Программа психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Для успешного осуществления профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля необходимо создать программу, которая позволит поэтапно спланировать и разнообразить профилактическую деятельность.

Нами было проведено исследование, и на его основе составлена программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля.

Цель программы – профилактика эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Задачи программы:

1. Проинформировать сотрудников психиатрической клиники о предмете программы (эмоциональное выгорание)

2. Снизить уровень переживания психотравмирующих обстоятельств и стресса

3. Повысить целенаправленность, осознанность жизненного процесса и ценностной ориентации

4. Расширить репертуар поведенческих стратегий в различных критических ситуациях, выработать способность контроля собственных эмоций

5. Повысить сплоченность коллектива и открытости каждого сотрудника.

6. Развить умение дифференцировать служебную сферу деятельности, семейную и др.

Форма работы

Основными формами работы являются тренинги и индивидуальные беседы. Проведение упражнений требует свободной аудитории, где можно разместить всех участников и предоставить им оборудование.

Условия реализации

Программа должна проводиться один раз в год. Психолог может выбрать из представленного перечня лекций и упражнений наиболее необходимые на его взгляд, сочетая минимум по два упражнения из каждого блока. Лекции могут проводиться как вводная часть к каждому тренингу.

Программа имеет пять основных блоков: информационный, эмоциональный, регуляторный, личностно-смысловой, поведенческий.

Информационный блоквключает предоставление информации об эмоциональном выгорании, его симптомах и причинах; природе эмоций; стрессе и психотравмирующих ситуациях.

Эмоциональный блок содержит ряд упражнений, способствующих снятию тревоги, переживания психотравмирующих ситуаций, эмоциональных и двигательных зажимов, повышению эмоциональной устойчивости, устранению склонности к негативным аффектам, пересмотру состояния тревожности.

Регуляторный блокнаправлен на рефлексию, анализ поведения и отношений, а также на определение собственных ресурсов и методов саморегуляции.

Личностно-смысловой блок.Выполнение упражнений из этого блока помогает повысить уровень осознанности и определить личностную направленность, а также направлен на принятие себя и анализ своего прошлого, настоящего и будущего.

Поведенческий блоквключает упражнения по преодолению страха в конфликтных ситуациях, развитие умения сдерживать чувства, преодоления страха в конфликтной ситуации, успокоению в критической ситуации, обретению силы для принятия важного решения, настройке на выполнении неприятных действий.

Блок организации отдыха и творческой деятельности.Данный блок тесно связан с регуляторным, но имеет собственную направленность – определение того, какой способ отдыха подходит каждому участнику, его организация.

Специалист, применяющий данную программу имеет возможность комбинировать различные упражнения для достижения большего результата.

Содержание программы профилактики эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

Информационный блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Сформировать представление о синдроме эмоционального выгорания, его причинах, симптомах и последствиях.   Беседы и лекции на тему эмоционального выгорания, природе эмоций, стрессоустойчивости и стрессе. 1. Лекция на тему «Эмоциональное выгорание. Причины, течение и симптомы» 2. Лекция на тему «Эмоции, свойства и проявление» 3. Лекция на тему «Стресс и стрессоустойчивость»
Эмоциональный блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Снятие эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния, пересмотр взгляда на трудности. Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения и снятия психологических зажимов. 1. Упражнение «Словесный натюрморт» 2. Упражнение «Вода, земля, огонь и воздух» 3. Упражнение «Свой темный угол» 4. Упражнение «Тревожная скульптура» 5. Упражнение «Синие вещи» 6. Упражнение «Кольцо огня» 7. Упражнение «Выбрасываем злобу»  
Регуляторный блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Анализ поведения и отношений, а также определение собственных ресурсов и методов саморегуляции. Упражнения, направленные на повышения навыков саморегуляции. 1. Упражнение «Плюс-минус чувство» 2. Упражнение «Ассоциированные состояния» 3. Упражнение «Планирование будущего» 4. Упражнение «Поиск выгоды» 5. Упражнение «Анализ моментов, на которых мы теряем время» 6. Упражнение «Мешочки гнева» 7. Упражнение «Да, нет»  
Личностно-смысловой блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Повышение уровня осознанности и определение личностной направленности, а также принятие себя и анализ своего прошлого, настоящего и будущего, самоанализ. Упражнения, направленные на определение своих ценностей, путей их применения и повышение осознаннсти. 1. Упражнение «Прошлое, Настоящее, Будущее» 2. Упражнение «Принятие себя» 3. Упражнение «Самоанализ» 4. Упражнение «Потоки сознания» 5. Упражнение «Отношения»  
Поведенческий блок
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Выработка коммуникативных навыков, умения успокаиваться в критических и стрессовых ситуациях, умения брать себя в руки и принимать нестандартные решения. Упражнения, направленные на развитие коммуникативных и некоторых когнитивных навыков.   1. Упражнение «Преувеличение или полное изменение поведения» 2. Упражнение «Застольная беседа» 3. Упражнение «Обмен местами» 4. Упражнение «Выдуманные истории» 5. Упражнение «Цель-Средство-Результат-Пустое» 6. Упражнение «Цепочка ассоциаций» 7. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»  
Блок организации отдыха и творческой деятельности
Задачи Содержание блока Упражнения и техники
Определение того, какой способ отдыха подходит каждому участнику, его организация. Упражнения, направленные на выработку ответственного отношения к отдыху, его системности и разделению «дома» и «работы» 1.Техника самоменеджмента «Уроки» 2. Упражнение «Стратегии самопомощи» 3. Упражнение «Обещание самому себе» 4. Упражнение «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания» 5. Упражнение «Жертва и ответственность» 6. Упражнение «Жизненное пространство» 7. Упражнение «Свой путь»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. -261 с.

2. Абрамова, Г.С.,Юдчиц Ю.А. Психология в медицине / Г.С.

Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – Москва: Дрофа, 2000. – 150с.

3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6 – № 6. – 120 с.

4. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / Медицинская помощь /. - М.: Медицина, 2003. - №2. - С. 25-29.

5. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова / Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 1995. - №1. - С. 54.

6. Бойко, В.В.Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

7. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – 198 с.

8. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

9. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел / Психологический журнал. - М.: Наука, 2001. - Т. 20. - №1. - С. 16-21.

10.

Наши рекомендации