Определения экспериментальной психологии
Кафедра общей психологии
Экспериментальная психология
Петрозаводск, 2012
Требования к знаниям и умениям по дисциплине “Экспериментальная психология”
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:
- основные понятия экспериментальной психологии
- характеристики основных этапов психологического исследования, основные разновидности планов (схем) организации эксперимента
- основные способы контроля внешних переменных и обеспечения валидности исследования
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:
- критически анализировать результаты психологических исследований
- применять полученные знания для организации (планирования) и проведения психологических исследований
Задачи преподавания дисциплины:
- овладение основами экспериментальной психологии
· более качественное овладение содержанием других разделов психологии и основами профессиональной деятельности
· повышение качества квалификационных (курсовых и дипломной) работ
· овладение основными процедурами организации и проведения психологического исследования
Литература
1. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Изд-во "Питер", 2004,
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб: Изд-во "Питер", 2000,
3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2002,
4. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2001,
5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов - М.: Аспект Пресс, 2002.
Предмет и задачи экспериментальной психологии
Экспериментальная психология занимается вопросами, связанными с организацией и планированием психологического эксперимента (принципы организации исследовательского процесса, правила оформления отчетов и рукописей, этика исследования и др.). Согласно сложившейся традиции в рамках этой дисциплины рассматриваются также другие методы психологии (наблюдение, опрос, архивный метод), однако эксперименту уделяется особое внимание.
Определения экспериментальной психологии
- Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. По способу получения эти знания противопоставляются знаниям, полученным априорной психологией: философской, теоретической, гуманитарной, интроспективной
- Система экспериментальных методов и методик, применяемых в конкретных научных исследованиях
- Научная дисциплина, занимающаяся проблематикой методов психологического исследования в целом
- Теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и, в первую очередь, включающая его планирование и обработку данных.
Предмет ЭП – методология психологического исследования.
Методология -система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке), и учение об этой системе, общая теория метода.
Метод – способ организации (познавательной) деятельности.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. Это система предписаний, норм, требований, принципов, которые должны ориентировать при достижении определенного (познавательного) результата.
Основные задачи(определение задач связано с пониманием предмета ЭП )
- определение специфики использования метода эксперимента для изучения психических явлений ( специфика определяется особенностями предмета (психика, психические явления)
- определение последовательности и содержания этапов психологического исследования
- определение условий (факторов), определяющих качество (валидность) исследования,
- определение специфики психологического исследования в различных отраслях психологии (социальная, возрастная, педагогическая и др. психологии)