Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и комму­никативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

В организации существуют различные виды конфликтов На отношениях, которые складываются между работниками, часто влияетличностный конфликт Личностный конфликт представляет собой борьбу, что происходит во внутреннем мире человека Она эмоционально переживается человеком как значимая психологическая проблема Согласно В С Мерлином, психологический и конфликт - это состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, который выражается в обострении противоречий между различными сторонами, качествами, отношениями и действиями личности Психологический конфликт возникает при определенных условиях Прежде всего - это ситуация, которая не может быть субъективно назад'язаною.

Западные ученые больше внимания уделяют изучению внутренних конфликтов мотивационного характера К Левин рассматривал три основных варианта таких конфликтов Первый вариант - человек вынужден выбирать между аль ьтернативамы, которые являются одинаково привлекательными, но исключают друг друга Мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют одинаковую силу Второй случай конфликта - выбор между двумя в равной степени неприв абливимы возможностями Третий тип конфликта - одна и та же цель в равной степени и привлекательная и непривлекательная Внутренняя борьба в этом случае связана с взвешиванием всех «за и против проти".

Второй вид внутренних конфликтов - это когнитивные конфликты, в основе которых лежит столкновение несовместимых представлений Согласно когнитивной психологии человек пытается достичь несперечливости своей внутренней й системы представлений, убеждений, ценностей и т п и чувствует дискомфорт в случае возникновения противоречий, несогласованности

Вмежгрупповом конфликте сторонами противоборства выступают группы В основе такого противоборства лежит столкновение противоположных интересов, ценностей, целей При изучении межгрупповых конфликтов используют разные подходы

Управление межгрупповыми конфликтами включает: прогнозирование конфликта (работа с лидерами групп, анализ общественного мнения, выявления ранних проявлений межгрупповых конфликтов в латентной фазе), предупреждение конфликта (применить меры по нейтрализации факторов, порождающих конфликтную ситуацию) активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперников, использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов назревающего конфликта; регулирования конфликта (легитимизация конфликта, установление норм и правил взаимодействия по разрешению конфликта, институционализац ия конфликта, создание рабочих групп по регулированию конфликта); разрешения конфликта (организация переговорного процесса по разрешению конфликта, заключения договора о согласовании интересов и позиции и конфликтующих сторон.

Критерием наличиявнутригруппового конфликта является деструкция внутригрупповых связей Ученые соглашаются, что конфликт является негативным явлением для группы В группах существует тенденция к поиску гармонии отношений

Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности: ---Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места; --Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; --Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации. ---- трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. -----Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории: Физические. ---Эмоциональные---Поведенческие

К негативным последствиям стресса можно отнести: Снижение трудоспособности--Снижение адаптационных возможностей организма; --Деформации личности: --Физиологические проблемы,

В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом: I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места: --II Факторы, связанные с профессией: понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность); профессиональный опыт, уровень знаний; ---III Структурные: управление организацией --- IV Личностные: нравственная зрелость и устойчивость;

профилактики

Наши рекомендации