Первичная алекситимия
- формируется прижизненно, при наличии дефицитарности в самой ситуации развития. Алекситимия чаще диагносцируется у лиц с низким соц статусом, низк уровнем образования, ограниченным социальным опытом. Предпосылкой А. является неустойчивость, узость мотивационной иерархии, отсутствие потребности в саморегуляции, неусвоенность средств рефлексии.
Вторичная алекситимия:
вторичной алекситимии – возникновение алекситимических черт у лиц переживших длительнотекущие болезни (онкология, длительно тякущая патология сердца..) Вторичное появления алекситимии описаны и у лиц пережившие психологич травмы(потери, пережившие военные эпизоды, катастрофы природного характера, техногенные катастрофы..)При вторичной алекситимии - отрицание болезни, вытеснение, элемент покорности обстоятельствам
- природа алекситимии с психоаналитической точки зрения. алекситимия как особый тип зашиты против непереносимых аффектов, которые, будучи подавленными, приводят к расстройствам деятельности внутренних органов. Производное от этих представлений понятие соматизации аффекта используется в связи с алекситимией и сегодня.
Алекситимия — это регрессия по линии аффективного развития, причина которой лежит в психотравме. Фомируется в объектных отношениях: матери алекситимичных пациентов демонстрируют, как правило, два паттерна доведения: сверхопекающее или латентно-отвергающее, причем довольно часто оба паттерна присутствуют вместе.
Точка зрения НиколаевойОтмечает, что в Алекситимии высока роль саморегуляции
Алекситимия рассматривается как некая совокупность признаков, характеризующих психический склад индивидов, предрасполагающий их к заболеваниям психосоматической специфичности.
3 уровня саморегуляции:
1. уровень психической саморегуляции, который способствует поддерживанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека.
2. операционально-технический уровень саморегуляции обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта.
3. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой; создает возможность быть хозяином, творцом собственной жизни. рефлексия и смысловое связывание.
одним из важных признаков алекситимии является дефицит рефлексии, т.е. осознания собственной человеческой сущности, потребностей и мотивов деятельности, и, следовательно, невозможности управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их в соответствии с требованиями ситуации, меняя при необходимости "жизненный замысел" в целом или, находя новые внутренние средства для сохранения прежнего.
Отсутствие или недостаточная сформированность деятельности саморегуляции, дающей возможность произвольного управления собственными побуждениями, усиливают директивность актуальных потребностей субъекта и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствуют фиксации отрицательного эмоционального состояния, т.е. возникновению описанного в литературе "смыслового барьера". Последний стабилизирует и хронизирует эмоцию, упрочивает сопровождающие ее телесные сдвиги, т.е. таким образом, является источником возникновения стойких соматических изменений в организме.
Невозможность осуществления эффективной саморегулядии может способствовать актуализации упрочившихся в прошлом опыте субъекта защитных автоматизмов, "включение" которых усиливает блокировку произвольных механизмов саморегуляции. Таким образом, создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности - отрицательная эмоция - защитные автоматизмы - хронизация эмоции - соматические сдвиги в организме - усиление эмоции - упрочение соматических проявлений.
вторичная алекситимия.
Речь идет об исследовании взрослых лиц, перенесших в возрасте до 3-х лет операцию по поводу врожденного порока сердца. Все формирование психики этих больных протекало в особых дефицитарных условиях: ограничения после тяжелой операции в детстве, особое отношения близких к перенесшим операцию детям.
- бедность языка в самоописаниях и общении;
- малая представленность в настоящем событий прошлой жизни;
- невозможность адекватного прогноза собственной деятельности (даже в экспериментальной ситуации);
- недостаточная инициатива и активность в поиске средств - даже при выполнении экспериментальных заданий;
- зависимость от близкого взрослого (матери) при совместном выполнении ряда заданий;.
- неустойчивость и недифференцированность самооценки, в ряде случаев полная проекция оценок окружающих в структуре самооценки больного;
- неустойчивость и неадекватность целеполагания при исследовании уровня притязаний;
- неопределенность или полное отсутствие перспективы будущего.
особую роль ряда условий, в которых протекало формирование психики этих пациентов.К их числу относятся:
- специфический телесный опыт (болезнь в раннем детстве, операция с последующими ограничениями активности);
- фиксация внимания семьи на болезни ребенка, включение болезни в социальную ситуацию развития в качество ее центрального звена;
- директивное навязывание больному определенного - "инвалидного" - стиля жизни;
- длительное переживание неуспеха в значимой деятельности (в особенности в периоды нормативных кризисов развития);
- ограниченность эмоционального опыта спектром негативных эмоций (страдание, жалость, неуспех);
- неспособность собственного активного вмешательства в обстоятельства жизни.
Анализ истории жизни этих пациентов показывает, что функция организатора деятельности больных и главного "контролера" выполнял близкий взрослый (вплоть до периода взрослости самих больных). Он же строил всю программу будущей жизни больного. Неразрывная симбиотическая связь со взрослым (матерью) служила препятствием к формированию собственных целей, намерений, ориентаций на независимую взрослую жизнь. Следствием этого явилось формирование неустойчивой и ограниченной по содержании жизненной направленности, задержка в усвоении приемов произвольного опосредствования, неразвитости рефлексии. Вследствие этого удовлетворительное (или даже хорошее) соматическое состояние не становилось достаточным условием для преодоления инвалидного стиля жизни.