Функционирование семейной системы
(лекция)
Цель: изучение семьи как аксиологической ячейки общества, отмеченной психологическими закономерностями развития и воспитания личности.
Задачи:
1. Определить влияние общественно-экономической формации на возникновение теоретических подходов к изучению семьи;
2. Формировать знания об основных проблемах современной семьи.
3. Рассмотреть основные принципы функционирования семейной системы.
Форма контроля:проверка мультимедийных презентаций, рефератов.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Закон гомеостаза и закон развития семейной системы.
- Структура семейных ролей, внешние и внутренние границы семейной системы.
- Представление о семье и её членах, межличностные коммуникации.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой современный психолог определил характеристики семейной системы?
- Какие основные признаки характеризуют семью как систему?
- Что характерно для сбалансированного типа семьи?
- Какие уровни дифференциации выделены М. Боуэном?
Глоссарий
Закон гомеостаза, закон развития, дисфункциональные семьи, механизмы интеграции, обратная связь, структурно- ролевой аспект функционирования.
Список рекомендуемых источников:
1. Азаров, Ю. П. Апофеоз Любви и Свободы / Ю. П. Азаров. – М.: 2010. – 574 с.
- Андреева, Т. В. Психология современной семьи. Монография / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 436 с.
- Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
- Антонов, А. И. Социология семьи / А. Антонов, В. Медков. – М. : МГУ; Из-во Междунар. Университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 302 с.
5. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб. : Питер, 2003. – 268 с.
6.Берталанфи, Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник. – М. : Наука, 1973. – С. 20–38
- Голод, С. И. Семья и брак, историко-социологический анализ / С. И. Голод – СПб. : Петрополис, 1998. – 272 с.
- Гончаров, Ю. М. Городская семья второй половины 19 – начала 20 века. Монография / Ю. М. Гончаров. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 384 с.
9. Дольник, В. Р. Непослушное дитя биосферы / В. Р. Дольник. – М.: «Педагогика –Пресс» ,1994. – 207 с.
10. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.:КСП, 1996. – 120 с.
ТЕМА 6.
РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
(семинарское занятие)
– Цель: формировать представления об особенностях семейного воспитания.
Задачи:
1. Познакомиться с основными теориями семейного воспитания.
2. Развивать умение психолого-педагогического информирования родителей;
3. Способствовать становлению профессионального самосознания будущих педагогов
Форма контроля: проверка рефератов, мультимедийных презентаций
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Национальные традиции воспитания детей в семье: участие родителей и детей в совместной трудовой деятельности; подготовка и проведение белорусских народных праздников и обрядов (Рождество, Новый год, Масленица, Пасха, Троица и др.) .
2. Формирование образа семьи и готовность организовать свою будущую семейную жизнь.
3. Типология стилей родительского отношения к ребёнку: принятие, кооперация, симбиоз, отношение к неудачам (А. Я. Варга, В. В. Столин).
4. Характеристика типов негармоничного воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие личностные качества родителя – субъекта взаимодействия могут влиять на характер, содержание, эмоциональную окраску родительско – детских отношений?
2. Какие качества присущи оптимальной родительской позиции?
3. Какие стили воспитания могут встретиться в неполной семье?
4. В чем отличия родительского отношения в многодетных и однодетных семьях?
5. Какие педагогические позиции выделила Г. С. Абрамова?
Глоссарий
Принятие, кооперация, симбиоз, отношение к неудачам, потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение, гипопротекция, родительская позиция, стили воспитания.
Список рекомендуемых источников:
1. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996.
2. Малкина–Пых, И. Г. Семейная психотерапия. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина–Пых. – М.: Эксмо, 2005.
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2004.
4. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. — СПб., 2002.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста
/ Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000.
6. Столин, В. В. Семья как объект психологической диагностики / В. В. Столин // Семья и формирование личности. – М., 1981.
7. Фурманов, И. А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для психологов / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Мн: Тессей., 1999.