В отечественной психологии в 80-90-е годы XX века
Состояниеисследований в 80-е годы В эти годы интенсивно продолжались как конкретные эмпирические (включая экспериментальные), так и теоретические исследования различных видов совместной деятельности Наиболее крупными направлениями исследований можно выделить следующие.
В Институте психологии АН СССР и Московском госуниверситете впервые были разработаны и выполнены специальные программы исследования проблемы совместной деятельности. То есть, принципиально изменился научный статус данной проблемы совместная деятельность стала самостоятельным объектом социально-психологического исследования, а не рассматривалась только как детерминирующая среда [39,55] В этом смысле произошел, хотя и на новом уровне, некоторый возврат к исследовательским парадигмам 60-х годов. «Границы совместной деятельности были описаны через совокупность основных ее признаков, по сравнению с индивидуальной [18; 19, с.49-51}.
Во многом именно реализация крупных исследовательских программ сопровождалась глубоким анализом результатов исследований совместной активности ("ont actvty") в зарубежной социальной психологии (Г.М. Андреева, А И. Донцов, Р С Немов, С.К. Рощин, В.А. Сосвдш, П.Н. Шихирев и др.), а также тщательным поиском и изучением того опыта исследований совместной
деятельности, который был накоплен в истории отечественной социальной психологии, психологии различных видов труда, психологии управления и т.д. (ВТ. Казаков, О.Г Носкова, К К Платонов, Е.В Шорохова и др.).
Было обосновано теоретическое положение о том, что совместная деятельность является системообразующим признаком коллектива (или главным основанием формирования и сохранения его целостности). То есть, совместная деятельность стала рассматриваться уже не только как фактор, определяющий психологию группы, и не только как среда существования групповой психологии, но и как собственно психологический феномен коллектива [14; 17, c<118.122].
И в теоретических схемах, и в конкретных исследованиях совместная деятельность стала рассматриваться уже не только социально-психологической проблемой, а комплексной, в которой тесно «переплетались» как различные лсичологические, так и экономические, организационные и социальные феномены [17, 21 В значительной степени такому развитию в понимании проблемы совместной деятельности способствовали исследования психологии первичных трудовых коллективов (бригад) в условиях организационно-управленческих нововведений Было убедительно показано взаимное влияние новых форм организации коллективного труда и психологических характеристик совместной деятельности Исследования были выполнены в Институте психологии АН СССР и Ленинградском госуниверситете [3,44, 52, 60, 61.
На рубеже 70-80-х годов К.А. Абульхановой [1], А.И Донцовым [3, А.Л. Журавлевым [55, с.ЗО-Зб; 60, с.52-55], А.С. Чернышевым [68] и др. разрабатывалось понятие «коллективного субъекта деятельности» (или «субъекта совместной деятельности») и тем самым подчеркивалась не пассивная, а активная сущность коллектива по отношению к выполняемой им совместной деятельности. Эти исследования внесли принципиальные изменения в представления о детерминации совместной деятельности коллектива: не только содержание совместной деятельности определяет групповые психологические феномены (это подробно разрабатывалось в 70-е годы), но и социально-психологические свойства, процессы и состояния коллектива существенно влияют на характеристики совместной деятельности, могут в разной степени ее трансформировать. В этот период был сформулирован обобщен-
ный принцип субъекта в исследовании совместной деятельности.
Структурный подход к анализу совместной деятельности был
дополнен так называемым динамическим (или процессуальным), позволяющим выделить не столько общие, сколько отличительные характеристики совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Сущность данного подхода заключается в предположе- нии о том, что совместная деятельность развертывается в различных групповых процессах, определенная совокупность и последо- 1 вательность которых позволяет описывать психологические осо- ' бенности содержания и разных форм организации совместной дея- \ тельности [55, с.ЗО-31; 60, с.49-52]. Динамическая концепция совместной деятельности разрабатывалась в Институте психологии АН СССР и в 80-е, и в 90-е годы.
Оценивая в целом исследования совместной деятельности в 80-е годы, можно выделить самое главное:
а) проблеме совместной деятельности посвящены специальные исследовательские программы, оптимально сочетающие теоретические, эмпирические (и экспериментальные) и практические методы ее анализа;
б) совместная деятельность фактически стала комплексной проблемой: наряду с психологическим, выделились функционально-технологический и организационно-управленческий аспекты ее изучения;
в) сформулирован принцип коллективного субъекта в исследовании совместной деятельности, тем самым расширились представления о детерминации совместной деятельности и групповой психологии в целом;
г) наиболее типичными стали исследования совместной деятельности трудовых коллективов в условиях технико-технологических и организационно-управленческих нововведений (техническая реконструкция предприятий и реорганизация форм коллективного труда).
Состояние исследований в 90-е годы. Чем ближе к нам время, тем
сложнее его оценивать, тем не менее выделим основные тенденции.
Наиболее интенсивно стали изучаться некоторые новые для социальной психологии виды совместной деятельности, например, политической (Е.В. Егорова, С.К. Рощин, ТН. Ушакова и др.), экономической [45, 57, 58], предпринимательской [20, 59], которые ранее не исследовались в контексте совместной деятельности.
Тем самым произошло значительное расширение области исследования совместной деятельности по объектам
Расширение области исследований произошло и по предмету, что, может быть, даже важнее первого Если ранее исследования концентрировались вокруг совместной деятельности первичных групп и коллективов, то в 90-е годы, наряду с традиционными исследованиями совместной деятельности, имеющей четко очерчен-! ные «границы», стал изучаться также более общий социально-
психологический феномен совместности (А Л. Журавлев), характеризующий и межличностное взаимодействие, и малые группы, и межгрупповое взаимодействие, и самые разные другие общности Это стало необходимым потому, что содержание понятия «совместная деятельность» становилось «узким» и недостаточным для описания и тем более объяснения результатов исследований, например- семьи (В П Левкович), жизнедеятельности малых групп в экстремальных условиях (Е В Журавлева, С В Сарычев. В А. Ха-щенко, А С. Чернышев), адаптации людей, длительно проживающих на радиоактивно загрязненных территориях (М.И Бобнева, А Л Журавлев, Ю А Лунев, В П. Позняков, А С Чернышев) и т д., где более адекватно было использовать понятия «совместная жизнедеятельность» и «совместность»
В 90-е годы стало возможным и необходимым изучать совместную деятельность, в первую очередь трудовую, в условиях радикальных социально-экономических изменений, происходящих в российском обществе и связанных, прежде всего, с изменениями форм собственности на предприятиях и в организациях В результате таких изменений появились и стали изучаться в том числе и новые коллективные субъекты, но не только и нередко не столько совместной трудовой деятельности, сколько совместной собственности, совместного хозяйствования (А Л Журавлев, В П Позняков) на предприятиях с новыми негосударственными формами собственности [12, 19, 45, 54, 57-59]
Заключение
Интерес социальных психологов к проблеме совместной деятельности объясняется многими причинами, основными среди которых являются, во-первых, большой теоретический потенциал психологической концепции совместной деятельности, а во-вторых, очевидная практическая значимость разработки данной проблемы.
1. Та социальная психология, которую в истории данной отрасли науки условно называют «психологической» социальной психологией (в отличие от «социологической») и которая представлена такими крупными специалистами как К А Абульханова. Г М Андреева, А А. Бодалев, Е С Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Б Д. Па-рыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.И Уманский, Е В Шо-рохова и др. формировалась, прежде всего на основе общей психологической теории деятельности, поэтому естественно, что понятие «совместная деятельность» вошло одним из важнейших элементов системы социально-психологических понятий Анализ развития исследований совместной деятельности показал, что, начиная с рубежа 50-60-х годов XX века, эти исследования сыграли заметную роль в процессе возрождения отечественной социальной психологии в целом. Можно утверждать, что развитие психологической концепции совместной деятельности является неотъемлемой, существенной (атрибутивной) характеристикой состояний со- l циальной психологии в России периода ее возрождения в 60-е го- ды - начале 70-х годов и последующего интенсивного развития, вплоть до настоящего времени. '!
2. Совместная деятельность является таким целостным фено- | { меном, в котором концентрируются и интегрируются основные социально-психологические явления Ее исследование, по нашему мнению, стало фактическим переходом от анализа «парциальных»
явлений (общения, межличностных отношений, лидерства и т.д ), '"
а, следовательно, от «парциальной» социальной психологии, к изучению целостных образований (совместной деятельности), а, следовательно, к становлению «интегральной» социальной психологии. Именно в совместной деятельности наиболее полно представлена взаимосвязь и взаимозависимое гь (через взаимодействие и взаимоотношение) основных психологических феноменов и понятий' личности, группы и деятельности, образующих «вершины теоретического треугольника», его стороны при этом обозначают взаимодействия и взаимоотношения, а плоскость треугольника -совместную деятельность.
3. Концепция совместной деятельность представляет собой удачную теоретическую схему, наиболее полно объясняющую психологию именно устойчивых трудовых коллективов, включающих взрослых его членов. Несколько меньшая «нагрузка» на совместную деятельность может быть отведена в объяснении пси-
хологии искусственно создаваемых (лабораторных) групп, а также учебных, детских, временно существующих коллективов. Поэтому теоретический потенциал концепции совместной деятельности наиболее успешно реализуется в прикладных отраслях, например' социальной психологии различных видов труда, управления, экономической психологии, имеющих дело с трудовыми группами в естественных условиях их жизнедеятельности.
4, Показательным, по нашему мнению, является то, что в наиболее интенсивно формировавшихся в последние десятилетия научно-практических направлениях исследования групповых явлений активно использовались (осознанно или неосознанно) важнейшие элементы (понятия) концепции совместной деятельности, такие как. «взаимодействие», «группа как субъект», «коллективный субъект», «групповая деятельность» и т п К таким направлениям относятся, например, исследования групповой психотерапевтической практики, групповых форм обучения и профессиональной подготовки с использованием различных видов группового тренинга, деловых игр, организационно-деятельностных игр и т.п., комплектования трудовых групп, формирования управленческих команд, взаимодействия оргконсультанта и организатора совместной трудовой деятельности (управленца) и др Во многом именно эти научно-практические направления исследований актуализировали теоретическую разработку психологических проблем коллективного (группового) субъекта разных форм активности' деятельности, общения, отношений, поведения, различных форм взаимодействия и т.п. [46, с. 133-151]
5 Перспективными направлениями развития концепции совместной деятельности в настоящее время, по нашему мнению, являются следующие.
Во-первых, будет продолжаться естественный процесс теоретического и особенно эмпирического накопления данных, полученных в рамках этой концепции, и постепенного ее «наполнения» конкретным» содержанием, т.к в настоящее время концепция совместной деятельности «оформлена» в достаточно общем плане. Интенсивность накопления новых данных, в первую очередь, будет зависеть от реальных возможностей данной концепции (как и любой другой) объяснять новые социально-психологические феномены, описываемые в конкретных исследованиях.
Во-вторых, ближайший период будет характеризоваться более
интенсивным исследованием пограничных (или смежных) проблем социальной психологии и таких общественных наук как экономическая (экономическая психология), политологическая (политическая психология), юридическая (юридическая психология), историческая (историческая психология), наука управления (организационная психология и психология управления) и т.п Этот процесс неизбежно будет касаться и дальнейшего развития концепции совместной деятельности, а именно* будет продолжено изучение взаимосвязей социально-психологических переменных с экономическими, политическими, правовыми, историческими, организационно-управленческими и др Феномен «контекста» или «фона», на котором реализуется совместная деятельность, становится принципиальным в понимании социально-психологических явлений в группах. Таким «фоном» исследования совместной деятельности становятся различного рода социальные изменения в обществе («инновационный фон»), проявляющиеся, в том числе, на уровне психологии первичного коллектива и его совместной деятельности, особенно трудовой [12, 54, 57-59). Следовательно, исследование психологических закономерностей совместной деятельности в изменяющихся социальных условиях - бесспорно, перспективное направление. При этом частным, но очень важным вопросом является изучение психологических особенностей совместной деятельности, вызванных социальными изменениями разного содержания, например: экономическими, организационно-управленческими, административно-правовыми, этнокультурными, политическими и др.
В-третьих, существует большая потребность в разработке таких социально-психологических методик (скорее, программ), которые бы позволяли исследовать сложные интегральные феномены совместной деятельности, не «разрезая» их на такие составляющие, в которых теряется качество совместности. Переход от изучения парциальных к интегральным социально-психологическим феноменам пока произошел только на теоретическом, а не конкретном эмпирическом уровне. Для достижения этого будет необходимо использовать прежде всего возможности комплексного подхода в социально-психологическом исследовании, а также существенно продвинуться в разработке методических приемов изучения взаимодействия как стержневого психологического процесса совместной деятельности
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности « советской психологии//Психол. жури. 1980. Т1.№4. С. 11-28.
2. Андреева Г.М. Развитие марксистской традиции в социально-психологическом знании // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. №3.
3. Бригадная форма организации труда в разных видах трудовых коллективов (социально-психологические особенности) /Отв. ред. АЛ. Журавлев. М.: ЯП АН СССР, 1989 1 76с
4. Валентинова US. Влияние взаимоотношений в производственном коллективе на повышение интереса к труду // Социология в СССР. ТА. М.: Мысль, 1966.
5. Гаджиев Ч.М. Исследование психологического аспекта комплексной проблемы коллективного изобретательства. Автореф. канд. дисс. М.: ИПАНСССР, 1977. 18с.
6. Головаха ЕМ. Структура групповой деятельности социально-психологический анализ Киев: Наукова думка, 1979. 139с.
7. Голубева Н.В., Иванюк ММ. Различия в коммуникативном поведении при решении групповых задач // Человек и общество. Вып. 1. Л. Изд-во ЛГУ, 1966. С 98-102.
8. Голубева Н.В., Кузьмин Е.С Опыт изучения производственных коллективов//Социология в СССР. Т. 2 Af.: Мысль, 1965.
9. Горбов Ф.Д. Некоторые вопросы космической психологии // Вопросы психологии. 1962. № 6.
10. Горбов ФД., Новиков М.А. Экспериментально-психологическое исследование группы космонавтов // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1965. Т.4. С. 17-26.
11. Грудзинскас И.К. Решение перцептивных задан в условиях общения двух операторов // Психологические аспекты человеческой деятельности. Часть 1. М/ Изд-во НУ ИХ, 1978 С.63-68.
12. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М. Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. 226с.
13. Донцов А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 3 С. 25-34.
14. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208с.
15. Дорощенко ЕЛ Социально-психологические факторы повышения эффективности коллективного труда в аппарате управления // Эффективность управленческого труда Киев, 1974. С. 44-63.
16. Дульчевская А.П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс колпективообразования // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 111-115.
17. Журавлев А.Л. Принципы системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Принцип системности в психологических исследованиях. А/.: Наука, 1990. С. 114-131.
18. Журавлев А.Л. Проблема совместной трудовой деятельности в социально-психологическом исследовании коллектива // Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Ч. 3. М, 1983. С. 508-510.
19. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. ... докт. психол. наук. М., 1999. 132с.
20. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.
21. Китов А.И. Методологические основы психологической теории, коллективного труда//Психол. журн. 1984. Т. 5. №2. С. 3-16.
22. Коллектив и личность / Под ред. К.К. Платонова и др. М.: Наука, 1975. 263с.
23. Кольцова В.А, Опыт экспериментального изучения познавательной деятельности в условиях общения (на примере формирования понятий) //Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 189-200.
24. Косарев А.С., УманскийЛ.И. Условия и пути развития организаторских способностей школьников // Советская педагогика. 1963. №11.
25. Кузьмин Е.С. Из опыта изучения производственных коллективов //Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965.
26. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 173с.
27. Личность и труд/Под ред. К.К. Платонова. М. • Мысль, 1965.
Ж Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т.2. Ns5. С. 3-22.
29. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 151-164.
30. Ломов Б.Ф., Душков Б.А. Групповая деятельность операторов //Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1977. С. 280-296.
31. Матис ТА. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника М.: Педагогика, 1977. С126-132,
32. Медведев В.В. Экспериментальная установка для исследования согласованности групповых действий и рационального подбора группы //Вопросы психологии. 1967 №2.
33. Навайтис ГА. Исследование процесса взаимодействия в группе операторов. Автореф. канд. дисс. Л.: ЛГУ. 1979.
34. Носуленко В.Н. Динамика процесса совместной оценки сигналов // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 6. С. 71-79.
35. Обозов Н.Н. К вопросу оптимальной совместимости психомоторных функций в групповой деятельности // Человек и общество. Вып. V. Л: Изд-во ЛГУ, 1969. С. 144-148.
36. Обозов НИ. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. Л.: Изд-воЛГУ, 1979. С. 121-174.
37. Обозов Н.Н. Психология совместной деятельности. СПб, 1997. 62с.
38. Обозов Н.Н., Овчинников B.C. Установка для исследования сенсомо-торной совместимости //Электроника и спорт. Л., 1968. С. 14-26.
39. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. ГМ. Андреевой, Я Яноушека М.: Изд-во МГУ, 1987. 302с.
40. Организаторские способности и их развитие / Под ред. ИЛ. Френкеля и др. Курск, 1967. 191с.
41. Петровский А.В. Деятельностнып подход а социально-психологическом исследовании // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 197В. № 4. С.3-10.
42 Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности //Вопросы психологии. 1973. № 5.
43. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. 176с
44 Платонов Ю.П Психология коллективной деятельности. Л. • Изд-воЛГУ, 1990. 184с.
45. Позняков В. П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности //Психол. журн Т.21. 2000. №6. С. 38-50.
46. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. М., 2000. 320с.
47 Психологические аспекты совместной деятельности и общения / Под ред. А.С. Чернышева. Курск: Изд-во КГПИ, 1990.
48. Психологическая теория коллектива / Под ред А.В. Петровского. М: Педагогика, 1979. 239с.
49. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломин-ского. Минск: Изд-во «Народная асвета», 1987. 94с.
50. Рубцов В.В, Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. Л£ 4. С. 79-89.
51. Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы. Аетореф. канд. дисс. Л., 1975.
52 Русалинова АЛ. Социально-психологические основы бригадной организации труда // Бригадная организация труда: состояние и перспективы. М.: Профиздат, 1986. С. 93-115.
53. Сарычев СВ., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 180с.
54. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений / Опт. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 142с.
55. Совместная деятельность: Методология. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л.Журавлев, П.Н.Шихирев, КВ.Шорохова. М.. Наука, 1988. 232с.
56. Совместная деятельность' методы исследования и управления / От« ред АЛ Журавлев М Изд-воИПРАН, 1992. 258с.
57 Социальная психология экономического поведения /Отв ред А.Л Журавлев, Е.В Шорохова.М. Наука, 1999 237с.
58 Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А Л. Журавлев, ЕВ. Шорохова. М Изд-во «Институт психологии РАН», 1998 295с.
59. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв ред А Л Журавлев, Е.В Щорохоеа М. Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 276с
60. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда/Отв. ред ЕВ Шорохова, А Л Журавлев М: Наука, 1987. 214с.
61 Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад / Отв ред, А Л Журавлев. М. • ЯП АН СССР, 1987. 172с
62 Уманский ЛИ Опыт изучения организаторских способностей школьников //Вопросы психологии 1963 Л* /.
63. Уманский ЛИ., Чернышев А С, Тарасов Б В. Групповой сенсомо-торный интегратор//Вопросы психологии. 1969. № 1. С 128-130.
64. Федотова Н Ф. Формирование знаний друг о друге участников совместной деятельности. Автореф канд. дисс. Л., 1973
65. Хорош А У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия//Вопросы психологии. 1980. №3 С 20-31.
66 Хащешо В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях //Методики социально-психологической диагностики личности и группы. Ы. МП АН СССР, 990 С 170-191.
67. Чернышев А С. Методика экспериментального исследования групповой активности школьников // Ученые записки кааЬедры педагогики и психологии Курского госпединститута. Вып XXX. Курск, 1966.
68 Чернышев А.С. Социально-психологические свойства коллектива как субъекта деятельности // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск 1981 С. 3-16.
69 Чернышев А.С, Лунев ЮЛ. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи Курск-Изд-во КГПУ, 1998 90с
70 Чугунова ЭС О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих // Человек и общество. Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
Динамика разрешения
межличностного конфликта
в экстремальных условиях жизнедеятельности
В.А. Хащенко
Введение
Постановка проблемы.Анализ межличностных конфликтов является одной из наиболее значимых областей социальной психологии. В первую очередь, это касается взаимодействия людей в экстремальных условиях (ЭУ) жизнедеятельности. Большинство исследователей считает, что возрастание межличностной напряженности, превалирование аффективных форм социального поведения (проявления враждебности, раздражения, агрессии и др.)- закономерное следствие пребывания человека в экстремальных условиях [1, 3, 7, 12, 13] Соглашаясь с этим мнением, подчеркнем: проблема психологических факторов, определяющих возникновение, динамику и конечный результат развития межличностного конфликта в экстремальных условиях, важна для понимания психологических механизмов регуляции поведения и деятельности человека и группы в целом Она является существенной и для разработки методических приемов диагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.
Практически все исследователи разделяют положение о том, что детерминация межличностного конфликта определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов [8]. Среди субъективных факторов особое значение имеет склонность личности к выбору той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации. Значение психологических факторов при выборе личностью стратегии поведения в конфликтной ситуации возрастает в экстремальных условиях. В связи с этим перед исследователями встают следующие вопросы. Какие формы поведения личности в конфликте в ЭУ являются наиболее типичными? Каковы психоло-
гические механизмы выбора способа поведения, предпочитаемого личностью в качестве ведущего в ЭУ? От каких психологических факторов это зависит? Насколько устойчивы привычные (стереотипные) способы разрешения личностью конфликта в экстремальных условиях? При этом важным является следующее теоретическое положение: в отличие от традиционного понимания (подчеркивание не только деструктивной, но и конструктивной функции межличностного конфликта во взаимодействии людей) в автономных коллективах, функционирующих в экстремальных условиях (экипажи судов, космических станций, научно-исследовательских станций, геологических партий и т.д.), преобладают, как правило, негативные последствия конфликта, а это ведет к существенному ухудшению жизнедеятельности группы. Следует подчеркнуть, что при групповой изоляции важным фактором, влияющим на состояние и самочувствие членов группы, является сложившаяся в ней обстановка. Поэтому акцент должен быть перенесен с разработки способов управления конфликтами на выявление наиболее оптимальных (с точки зрения целей группы и интересов ее членов) способов их элиминирования.
Важным для понимания механизмов регуляции поведения личности является положение о многоуровневом и многофакторном характере детерминации психологических явлений в экстремальных условиях. Поведение личности и группы детерминируется институциональными, социально-психологическими, психологическими, психофизиологическими и ситуационными факторами. Включенность разных уровней психической регуляции и их взаимосвязь определяет особенности и динамику поведения личности в экстремальных условиях [6]. В рамках данной работы рассматривается взаимодействие двух основных уровней регулирующих факторов - психологического и социально-психологического.
Можно предположить, что в экстремальных условиях жизнедеятельности наиболее значимыми для формирования способа поведения человека в конфликтной ситуации являются те его свойства, которые весомы при взаимодействии с другими людьми. Исходя из этого, была высказана следующая гипотеза: адаптация чело-века к экстремальным условиям жизнедеятельности приводит к изменению привычных способов его поведения в ситуации конфликта При этом влияние свойств личности, в том числе эмоционально-волевых и коммуникативных, на ее предпочтение тех или
иных способов разрешения конфликта приводит к изменению психологических механизмов регуляции поведения.
Цельюданного исследования являлось изучение динамики способов разрешения личностью конфликтных ситуаций, а также психологических механизмов их регуляции в экстремальных условиях жизнедеятельности групп
Программа исследования.Использованы результаты экспериментов, проведенных с 22 испытуемыми. Ими были научные сотрудники и испытатели ряда НИИ, в возрасте от 27 до 40 лет, прошедшие специальный медицинский отбор. Испытуемые включались в экспериментальную ситуацию в составе малых групп разной численности (2-4 чел.).
Исследование проводилось в рамках серии из 3-х комплексных многосуточных лабораторных экспериментов, ориентированных на выявление различных аспектов работоспособности и надежности человека в экстремальных условиях [9]
Программа сбора первичной информации о поведении личности в конфликтной ситуации и ее психологических свойствах включала следующие методики.
1 Опросник К Томаса (в адаптации Н В. Гришиной) (2), направленный на оценку склонности индивида к следующим тенденциям поведения в конфликтной ситуации: а) соперничества (СП) как стремления добиться своего в ущерб интересам другого; б) приспособление (П), т.е. противоположность соперничеству -принесение в жертву собственных интересов ради другого, в) компромисс (К) - взаимные уступки участников конфликта; г) избегание (И), для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и к достижению собственных целей; д) сотрудничество (СТ), объединение, совместный поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон
2. Тест интерперсональной диагностики Т. Лири (в адаптации Л Н Собчик) [10] для оценки доминирующего типа поведения личности по отношению к другим людям. Для оценки личностных свойств использовался 16-факторный опросник Кеттела (форма А). Данная методика позволяет диагностировать основные, наиболее обобщенные факторы личности. Следуя Л В Фаустовой, выделялись следующие блоки личностных свойств: эмоционально-волевые (факторы С, , О, Q3, Qα, О) и коммуникативные особенности (факторы А, Н, L, Е, Q, N). . . f
138 '
3. Фрустрацнонный тест С. Розенцвейга [14] для диагностики эмоциональной сферы личности, описываемой по двум критериям, направленности и типа фрустрационных реакций.
Были выполнены два исследовательских замера: первый (фоновый) - непосредственно перед экспериментом - соответствовал нормальным, обычным для испытуемых условиям, второй - в наиболее напряженных условиях эксперимента - после 60 часов де-привацни сна. Статистическая обработка данных включала вычисление t-критерия достоверности различий Стьюдента, а также использование корреляционной и факторной техник.