные студенты читают и конспектируют в разном темпе. Эти индивидуальные осо­бенности учесть довольно трудно.

Содержанием подготовки студентов к семинару или практическому занятию может быть не только чтение литературы, но и подбор примеров, иллюстративно­го материала по определенным вопросам, проведение несложных психологиче­ских опытов, описание результатов наблюдения и самонаблюдения, решение пси-

134 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятии по психологии

хологических задач. Это может способствовать продуктивной организации аудиторного занятия преподавателем.

Домашняя работа учащихся в школе.С общими принципами организации и видами самостоятельных работ в школьном обучении можно ознакомиться по учебнику педагогики (Педагогика, 2002, с. 354-364). Домашняя работа по психо­логии может использоваться при работе с учащимися школ, лицеев, гимназий, Однако ее объем не должен быть большим, а содержание должно быть интерес­ным. Во избежание чрезмерной учебной перегрузки при обучении психологии не рекомендуются обязательные домашние задания, особенно в тех случаях, когда психология преподается как факультативный предмет. В качестве письменных домашних работ Ю. А. Самарин рекомендует:

1) работы, состоящие в подборе иллюстративного материала;

2) работы, излагающие результаты наблюдений и самонаблюдений учащихся;

3) работы реферативного характера (Самарин, 1950).

Большое количество упражнений на самоанализ и самонаблюдение, которые могут использоваться в качестве домашних заданий, можно найти в работе Е. А. Климова (1997).

Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важныйвид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения. Поэтому преподавательская практика выставления зачетов и экзаменов «автоматом», без обобщающих кон­трольных, тестовых, зачетных или экзаменационных работ нецелесообразна, по­скольку лишает студентов возможности повторить, обобщить и систематизиро­вать свои знания по разделу курса или дисциплине в целом.

Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам и школь­никам при подготовке к экзаменам:

1) Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. При этом следует избегать обобщенных формулировок: «Немного по­занимаюсь», следует указывать, какие именно разделы вы будете прорабаты­вать сегодня.

2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голо­ву ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм рабо­ты и сможете перейти к более трудным разделам.

4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Пере­рывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

6.6. Изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии 135

5. Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого вниматель­но, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

6. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фикса­ция на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использо­вать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.

7. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были прорабо­таны в этот день.

8. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробо­вать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (же­лательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая вни­мание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот мо­мент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Гото­виться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, вол­нение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сбли­жаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете па­мять, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.

9. Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную пробле­му. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекиды­вая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.

136 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятии по психологии

Наши рекомендации