Представление об основных личностных структурах в современном психоанализе
Классический (Фрейд).Теория личности. Модели: 1) топологическая – бессознательное, предсознательное, сознательное; 2) Структурная – Ид, Эго, Супер-Эго. 3) динамическая –взаимодействие и конфликт инстинктивных психических сил 4) генетическая – трансформация инстинктивных влечений на стадиях психосексуального развития. 5) экономическая 6) адаптивная – Фрейд начал, продолжил Хартман (по Соколовой)
Эго-психология. Больше внимания уделяли именно Эго.А. Фрейд. Х.Хартман и др.
2 задачи Эго: 1)Развитие контроля над влечениями (мех-в психол.защиты), 2) реализация своего Я в эффективных и компетентных отношениях с реальностью, прогнозирование и контроль последней. Эго приспосабливается с помощью защит. Психопатология– неадаптивные ригидные защиты. Диагностическая классификация – симптоматические неврозы и неврозы характера. Характер– композиция защит. Кроме фиксациях на стадиях развития к психопатологии ведет: неудача в адекватном развитии таких Эго-процессов, как интернализация оценочного отношения, осуждения и моральной оценки. Стремление Эго к адаптации продолжается и после первых пяти лет жизни.
Важное дополнение к стратегии психотерапии – Эго-аналитики будут работать с проблемами как поздних, так и ранних стадий развития.
Теория объектных отношений. Считается, что термин «объектные отношения» описывает скорее интрапсихические структуры, чем реальные межличностные отношения. Принято говорить, не о самом объекте, а о репрезентации объекта , не о структуре Я , а о репрезентации Я.
Основное положение теории– фокус исследования на отношениях (не на влечениях), идея интериоризации этих отношений как путь формирования психического. В норме должно быть достигнуто относительно целостное представление об объекте и о себе.
Психопатология. Непроработанность какой-либо стадии но в данном случае это означает нарушение отношений с матерью. Стадии описываются как изменения отношений с другим.
Вклад М. Маллер: Ввод стадий развития.
Позиция – уровень психологической организации, предполагающий относительно устойчивую структуру и динамику объектных отношений.
М.Кляйн: 1.Параноидная или параноидно-шизоидная позиция (0-3-4мес). Травма рождения, потеря чувства безопасности. Преобладает страх преследования и нападения извне, в качестве защиты от невыносимых аффектов – мех-мы проекции, интроекции, расщепления, примитивной проективной идентификации, позже добавляются идеализация и всемогущество. Объектные отношения х-ся частичностью.
2. Депрессивная позиция (после 6мес). Достигается относительная интеграция, воссоединения любви и деструкции по отношению к одному и тому же объекту (груди). Расщепление сменяется амбивалентснотью. Образ матери константен. Возникает депрессивная тревога (страх потери объекта).
М. Малер: Сепарация –процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации матери.
1. Аутистическая фаза (3-4недели). Не дифференцирует Я и не-Я. Другой – безличен, донор, Другой функционален, поскольку необходим для снижения внутреннего напряжения.
2. Фаза нормального симбиоза (2-6мес). Другой вначале неотделим от младенческих ощущений телесного тепла, комфорта и удовлетворения его нужд.
3. Фаза сепарации-индивидуации.
А) Подфаза дифференциации – 6-10мес. Наибольшее развитие – способность к перцептивному рзличению, усложнение дистантной сесорики.
Б) Подфаза практикования (10-11 – 1,5года). Развитие локомоторных движений, активное освоение пространства. Начало «психологического рождения ребенка».
В) Подфаза сближения (18--2,5г). Добавляется овладение языком, речью, возможность символизации отношений (зд. ключевая фаза для нормально уверенности или глубокой интрапсихической травмы, чреватой расстройствами пограничного уровня). Диадические отношения все более трансформируются, включая третьих лиц.
Г) Образование внутреннего стабильного и позитивного образа (репрезентации) самого себя и позитивного образа матери в их отдельности, неслитости.
Терапия. Психоаналитическая психотерапия. Рассматривается не «пригодность» пациента для анализа, а то, как изменить технику для разного вида пациентов. Экспрессивная психотерапия (Кернберг). Техники всегда те же, но анализ переноса будет несистематическим. Интерпретации будут в меньшей степени «генетическими» (отсылающими к детству), больше привязанными к актуальной ситуации.
Психология Я (самости) Кохут. Гуманистическое направление психоанализа. Разрабатывал теорию нарциссизма. Теория Самости, ее структура (сознательная, бессознательная). Фундаментальная сущность человека - потребность индивида а) в организации психики в связную конфигурацию - Самость; б) в формировании укрепляющих Самость взаимосвязей Я с внешним окружением, пробуждающих и повышающих энергетику и сохраняющих структурную связность и сбалансированность ее элементов. Самость - структура, организующая вокруг себя все многообразие опыта индивида. Для становления самости – эмпатия, отзеркаливание матерью на ранних этапах развития.
Основная стадия развития – преэдипова; основные взаимоотношения – диада; цель психотерапии– новая структура Я, фактор психотерапии – эмпатия (возмещение раннего дефицита).
Развитие объектного либидо происходит независимо от Я.
Развитие Я идет по двум линиям:
1. нарциссическое либидо – вложение чувств в образ самого себя. Мать – зеркало, которое поддерживает нарциссические успехи ребебенка. Это стадия грандиозного Я – «Я-совершене» (1-2г).
2. объектное либидо – позитивное чувство самого себя опирается на родителя, идеализированный родительский образ – «Ты-совершенен».
Процесс здорового развития – постепнное отпадение наиболее грубых нереалистических аспектов Я-объектных образов с медленной интернализацией внешних взаимоотношений с Я-объектами в устойчивые психические структуры. Оптимал.фрустрация – рост и зрелость. Разрушающая фрустрация – фрагментация личности, наблюдаемая при пограничной патологии.
Терапия –аналитик выступает в виде идеализированного объекта или отзеркаливающего Я-объекта и пытается как можно меньше фрустрировать, тогда наступает постепенная интернализация этих функций.
Кернберг:
Патологический нарциссизм – на ранней стадии, связан с оральным этапом – когда ребенок должен интегрировать чувства ярости и злости, если нет достаточно надежного объекта, то ребенок пытается скрыться за фасадом грандиозного Я.
Грандиозное Я состоит из трех подструктур – реальное Я, идеальное Я, идеальный объект. Настаивает на интерпретации проявлений грандиозного Я в позитивном и негативном трансферах. Сочетание двух стратегий – толерантность аналитика и его настойчивая интерпретации патологических личностных механизмов позволяют пациенту интегрировать позитивные и негативные аспекты в трансфере – идеализацию и доверие с гневом, презрением и параноидным недоверием.
34. Личностные расстройства: модели психотерапевтической помощи.
План.