Метафора-загадка и перифраза
Разгадывать загадки любят многие. Не думайте, что это только детское занятие. Конечно, взрослых уже не спрашивают: "Два конца, два кольца, посредине гвоздик - что такое?" Зато взрослые придумали себе целый литературный жанр — детектив - специально для того, чтобы разгадывать сюжетные и психологические загадки, тренировать ум, сообразительность и находчивость.
Поэты тоже иногда задают читателям загадки. Им это нужно для того, чтобы задержать внимание читателя.
В науке о литературе есть даже специальный термин - остранение. Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, "узнавая" предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через "странную" форму к новым, нужным писателю, смыслам.
У Александра Блока есть такие строчки:
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной, туман...
Вот такой "странный", новый, "закутанный в цветной туман" мир и создает искусство. При этом важно, что этот "туман" поначалу кажется туманом непонимания... Автору зачем-то нужно, чтобы сначала, при первом прочтении, его не поняли, чтобы его текст показался "странным".
Приемов остранения чрезвычайно много. Один из них заключается в том, что поэт задает читателям загадки в прямом смысле этого слова: вместо того, чтобы просто назвать предмет, автор приводит его описание, а читатель должен догадаться, о чем идет речь.
Все это нужно поэту для того, чтобы читатель не "проскочил" мимо образа, а замедлил чтение, остановился — и в привычном, знакомом, а то и скучном увидел что-то новое, неожиданное. Чтобы это новое увидеть, загадки нужно уметь расшифровывать.
Потренируемся.
Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина "Полтава":
И то сказать, в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет.
Взлелеянный в тени дубравной.
Отгадываем загадку. Вешний - значит весенний. Какие мы знаем весенние цветы? Подснежник? Но давайте внимательно посмотрим в текст. Что значит взлелеянный в тени дубравной? Разве бываетв дубраве тень, если еще не сошел снег? Значит, цветок этот должен расти поздней весной, когда листья на дубах уже распустились. А еще нужно учесть, что цветок этот - эталон свежести (ведь поэт сравнивает с ним девушку!), значит, он не может быть ни лиловым, ни ярко-красным, а может быть только белым... Итак?
Правильно, это ландыш.
Свои "загадки" поэт может загадывать в форме развернутого описания, именно такой пример мы только что увидели. Развернутое описание называется перифразой.
Но бывает, что признаки предмета не перечисляются, никакого описания нет - просто одно слово употреблено вместо другого. Это уже "загадка" в чистом виде:
По беломраморным щекам
Струились крупные бериллы.1
(А. Блок.)
Если воспринимать эти строки буквально, то покажется, что речь идет о... статуе. По щекам статуи, сделанной из белого мрамора, катятся крупные прозрачные полудрагоценные камни? Конечно, это не так, и буквально воспринимать ни эти, ни любые другие стихи нельзя. Зная о переносном значении слов, мы понимаем, что беломраморные щеки - это щеки прелестного цвета, похожего на цвет белого мрамора. А вот что такое бериллы9 Что у нас обычно катится по щекам? Читатель по контексту должен догадаться (в этом случае - легко), что бериллы - это слезы. Для такого поэтического словоупотребления ученый-филолог Ю.И. Левин предложил термин метафора-загадка.
В заданиях мы приводим и перифрастические (описательные), и метафорические (однословные) загадки, специально их не различая.
Задание 12
Прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского "Конец осенней сказки":
Неустанно ночи длинной
Сказка черная лилась,
__________
' Бериллы — это прозрачные драгоценные камни: изумруд, аквамарин и др.
И багровый над долиной
Загорелся поздно глаз.
1. Попробуйте догадаться, что за багровый глаз загорелся над долиной.
2. Разверните метафору сказка ночи. Какие определения к слову сказка вы можете подобрать? Иными словами, какая это сказка?
Ответ
1. Это луна. Но почему она такого цвета? Видели ли вы сами когда-нибудь багровую луну? Когда это бывает?
- Вы совершенно правы. Багровая, кровавого цвета луна бывает перед ненастьем, при ветре - вообще при какой-то "тревожной" погоде... Конечно, не один И. Анненский заметил это явление. У А. Блока есть строчки:
Из длинных трав встает луна
Щитом краснеющим героя...
Почувствовали ли вы сходство образов, несмотря на разницу приемов?
2. Ночь, похожая на сказку. Ночь, словно сказка. Общие для этих двух слов смыслы — "похожее на сон", "с каким-то сюжетом". Заметьте, пожалуйста, что определения типа увлекательная или любимая к этой сказке совсем не подходят. Эта сказка - страшная. Откуда берется такое ощущение? Можете ли вы это доказать?
Не сомневаемся, что вы заметили слово черная как определение сказки. Черный цвет - цвет ночи, которая, кстати, длинная, то есть тянется до бесконечности... Страшная, черная сказка длинной ночи льется неустанно, не отпуская от своего кошмара...
Задание 13
Прочитайте первую строфу стихотворения А. Фета, которое начинается словами Какая грусть!... Что вы почувствовали
сразу, с первой же строчки? Постарайтесь увидеть картину, которую описывает поэт.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через дорогу поползли.
В этом контексте - сразу две метафоры-загадки. Что такое, по-вашему, пыль и что такое серебряные змеи ?
Ответ
Пыль в строчках Фета - это метель (возможно, начинающаяся), то есть мелкий сухой снег, похожий на пыль. Вы наверняка знаете и сами употребляете выражение снежная пыль. Однако заметьте, что информация о времени года поступает к читателю только из следующих двух строк. Хотя и тут возможны различные варианты восприятия у разных читателей. Некоторые ученики сразу понимали, что это зима, что описывается снежная пыль. "Если бы это была летняя пыльная буря, то она вызывала бы не грусть, а раздражение", "Это не может быть дождь: водяная пыль не бывает такой плотной, чтобы конец аллеи исчез", - говорили они.
Серебряные змеи - это поземка. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля это слово объясняется так: поземная метель, буран или метель снизу, вьюга от земли, метель тягун, буран низом... К слову поземка Даль приводит такие синонимы: волокуша, заметь, тащиха, поползуха, понизовка, тягуша... Как видим, обращение к словарю помогает лучше понять "внутреннюю форму" слова поземка.
А вот почему змеи - серебряные, вы, наверное, догадались сами. Снег в русской поэзии серебрится очень часто.
Если вы, перечитав строфу (а лучше - стихотворение) в целом, увидели эту картину, то, надеемся, вместе с нами восхитились точностью поэтического образа.
Приведем стихотворение полностью.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело.
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
Глагольная метафора
Термин метафора переводится как "перенос". Об этом мы уже говорили. Название одного предмета или явления может быть перенесено на другой предмет или явление, если поэт увидит в них сходство. Это касается и действий: одному предмету могут быть приписаны действия другого. В стихах лес может разговаривать, книжка — убежать вприпрыжку под кровать, а день - сгореть, оставив "немного дыма и немного пепла". Мы часто встречаемся с глагольными метафорами и в обычной речи:
время ползет, мурлыкать себе под нос, отравить
праздник, веселье так и кипело, конкуренты не дремлют и т.п.
Читая художественный текст, нужно обязательно обращать внимание на то, какие глаголы стоят рядом с существительным - то есть какие действия одних предметов автор приписывает другим, а значит, делает эти предметы похожими.
Предлагаем проделать такую работу вместе с поэтом. Что для этого нужно? Вначале следует вспомнить, в каких случаях тот или иной глагол употребляется в обычных условиях, то есть восстановить (мысленно) его прямой смысл. Иногда для этого полезно обратиться к словарю. На следующем этапе работы нужно попытаться объяснить, чем похожи два предмета или явления, раз в тексте действие одного из них передано другому. Это поможет вам войти в "творческую лабораторию" поэта, вместе с автором пройти путь от идеи сходства явлений до реализации ее в тексте в виде глагольной метафоры.
Чаще всего глагол в контексте метафоры используется для того, чтобы перевести неодушевленное существительное в разряд одушевленных, то есть неживой предмет сделать живым. Обычно вы называете это олицетворением. Приведем один из миллионов возможных примеров:
Легкий ветер на дорогу вышел
И не поздоровался со мной.
(А. Прокофьев.)
В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него даже можно обидеться за то, что "не поздоровался"...
Однако олицетворение - это только частный случай метафоры вообще. Глагольная метафора олицетворением не исчерпывается. В каждом отдельном случае вам нужно будет разобраться, какие два предмета или явления сближаются в сознании писателя и в чем именно он видит их сходство. Это главное.
Задание 14
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского "Топилась печь. Огонь дрожал во тьме...".
Топилась печь. Огонь дрожал во тьме.
Древесные угли чуть-чуть искрились.
Но мысли о зиме, о всей зиме
Каким-то странным образом роились.
Приведите прямое значение глагола роиться. Опишите, на что становятся похожими мысли.
Ответ
Прямые значения глагола роиться - это 1) образовывать рой и 2) лететь роем. Однако этот глагол имеет и переносное значение - появляться во множестве, непрерывной вереницей. Роиться могут мысли в голове, воспоминания и так далее. В сознании поэта они становятся похожими на рой пчел...
Правда, нужно обратить внимание, что переносное значение глагола роиться придумал не Бродский. Такое значение уже закреплено в словарях. Это значит, что оно не индивидуально-авторское, а языковое.
Однако давайте посмотрим внимательнее. Действительно ли поэт только и сделал, что употребил в стихотворении общеязыковое значение слова? Думаем, нет. Присмотритесь: автор "затратил" целых две строчки (!) на то, чтобы сказать: "Роились мысли. Мысли были о зиме" (в прозе это выглядело бы банальностью).
Но мысли о зиме, о всей зиме
Каким-то странным образом роились.
Во-первых, важно, что сначала идет подлежащее: мысли, а сказуемого к нему мы ждем очень долго - целых две строчки. Вместо роились поэт мог поставить любой
глагол, если бы это потребовалось содержанием: возникали, зарождались, созревали, проносились... Между подлежащим и сказуемым стоят четыре (!) второстепенных члена предложения: дополнение, уточнение, определение, обстоятельство образа действия. Пока читатель разбирается в этих "обстоятельствах", текст замедляется, и мысли тоже начинают казаться вялыми. Про такие говорят, что они копошились. Но поэт выбирает более энергичный глагол, и это становится для читателя маленькой, но все же неожиданностью.
Во-вторых, после словосочетания мысли о зиме автору понадобилось добавить: о всей зиме. На первый взгляд это уточнение, а если вдуматься, то уточнение очень странное: что такое "вся зима"? Тут есть над чем подумать.
В-третьих, непонятно, что значит "роились странным образом". Роились, текли, мелькали - каждый из этих и многих других глаголов отражает совершенно определенный "образ мыслей", и ни в одном из них нет ничего "странного", просто они все разные. А вот поэту странно. Более того. Он даже сам не понимает и не может определить, в чем именно заключается эта странность: каким-то странным образом...
В наших рассуждениях может быть и в-четвертых. Один читатель, много знающий о пчелах, сказал, что зимой пчелы спят, а роятся они только поздней весной. Зима и роились - несовместимы. Может быть, - сказал этот читатель, - мысли "о всей зиме" расшифровываются как мысли о том, чтобы пережить зиму? ...Не знаем. А как думаете вы?
...Мы начали с того, что Бродский употребил общеязыковое значение, а пришли к выводу, что это значение очень и очень индивидуальное. Обыкновенный оборот мысли роились поэт поставил в такой "странный" контекст, что мы увидели это выражение как будто в первый раз. Сработал эффект остранения, один из главных законов художественной речи (мы уже говорили об этом эффекте в разделе "Метафора-загадка").
Задание 15
Прочитайте и сравните два фрагмента. Первый - начало стихотворения А. Фета, которое названия не имеет (вернее, называется по первой строке). Второй - из стихотворения Б. Пастернака "Марбург".
1. Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,
Если луна с высоты прямо глядит на меня
И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами
По полу, комнату всю дымом прозрачным поя...
1850
2. Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу...
1916, 1945
Все ли вы расшифровали в строках Фета? Откуда берутся квадраты на полу комнаты?
Как, по вашему мнению, мог возникнуть образ ночей, которые садятся играть с поэтом в шахматы? Что могло подсказать такой образ?
Чей образ, по-вашему, сложнее - Фета или Пастернака? Почему?
Ответ
Лунный свет, проникая [через] стекло, не проникает через оконные переплеты. Они остаются темными - и на полу получаются квадраты, как будто действительно нарисованные луной. Дым прозрачный - это тоже лунный свет, заливающий комнату.
...Никто не знает, как там все было на самом деле: может быть, Пастернак хорошо знал это стихотворение Фета, а может быть, удивился бы, увидев наше сопоставление... Но суть в том, что Пастернак как будто отталкивается от фетовского образа и делает следующий поэтический шаг: раз есть квадраты, почему бы не поиграть в шахматы?
Образ Пастернака сложнее. Во-первых, потому, что информация о "квадратах на полу" остается в подтексте, читатель о ней еще должен догадаться, чтобы понять, почему именно такое, а не другое занятие выбирают себе ночи. Во-вторых, в строчках Пастернака есть еще образ бессонницы: ночи не приносят сон, а садятся играть в шахматы. Причем нужно заметить, что не одну ночь так проводит поэт, это происходит ночь за ночью... В-третьих, в стихотворении Фета есть подсказка: у окошка, у Пастернака же никаких подсказок нет. Поэтому и понять его сложнее.
Поэтический язык развивается, опираясь на традицию, но не повторяя ее. Современникам Фета строчки Пастернака показались бы абсолютно непонятными (точнее, немотивированными), а вам, может быть, после работы с заданием образ Фета покажется слишком простым... Или у вас другое мнение?
Просим только заметить, что из сопоставления образов не следует, что более поздний образ непременно сложнее. У поэта Серебряного века Бориса Садовского та же картина передана совсем просто, без всяких загадок:
Пробило три. Не спится мне.
Вставать с постели нет охоты.
Луна на трепетной стене
Рисует окон переплеты.
1906
Метафорический эпитет
Мы почти? уверены, что вы умеете находить эпитеты. Это просто: нужно отыскать определение, а потом посмотреть, какой признак оно отражает. Если прилагательное употреблено в прямом значении и называет логический, "обыкновенный" признак (шерстяной шарф, авторская позиция, новые ворота), то это определение. Например, в следующем отрывке из стихотворения А. Пушкина "Сце-
ны из Фауста" нет ни одного эпитета, есть только передающие точную информацию определения:
Фауст
Что там белеет? говори.
Мефистофель
Корабль испанский трехмачтовый.
…
Фауст
Все утопить.
Мефистофель
Сейчас.
(Исчезает.)
Если же прилагательное употреблено в переносном значении, если признак - какой-то необычный, если определение останавливает ваше внимание - то это эпитет.
Примеры эпитетов можно приводить бесконечно. Существует даже словарь, который составили К.С. Горбачевич и Е.П. Хабло. Он так и называется - "Словарь эпитетов русского литературного языка" (Л., 19 79). Из этого интереснейшего словаря можно узнать о том, какими бывают в литературе самые разные предметы и явления. Вот, например, эпитеты к слову комплимент: банальный, дешевый, елейный избитый, колкий, лестный, лживый, лицемерный, ложный, льстивый, нелестный, неловкий, неуклюжий пошлый, притворный, приторный, приятный, сладкий слащавый, тривиальный, тяжеловесный, ханжеский.
Вы можете сами продолжить составление такого словаря. Как? Читая художественные тексты, обращайте внимание на эпитеты к слову комплимент (да и к другим словам тоже), и вам вполне может встретиться такое определение, которое отсутствует в словарной статье. Уже сейчас мы можем добавить к слову комплимент эпитет сомнительный:
Сомнительный комплимент
(Мини-басня)
Овечке
Волк
Сказал:
- Овца!
У вас прекрасный цвет лица!
Ах, если хвалит
Волк
Овечку -
Не верь ни одному словечку!
(Б. Заходер.)
Если вы хотите узнать, какими бывают, например, глаза, то сначала нужно уточнить, что именно вас интересует: цвет? форма (размер, очертания) глаз? характер взгляда? выражение состояния человека, его чувств во взгляде? Или, может быть, вы хотите узнать, глаза каких животных, птиц или рыб могут напоминать глаза человека? Извольте: глаза у людей бывают бараньи, бычачьи, бычьи, воловьи, волчьи, вороньи, галочьи, галчиные, голубиные, заячьи, зверушечьи, змеиные, кабаньи, коровьи, кошачьи, кроличьи, крысиные, лисьи, медвежьи, мышачьи, мышиные, овечьи, оленьи, орлиные, птичьи. Рачьи, рыбьи, рысьи, свиные, собачьи, совиные стрекозиные, телячьи тюленьи, хориные, щенячьи, ястребиные.
...В целом список эпитетов к слову глаза занимает в "Словаре эпитетов" 7 (семь!) страниц.
Главное в слове-эпитете - не его принадлежность к части речи (прилагательному), как часто думают, а его метафоричность. Если, например, Н. Асеев пишет простоволосые ивы, то слово простоволосые формально будет эпитетом. Но ограничиться констатацией этого факта нельзя. Важно увидеть здесь сопоставление листьев с волосами (метафору), а значит, дерева с человеком (олицетворение). Когда вы встречаете эпитет, пытайтесь заглянуть в него "глубже".
Задание 16
Встречаются, хотя и редко, произведения, целиком построенные на эпитетах-определениях. Таково стихотворение поэта Серебряного века Николая Минского "Волна". Попробуйте, читая его, представить себе целостный образ волны (то есть какая же она все-таки в конечном итоге?), а потом подумайте, о волне ли это стихотворение. Может быть, под волной здесь подразумевается что-то иное?
Волна
Нежно-бесстрастная,
Нежно-холодная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная.
К берегу льнущая,
Томно-ревнивая,
В море бегущая,
Вольнолюбивая.
В бездне рожденная,
Смертью грозящая,
В небо влюбленная,
Тайной манящая.
Лживая, ясная,
Звучно-печальная,
Чуждо-прекрасная,
Близкая, дальняя...
1896
Ответ
Ответить, какая волна, будет просто: разная. Названо очень много ее "свойств", качеств, и чуть ли не каждое имеет антоним. Здесь есть всё: бесстрастие и влюбленность, бездна и небо, ложь и прекрасная тайна... А вот о чем это стихотворение, мы не знаем. О женщине? О
душе? О жизни? Каждый читатель волен приложить эти стихи к любому явлению, которое он считает сложным и разнообразным в своих проявлениях.
- Так ли уж "к любому"? - возможно, спросите вы. Мы думаем, здесь нет преувеличения. Например, у А. Пушкина читаем:
Ты, бывало, мне внимала,
За мечтой моей бежала,
Как послушное дитя;
То, свободна и ревнива,
Своенравна и ревнива,
С нею спорила шутя.
Заметили как послушное дитя, с одной стороны, и своенравна — с другой? Но кто же эта Ты? Оказывается - Рифма, звучная подруга...!
Или вот у Ф. Тютчева есть стихи, сопоставляющие морские волны и человеческую мысль, - и поэт даже вынес это сравнение в заглавие. Прочтите эти стихи и тогда сами решите, можно ли под волной в стихотворении Н. Минского подразумевать мысль.
Волна и дума
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
ИРОНИЯ
Что такое ирония, вы хорошо знаете. Вы наверняка - и не один раз - встречались с этим тропом, с этим приемом художественной выразительности в своей реальной жизни, а не только в художественных текстах. Например, когда взрослые, вместо того чтобы вас ругать, говорят:
Ну, умница! Ну, молодец! - и при этом иронически улыбаются.
Ирония всегда связана с двойным смыслом. При этом прямой смысл слова или фразы как бы "остается в словаре", а в речи ему придается смысл прямо противоположный. Без контекста это понять и почувствовать сложно, но в живой речи (а в художественном тексте - в описании ситуации) проблем обычно не возникает. Ирония узнается по особой, сопровождающей ее, иронической интонации.
Герой повести М. Булгакова "Собачье сердце" Шариков - еще не вполне человек, "недочеловек", многие смыслы ему недоступны, но иронию в речи профессора Филиппа Филипповича он почувствовал, услышал сразу.
Филипп Филиппович умолк, глаза ушли в сторону. "Надо все-таки сдерживать себя". - подумал он. Подойдя к буфету, он одним духом выпил стакан воды.
- Отличпо-с, - поспокойнее заговорил он, - дело не в словах. Итак, что говорит этот ваш прелестный домком?
- Что ему говорить? Да вы напрасно его прелестным ругаете. Он интересы защищает.
Шариков сразу понял, что прелестный в этом контексте имеет "ругательный" смысл... В ироническом контексте слово или высказывание всегда будет иметь значение, противоположное его прямому значению в языке.
Ирония чрезвычайно многолика. Ироническим отношением может быть окрашено все: от отдельного слова до целого текста. Тогда этот текст будет называться пародией.
Какое практическое значение имеет то, что вы теперь теоретически знакомы с иронией? Очень большое. А вдруг слова, которые вы читаете в художественном тексте, нужно понимать не в прямом смысле, а в ироническом, то есть наоборот? Будьте внимательны. Подсказку ищите в контексте. В наших заданиях вы познакомитесь с иронией на примере конкретных текстов.
Задание 17
Прочитайте один из эпизодов приключений Алисы в Стране Чудес.
Увидев Алису, все бросились к ней, но она пустилась наутек и вскоре оказалась в дремучем лесу.
- Прежде всего нужно принять свой прежний вид, -сказала Алиса, пробираясь меж деревьев. - А потом - найти дорогу в тот чудесный сад. Так и поступлю — лучше плана не придумаешь!
И вправду, план был замечательный — такой простой и ясный.
Вы тоже считаете что замечательный - это справедливая оценка плана? Или слово замечательный звучит здесь иронически? Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, такой ли уж простой и действительно ли ясный Алисин план?
Ответ
Предложение И вправду, план был замечательный -такой простой и ясный принадлежит повествователю, который иронизирует над Алисой. Настоящую оценку ее плана мы увидим в следующем же предложении. Вот оно:
Одно только плохо: Алиса не имела ни малейшего представления о том, как все это осуществить.
***
Для того чтобы научиться "вычерпывать" из художественного текста всю информацию, нужно уметь извлекать смыслы не только из слов-превращений, тропов, но и из обычных слов, употребленных в прямом значении, из звуков, из словосочетаний и предложений - из всех особенностей организации языка художественного текста.
IV. КАК УЧИТЬСЯ УМЕНИЮ ПРОГНОЗИРОВАТЬ
У человека есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. Конечно, не все на свете, а только кое-что. Например, при чтении он может догадаться, что будет дальше. И даже, не отдавая себе в этом отчета, определить, каким будет следующее предложение:
простым или сложным, вопросительным или повествовательным, восклицательным или не восклицательным.
1. Что вы можете сказать о предложении, которое начинается со слов: а) Ой, как...; б) Чей...
(Первое предложение по эмоциональной окраске будет восклицательным. Второе предложение по цели высказывания - вопросительным.)
2. Что вы можете сказать о типе предложения, в котором есть такие слова: а) Тот..., который...; б) Для того чтобы...; в) Там, где...
(Все эти предложения будут сложные.)
Придумайте примеры, которые подтвердили бы ваши догадки.
Эти догадки будут в какой-то мере неопределенными, но есть случаи, когда что-то можно предсказать совершенно точно. Например, слово в предложении.
Закончите предложения:
1) На небе сгущались темные ...
2) Пароход издал длинный, протяжный ...
3) В ноябре выпал первый пушистый ...
4) Самая интересная особенность жирафа - это его длинная...
Человек предчувствует не только слово, но даже звуки, которые он собирается произнести. Это доказал ученый-психолог Н.И. Жинкин своими удивительными опытами.
Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов он наблюдал людей, которые были ранены в горло. Когда они говорили, было видно, как работает их речедвигательный аппарат. Ученому удалось установить, что
весь этот аппарат настраивается на тот звук, который он собирается произнести.
Итак, человек умеет предугадывать и звуки, и слова, и - в общем виде - предложения. Предугадывание ученые называют прогнозированием. Оно есть во всем, что делают люди. Так, синоптики составляют прогноз погоды, врачи - прогноз развития болезни, политики - прогноз общественной жизни.
Слово прогноз пришло к нам из греческого языка. Префикс про- обозначает предшествование, упреждение, а корень -гноз - знание. Таким образом, слово прогноз можно понимать как знание того, что будет.
Чтобы попробовать свои силы в прогнозировании, допишите слова в следующих фразеологизмах:
Окладистая.... кромешная..., восклицательный..., наступить на..., одержать..., расквасить..., сгорать от..., скалить..., трескучий ...
Теперь сами выполните упражнения на прогнозирование.
1. Прочтите текст и допишите его.
Известный английский писатель Бернард Шоу сказал однажды: "Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями..."
2. Вы взяли в руки книгу, прочли заголовок, и начался прогноз.
Представьте себе, что книга называется "Сказки для горчичников". Как по-вашему, что можно предугадать по этому названию?
3. Подумайте, о чем может идти речь в книгах или главах, которые называются:
1) Сто лет тому вперед.
2) Целый том чепухи.
3) Загадки в темноте.
4) Пока хозяина не было дома.
4. Прочитайте стихотворение Даниила Хармса, угадывая недостающие слова:
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ...
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости ...
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ...
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли,
То даже крошек ...
Сейчас мы вам дадим несколько заданий на прогнозирование, и к ним будут приведены ответы. Имейте в виду, что могут быть разные варианты прогноза, а не только те, которые приведены в ответе.
Задание 18
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слова невероятно или невероятный.
Ответ
В этом предложении пойдет речь о чем-то удивительном, что трудно себе представить, о каком-то поражающем воображение событии, или явлении, или предмете, или даже человеке. Например, человек невероятного размера, невероятной силы и т.д.
Задание 19
Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание ни при каких обстоятельствах.
Ответ
Речь пойдет о чем-то, что невозможно, что никогда не может произойти, ни при каких условиях.
Задание 20
Продолжите предложение:
Я взглянул на нее и испугался:..
Ответ
...её лицо выражало глубокое страдание, на глазах сверкали слезы (М. Лермонтов).
Могут быть и другие варианты. Например: ...она изменилась в лице, или: ...она страшно побледнела, или: ...она покрылась красными пятнами, или: ...она рыдала ...
Задание 21
Предскажите смысл предложения, если в нем есть слово насторожился.
Ответ
В этом предложении будет сказано о том, что кого-то что-то обеспокоило, насторожило и он мобилизовал свое внимание.
Задание 22
Предскажите смысл предложения, если в нем есть словосочетание продолжаются поисковые работы.
Ответ
В этом предложении будет говориться о том, что кто-то потерялся, или погиб, или пропал и теперь его или их ищут. Могут вестись поиски чего-то: янтарной комнаты, полезных ископаемых...
Задание 23
Продолжите предложение:
Никогда не должно отвергать кающегося преступника:...
Ответ
... с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее (М. Лермонтов).
Возможны варианты: ...так как вы поступите не по-христиански, или: ...вы проявите жестокость, или: ...вы наживете себе врага...