Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Аннотация: Данная работа посвящена рассмотрению системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и особенностей её осуществления в России. Актуальность темы объясняется тем, что борьба с правонарушениями несовершеннолетних — одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, система профилактики, субъекты профилактики, специальные предупредительные меры, первичная (ранняя) профилактика.

Под профилактикой правонарушений понимается предохранение людей, общества, государства от правонарушений, а точнее – система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий правонарушений, удержания от совершения правонарушений.

Принято выделять общесоциальное и специальное предупреждение правонарушения. В случае общесоциального предупреждения речь идет о том, что общее совершенствование различных сфер общества благоприятно воздействует на нейтрализацию роста правонарушений и даже на ее уменьшение. Специальные предупредительные меры осуществляются в интересах предупреждения правонарушений. Применяют различные меры предупреждения:

·Общегосударственные, относящиеся к большим государственным группам;

·Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

·Индивидуальные.

По содержанию меры предупреждения правонарушений бывают экономические, политические, социальные, правовые и другие. Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних является Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с этим законом в стране складывается вся система профилактики. [217]

Прежде всего, объектами мер профилактических правонарушений являются несовершеннолетние, которые находятся в социально-опасном положении вследствие безнадзорности, беспризорности, нахождения в обстановке, не соответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствие совершения правонарушений или антиобщественных действий. Субъектами этой системы в соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Центральным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактике правонарушений несовершеннолетних является Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, положение о которой было утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2006 N 272.

Предупреждение преступлений с точки зрения безопасности, стабильности и спокойствия общества — магистральное направление государственной политики России. При этом заслуга в доктринальной проработанности непосредственно проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних принадлежит: Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Е.С. Жигарев, Н.И. Ветров, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.И. Забрянский, К.Е. Игошев, О.И. Игнатенко, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, Э.Б. Мельникова, В.В. Панкратов, С.Л. Сибиряков, В.С. Устинов, Д.А. Шестаков, В.Э. Эминов и другие.[218]

Несмотря на пристальное внимание со стороны ученых к предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, данная проблема продолжает сохранять актуальность, поскольку уровень делинквентности среди детей и подростков продолжает оставаться достаточно высоким.

О приоритетности предупреждения преступлений свидетельствуют:

- упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше, чем карать за уже содеянное;

- эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных видов, государство и общество воздействуют на почву, на которой они возникают, и тем самым не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям;

- экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводственных «издержек».[219]

Вместе с тем соответствующее направление политики государства может иметь позитивный эффект лишь при условии, что она объединяет решение вопросов экономического, социального, демографического, педагогического и правового характера.

Необходимо отметить, что в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в нашей стране Президентом Российской Федерации 1 июня 2012 г. был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Правительству России поручено в трехмесячный срок утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации её важнейших положений. Соответствующая работа проводится и на уровне регионов.

В настоящее время в нашей стране доминирует двухуровневая модель профилактики, подструктурными элементами которой являются:

- учреждения, осуществляющие первичную, раннюю профилактику, к которой относятся детские дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного и профессионального образования и др.;

- учреждения, выполняющие вторичную (непосредственную) профилактику, куда входят: Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, колонии, спецшколы, профессиональные училища и др.[220]

Профилактическое воздействие на подростков осуществляется, как правило, в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии, и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Первичная (ранняя) профилактика направлена на предупреждение отрицательного влияния на подростка, а также на воспитание и формирование положительного развития личности. Основная нагрузка в системе ранней профилактики ложится на семью и образовательные учреждения. По официальным данным МВД, только в сфере профилактического воздействия органов полиции сегодня находятся 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30% систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40% устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни, что негативно сказывается на судьбах их детей.

В заключении необходимо отметить, что наиболее приоритетным направлением в предупреждении преступности несовершеннолетних является именно ранняя профилактика. В настоящее время необходимо дальнейшее развитие и воссоздание системы ранней профилактики, в основе которой должны состоять превентивные меры работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушающему поведению.

Список литературы:

1. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: федер. закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ: в ред. федер.закона от 03 декабря 2011 г. №378-ФЗ // СЗ РФ.1999. №26.

2. Блясова И.Ю. Социально-правовые, педагогические проблемы профилактики преступности несовершеннолетних. // Вестник Тюменского Государственного университета. - 2012 г. - № 9. - С. 122-127.

3. Малков В.Д. Криминология. М.: Юстицинформ, 2006г. – С. 232.

4. Прокурова С.В. Психологические особенности работы с подростками, находящимися в Центрах временного содержания несовершеннолетних. Дисс. … канд. псих. наук. М., 2006 г. – С. 14.

5. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е.. Криминология, М.: Юристъ, 2006. С. 265.

Копылок Я.В.

Студентка 4 курса, группы С6405 Юридической школы

Дальневосточного Федерального Университета

Научный руководитель: Заровнева Галина Степановна

профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики

Дальневосточного Федерального Университета

Наши рекомендации