Система психологического сопровождения спортсменов групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответст-венные | Атрибуты |
1. | ДИАГНОСТИКА | |||
1.1. | Оперативная диагностика (систематическое отслеживание изменений в поведении и спортивной деятельности учащегося): - наблюдение на тренировках - беседы с учащимся, тренером, | В течение года | Психолог Тренер | Бланки с методиками |
1.2. | Диагностика спортсмена перед соревнованиями - наблюдение -самонаблюдение - диагностика | В течение года в зависимости от соревновательных циклов | Психолог Тренер Спортсмен | Бланки методик САН Доскина, Отношение к предстоящему соревнованию, оценка готовности, психофиз. тесты |
1.3. | Рекомендации учащимся, тренерам, родителям | По итогам проведенных исследований в течение года | Психолог | Рекомендации с указанием путей коррекции, бланки с заключениями для учащихся и тренеров. |
2. | КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ | |||
2.1. | Консультирование спортсменов и тренеров по итогам психологических обследований: - составление плана работы по полученным результатам - представление теоретических аспектов участникам образовательного процесса по исследуемым направлениям - представление результатов полученных исследований учащимся, тренерам - составление плана достижения поставленных целей на соревновании для каждого спортсмена | В течение года после проведенных исследований В течение года перед соревнованием | Психолог Психолог Тренер Спортсмен | Необходимые теоретические материалы Алгоритм составления плана |
2.2. | Консультирование участников образовательного процесса по запросу | В течение года | Психолог | |
3. | КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
3.1. | Проведение коррекционных и развивающих, психотерапевтических занятий по результатам исследований. | В течение года по результатам исследований | Психолог | Необходимые методические материалы |
3.2. | Индивидуальная психотерапевтическая работа по запросу (по решению личных проблем). | В течение года | Психолог | Необходимые материалы для терапии. |
3.3. | Занятия по расслаблению, мобилизации, идеомоторной, психомышечной, аутогенной тренировке. | В течение года | Психолог | Комната релаксации Специально разработанные и подобранные тексты |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Психологическое сопровождение спортсменов групп начальной подготовки
Диагностика
1.1. Определение образовательного запроса, изучение отношения к физической культуре и спорту, мотивации занятий выбранным видом спорта с целью получения сведений необходимых для построения эффективного образовательного процесса. Для этого вида диагностики используются специально разработанные анкеты: «Спорт в моей жизни», Анкета1, 2, 3. (Приложение 1).
1.2. Базовая психодиагностика, включающая в себя изучение индивидуальных особенностей нервной системы, когнитивных процессов, степени развития свойств характера, мотивации, волевой сферы и т.д., оценку совместимости членов команды или спортивной группы (для командных видов спорта). Базовая психодиагностика направлена на получение сведений о потенциальных возможностях спортсмена, выявление слабых сторон спортсмена и определение методов их устранения. На данном этапе можно использовать следующие методики.
Для измерения свойств темперамента спортсмена используется опросник Айзенка. Он содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии – инроверсии, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную шкалу лжи, предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
К основным свойствам темперамента психологи относят сензитивность (чувствительность), реактивность, активность (энергичность), темп реакций, поведенческую адаптивность (пластичность – ригидность). Выраженность этих свойств связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, с балансом процессов возбуждения – торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Наиболее разработанным из названных свойств на психофизиологическом уровне в теории и практике спортивной психологии является учение Айзенка об экстраверсии – интроверсии и его методика выявления этих свойств. Бланк опросника в Приложении 2.
Для изучения личностных особенностей также можно использовать опросник по определению лидерских качеств (стратегия поведения в тренировочной и соревновательной деятельности). Бланк опросника в Приложении 3.
Для определения мотивации достижения успеха и избегания неудач можно использовать опросник Т.Элерса. (Приложение 4).
Для командных видов спорта необходима диагностика совместимости членов спортивной команды. Психологическую совместимость можно определить с помощью ряда психологических методик, имеющих цель выявить комплекс личностных качеств. Для этой работы вполне пригодны такие широко известные в отечественной психологии методики, как тесты Р. Кеттела, Тимоти Лири, Мира и Лопес, Р. Бейлза и т. д. Количественные данные, полученные с их помощью, сравниваются по каждому фактору или личностному качеству между членами команды, и делается вывод о степени их совместимости.
Для определения социальной совместимости можно использовать социометрическую методику и методику чешских психологов В. Смейкла и М. Кучера по выявлению направленности личности, анализ мотивов взаимных выборов в социометрической методике дает основание для суждения о психологической или социальной совместимости.
Базовая диагностика включает также в себя изучение психомоторики, нейродинамики, психических процессов. В этом может помочь компьютерные программы, например Мультипсихометр МПМ–05 со специальным оборудованием.
Важно помнить, что любая диагностика невозможна без таких методов как наблюдение за поведением спортсмена на тренировках, беседа с тренерами, учащимися и при необходимости их родителями, интервью. В эту работу должны быть включены не только психолог, но и тренер, и родители.
1.3. Оперативная диагностика представляет собой систематическое отслеживание изменений в состоянии и поведении спортсмена. Она включает в себя наблюдение за учащимся на тренировке, беседы с учащимися, тренерами, родителями. Для диагностики используются те же методики, что и в базовой психодиагностике.
1.4. Изучение взаимоотношений учащихся с тренером также начинается с наблюдения и беседы. Для диагностики могут быть использованы методики « Самооценка отношений с тренером», шкала «Тренер-спортсмен» (Приложение 5).