Разработки уроков по литературе 4 страница

Цензор Н.В. Родзянко увидел в произведении И.С. Тургенева опасность для государственного устройства России. Он доносил: «Рассказ под заглавием «Муму» я нахожу неуместным в печати, потому что в нем представляется пример неблаговидного применения помещичьей власти к крепостным крестьянам <...> Читатель по прочтении этого рассказа непременно исполниться должен сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину <...> Вообще по направлению, а в особенности по изложению рассказа нельзя не заметить, что цель автора состояла в том, чтобы показать, до какой степени бывают безвинно утесняемы крестьяне помещиками своими, терпя единственно от своенравия сих последних и от слепых исполнителей, из крестьян же, барских капризов».

3.Вопросы к учащимся:

1.Как отразились детские впечатления у писателя?

2.В каких произведениях он рассказывает о них?

3.Почему Тургенев становится писателем?

4.Мог ли он быть офицером как отец?

4.Расскажите о своих впечатлениях по мультфильму «Муму».

5. Если бы вам предложили написать «Историю собаки», как бы поступили?

6.Работа по тексту произведения.

7.Опишите жизнь Герасима в доме барыни

8.Как складывались отношения Герасима и Татьяны?

9.Как складывались отношения Герасима и дворни?

10.Почему после отъезда Татьяны Муму стала для Герасима самой близкой?

11.Почему Герасим согласился утопить Муму?

12.Мог ли Герасим поступить иначе?

13.А как бы вы закончили рассказ?

14.Составьте кластер, разделенный на две половины: на одной стороне отрицательные черты характера Герасима ,на другой положительные.

       
    разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru
  разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru

разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru Герасим

15.По составленному кластеру дайте полную словесную характеристику Герасиму.

16.Нарисуйте понравившийся эпизод на листе бумаги (формат А-4)

17.Найдите в тексте эпизод, взволновавший вас более всего?

18.Зачитайте самый неприятный эпизод для вас в рассказе? Объясните свой выбор в обоих случаях.

19.Свое отношение к прочитанному можно выразить не только словом, но и цветом.Какие цвета преобладали бы, если бы вы рисовали психологический портрет Герасима, Татьяны,барыни,Капитона?

20.Напишите сочинение «Муму»

21.Подведение итога уроков. Комментируют оценки сами учащиеся.

22.Домашнее задание. Напишите свою версию концовки рассказа .

УРОК –87

Тема: Теория литературы. Портрет. Сравнение.

Цель: Закрепление в памяти учащихся литературных понятий, умение ими аппелировать при разборе текста.

Ход урока : 1. Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания. 2-3 учащихся зачитывают свои версии.

3.Обсуждение версий. Заслушивается ряд рецензий на сказанное.

4.Новая тема. Класс разбивается на группы. Работа по «Этимологическому словарю». Учащиеся выполняют поисковую работу. Находят значение слов :портрет, сравнение, эпитет,. метафора.

5.Каждая группа создает портрет одного из членов команды, не называя его имени. По описанию команда соперников должны узнать.

6.На данные понятия: сравнение , метафора, эпитет подбираются учащимися примеры из лирики узбекских поэтов.

7.Литературный диктант.(Берется описание портретной характеристики из литературных произведений, пройденных учащимися). После написания текста, учащиеся должны определить название произведения и автора.

8.Подведение итога урока. Комментирование оценок.

9.Синквейн. Первая строка :Как грустно мне смотреть природы увяданье …

УРОК –88-90

Тема : А.П. Чехов. «Мальчики»

Цель урока: (На усмотрение учителя)

Ход урока: 1. Орг. момент

2.Проверка домашнего задания. В работе учитывается и оформление своего опуса.

3.Новая тема. Беседа по биографии писателя. Составить кластер по произведениям известным учащимся данного автора

разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru Каштанка

разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru Пересолил Ванька

разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru разработки уроков по литературе 4 страница - student2.ru ЧЕХОВ

Злоумышленник Лошадиная фамилия Мальчики

4. Какие еще вы читали рассказы Чехова. Основная тема этих рассказов.

5. Работа по мультфильму «Каштанка». Почему наряду с животными в рассказах фигурируют дети.

6.Вопросно- ответная беседа по образам детей в рассказах А.Чехова. Учитель зачитывает отрывок из произведения «Ванька».Из зачитанного отрывка ответьте на вопрос : «Дойдет ли Ванькино письмо до дедушки?»

7.Учащийся пересказывает отрывок, именно о жизни Ваньки в «людях»

8.Чтение рассказа «Мальчики». Словарная работа.

9.Ответы на вопросы.

1.Какие моменты вызывали у вас смех?

2.Какие еще чувства вы испытывали при чтении рассказа?

3.Охарактеризуйте место действия. Какая картина вам представляется в начале рассказа?

4.В чем особенности речи каждого из героев, как речь связана с внешним обликом, манерой держаться?

5.Прочтите отрывок описательного характера.

6.Написание киносценария:

1.Определите возможности перевода данного рассказа на язык кино. В чем удобства и в чем трудности перевода на кинематографический язык

2.Описание персонажей. Возможно даже - подобрать актеров.

3.Обрисовать место действия, декорации.

4.Разбить на эпизоды.

5.Продумать звуковое сопровождение.

6.Подведение итога уроков. Комментирование оценок.

7.Домашнее задание. Написать киносценарий.

УРОК-91-92

Тема: А.И. Куприн. «Белый пудель»

Цель: Отработка умения работать с произведениями большого объема. Обобщать и делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока: 1. Орг. момент.

2.Проверка домашнего задания. Проигрывается эпизод из одной работы.

3.Работа над новой темой. Беседа о жизни и творческом пути автора. В виде лекции рассказывает учитель

4.Составляется хронологическая таблица в тетрадях.

5.Учащиеся дают характеристику поступкам героев, составляя портретную характеристику Трилли.

Попробуйте объяснить поступки Трилли со стороны «как бы адвоката».

6.Ответы на вопросы по учебнику в конце рассказа.

7.Чтение в лицах сцены переполоха на даче.

8. Опишите черты, присущие пуделю. Всегда ли в людях есть такие черты. Подкрепите свои выводы примерами.

9.Зачитайте момент побега Арто и Сергея с дачи. Какие чувства вызывает у вас данный эпизод?

10.Работа по понравившемуся эпизоду. Опишите свои чувства в момент чтения данного эпизода. Почему у вас вызвал этот отрывок такие чувства?

11.Почему обитатели дачи не поняли старика Лодыжкина и дворник не мог убедить его продать собаку?

12.Создание видео-ролика.

13.Лучший эпизод в рисунке. По рисунку определить о каком моменте идет речь и найти его в тексте.

14.Почему А. И Куприн создал такой конец рассказа, как бы вы дописали концовку?

15.Подведение итога уроков. Комментирование оценок. Обобщают сами учащиеся.

16.Домашнее задание. Пересказ рассказа, создание портретной характеристики Сергея.

УРОК 93-96

Тема: Айбек «Детство».

Цель: Уметь анализировать текст, сообщать свою точку зрения, уметь обосновывать свой ответ.

Ход урока: 1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Работа по новой теме. Выборочное чтение отрывков текста, подчеркивающие моменты жизни и обучения детей в школе в то время.

4.Работа над техникой чтения.

5.Найдите для себя самый интересный эпизод, зачитайте его. Ответьте, чем он вам понравился.

6.Самый трагический эпизод, какие чувства он вызывает у вас.

7.Сравнительная характеристика жизни детей в отрывке «Детство» И в настоящей жизни.

8.Написание сочинения «Детские годы».

9.Подберите пословицы, подходящие под концовку сочинения. Обоснуйте

свой выбор.

10.Подведение итога уроков. Комментирование оценок. Вывод в сильном классе делают сами ученики.

12. Домашнее задание. Работа по тексту отрывков.

УРОК 97-98

Тема: СОКР – 8. (Разработка в методическом сборнике СОКРов)

УРОК 99-101

Тема: А.Г.Алексин. Рассказы о детях.

Цель: Умение анализировать произведения разные по форме, но одинаковые по тематике.

Ход урока: 1. Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя.

А.Г. Алексин родился в Москве,в 1924 году в семье старого большевика – участника революционных событий в Сибири. Писать и печататься начал рано: еще в школьные годы. Первые его произведения были опубликованы на страницах журнала «Пионер» и «Пионерской правды». Многое будущему писателю дали занятия в литературном кружке городского Дома пионеров. «С неостывающей благодарностью вспоминаю я его руководительницу Веру Ивановну Кудряшову», – писал он впоследствии.

Юность пришлась на время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. «В то время люди рано взрослели, – вспоминал писатель. – Вот и мне, еще не достигшему совершеннолетия, довелось стать литсотрудником, а затем и ответственным секретарем ежедневной газеты «Крепость обороны». Это было на строительстве гигантского оборонного предприятия. Оно одно (все остальные алюминиевые заводы были разрушены врагом) должно было обеспечить нашу промышленность «крылатым металлом». Мощность завода в самые сжатые сроки нужно было увеличить во много раз. План этот казался нереальным. Но задание Родины, как и все непостижимо трудные задания того сурового времени, было выполнено. Рабочие Уральского алюминиевого завода и строители, воздвигавшие всё новые и новые корпуса, совершили невиданный в веках подвиг. Я хочу рассказать о нем в своей новой повести. Достаточно сказать, что во «вредных» цехах, где положено было работать не более четырех или шести часов, люди трудились по шестнадцать и восемнадцать. А молоко, которое получали за «вредность производства», отдавали детям».

После войны, в 1950 году, А.Г. Алексин закончил институт. В это же время вышла его первая книга: повесть, обращенная к юным читателям. С тех пор А.Г. Алексин написал много книг для детей и взрослых: «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «В стране вечных каникул», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «Самый счастливый день», «Как Ваше здоровье?», «Звоните и приезжайте» и другие.

Вопросы и задания

1. Где разворачиваются основные события?

2. Как члены семьи относятся к отцу? С кем его постоянно сравнивают?

3. Отношение к отцу сына. Совпадает ли оно с отношением бабушки и мамы?

4. Приведите примеры того, что папа талантлив не меньше Потапова. В чем проявляется его талант?

5. Какими нравственными качествами обладает мальчик. Запишите ключевые слова, необходимые для ответа на этот вопрос.

6. Близко к тексту перескажите содержание рассказа «Егоров». Почему он важен для понимания всей повести?

7. Какие чувства вызывает у вас эпизод из рассказа:

«– Где тут квартира Егорова? – спросил папа.

– А-а, сына ведете на исправление? – почему-то обрадовался мужчина. – У нас в доме как только парень споткнется, так его к Ивану Павловичу ведут. Имеет он к ним подход! А теперь, значит, из других домов потянулись?.. Он в первом подъезде живет. На втором этаже... Квартиру не помню! Но сейчас он в больнице. – Мужчина вздохнул. Вода из шланга лилась на один и тот же куст. – Без него вон ребята стол поломали... Стойку делали. Акробаты! Мы до его возвращения чинить не будем. Пусть они ему в глаза поглядят! При нем бы не поломали. Ни за что! Уважа-ают...

Номер квартиры пришлось выяснять у соседки Егорова по двору. Она тоже оживилась, услышав его имя:

– Он в том подъезде живет! Седьмая квартира! Скорей бы уж возвращался! У меня сын к математике неспособный. Так он Ивана Павловича полюбил, а потом уж – из-за него! – математику. Четверки стал приносить. Я отсюда никуда не уеду. Пока сын не вырастет! Давайте я вас провожу. Мать его дома, наверно...

Мне было страшно, что папа скажет: “Ивана Павловича больше нет...» Но папа молчал. Наверно, он хотел хоть немного продлить жизнь Егорова для этих людей”».

7. Найдите в толковом словаре значение слов «нравственность», «Нравственный».

8. Попробуйте сформулировать главную мысль эпизода. Приведите другие примеры из повести, в которых говорится о высоких нравственных поступках героев.

9..Работа над понятиями «добро», «зло».Привести примеры из личного опыта.

10.Техника чтения. Работа над произведением. Определение роли автора в произведении.

4.Работа по тексту. Легко распознать зло, если оно проявляется открыто, явно. Но часто оно скрывается под обычной человеческой личиной. Как же тогда его распознать?

5. Характеристика образов.

6. Подведение итога урока. Комментирование оценок проводится самими учащимися.

7.Домашнее задание. Работа по тексту. Уметь пересказывать понравившийся эпизод произведения.

УРОК 102

Тема: М.Куприн « Чудесный доктор»

Цель урока: Умение правильно оценивать поступки людей, ценить в людях умение делать добро.

Ход урока: 1.Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания. Отвечают 2-3 учащихся.

3. Работа по новой теме. Текст читается учащимися предварительно.

4. Словарная работа: благотворительность, пансион,созерцание,скудный ужин – состоящий из пустых щей (т.е. жидких); патрон – хозяин; благодетель – человек, помогающий другим; сочельник..

5.Работа по портрету Пирогова (взять портрет у учителей – биологов)

6.Сравнительная характеристика портрета со строками произведения.

7.Сообщения детей об ученом и его открытиях.

8.Создание кластера по чертам характера Пирогова, используя портрет и текст.

9.Вопросы:

1.Почему Куприн назвал свой рассказ «Чудесный доктор»?

2.Почему доктор Пирогов показался Мерцаловых добрым волшебником, творящим чудеса?

3.В каких условиях жила семья Мерцаловых?

4.Какое задание получили мальчики от своей матери? Удалось ли им его выполнить?

5.Какой эпизод рассказа вам больше понравился? Почему?

10.Задание учащимся на лето. Список литературы, которую учащиеся должны прочесть по программе 6 класса.

11.Мини- сочинение «Спешите делать добро»

12.Подведение итога урока. Благодарность учителя за сотрудничество в течение года и пожелание хорошего отдыха.

ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ:

Вот мы и подошли к концу пятого класса. Мы прочитали самые разные произведения и узнали о литературе много нового. А теперь подумайте над вопросами, ответы на которые вам еще пригодятся, потому и вопросы называются очень важными.

Отчего мир литературы называется волшебным?

С чего начинается литература?

С чем связан второй закон литературы?

Для чего служат литературные жанры?

Чем писатель отличается от автора?

Какие законы загадки существуют?

Какой прием в литературе называется олицетворением?

Чем сюжет отличается от композиции?

Отчего сказки разных народов похожи друг на друга?

Что такое конфликт?

На каком фундаменте строится литература?

В чем главная особенность притчи от жанра?

Отчего у литературного произведения один вариант, а у фольклорного много?

Почему литературный мир условен и реален одновременно?

Назовите три литератрных рода.

Почему, читая произведение, мы говорим об авторской позиции?

Кого мы называем писателем?

Что такое художественный вымысел в литературе?

Почему воображение тесно связано с наблюдательностью?

Какое значение имеет слово «быль» в рассказах Толстого?

С помощью чего автор выражает свое отношение к героям?

В чем главный секрет юмора?

Чем шуточный рассказ отличается от юмористического?

Сколько сюжетных линий в романе?

Как изменился жанр повести со временем?

Какие произведения называются классикой?

В чем особенности жанра?

Для чего в произведении бывает нужен образ рассказчика?

Какое значение имеют замысел и вымысел в произведении?

Какова особенность слова в лирике?

Читательская конференция, завершающая изучение литературы, может проходить по – разному. Все зависит от того, насколько нам удалось сработаться со своими учениками. Итоговые вопросы помогут сохранить основные теоретические понятия, изученные в пятом классе. С этих вопросов целесообразно начать изучение литературы в шестом классе чтобы не терять преемственности.

Методика проведения отдельных частей урока по литературе

1.Заучивание наизусть

Почти все небольшие произведения рекомендованы программой для заучивания наизусть. Уже эта особенность программы ориентирует учителя на активизацию одного из наиболее доступных и вместе с тем чрезвычайно эффективных приемов развития речи.

Заучивание наизусть требует пристального внимания со стороны учителя. Учитель не должен допускать механического, бессознательного заучивания.

Заучиванию должна предшествовать большая работа со стороны учителя и ученика по анализу произведения со стороны его идейного содержания, языка и композиции. В произведении, заучиваемом наизусть,

должно быть ученику все понятно. Именно поэтому заучивание наизусть должно являться итогом активной мыслительной работы ученика над произведением, знаменующим собой, что для ученика в нем понятно каждое слово и каждое словосочетание, каждая деталь текста и весь текст в целом. Только при этом условии заучивание наизусть являлось и является активным приемом развития речи и мышления ученика.

Такое заучивание наизусть обогащает словарный запас ученика, так как ученик овладевает новыми словами, запоминает образцы построения речи и ее изобразительные средства. Объем заучиваемого наизусть последовательно увеличивается, что определено программой: в начале 5 класса заучиваются за один раз по 5-6 пословиц или поговорок, от 12 до 30 стихотворных строк. Так стихотворение М. Лермонтова «Бородино» (98 строк) для заучивания наизусть следует разделить на 3 части, так как превышение ее, в особенности значительное превышение неизбежно приведет учащихся к торопливому, а следовательно, и непрочному заучиванию.

Само собой разумеется, что в обучении выразительному чтению огромное значение имеет пример учителя. Учитель во всех случаях давать образцы выразительного чтения- как чтения наизусть, так и чтения по книге.

Наряду с выразительным чтением наизусть и чтением по книге следует широко практиковать с целью развития речи и мышления учащихся разнообразные виды устных пересказов прочитанного.

Рассказывание широко применяется в 5 классе. Так, уже с первых уроков учащиеся рассказывают знакомые им народные сказки- «Марья Моревна»,

«Три арбузных зернышка», «Бей дубинка», «Мудрый крестьянин» и т.д., составляют рассказы из своего жизненного опыта, о своих летних и весенних наблюдениях и впечатлениях – в связи с чтением произведений Фета, Пришвина.Фархади и т.д.

2. Выразительное чтение сказок.

Учитель вначале читает сказку сам. Его задача - прочитать сказку выразительно. Для этого дома он готовится к выразительному чтению сказки, разрабатывает партитуру текста, т.е. намечает интонацию чтения, паузы, логические ударения, темп чтения. Особое внимание в подготовке к чтению уделяется нахождению тона речи каждого персонажа.

Чтение текста учащимися и пересказ. Сначала учащиеся читают сказку по частям: один из них читает сказку от начала до эпизода, когда Иван отдал всех сестер замуж; другой далее до следующего эпизода и так далее. Далее учитель предлагает рассказать сказку своими словами- 2-3 учащимся по частям.

Некоторые народные слова и выражения, имеющиеся в сказке, из речи учащихся выпадают, на что учитель и обращает внимание учащихся.

Так начинается на уроке словарная работа. Без особого затруднения учащиеся обьясняют такие слова как худо – плохо, нарядница – нарядно одетая женщина и т.д. Но есть еще ряд слов в сказке, которые учитель должен заранее выписать и обьяснить учащимся, чтобы они внесли в словарь.

Записанные слова учащиеся должны употребить в пересказе сказки на следующий урок.

5. Словарная работа по произведению И. Тургенева « Муму ».

Во вступительной беседе учитель должен сказать о жизни И. Тургенева, об отношении писателя к крепостному праву, о его «Аннибаловой клятве», о работе над рассказом, о том, что крепостное право влияло на моральный облик крепостных и помещиков. Значительное место займет характеристика крепостного быта, нашедшего отражение в рассказе.

Помещица-крепостница владеет деревнями, где живут ее крепостные, но сама она живет в Москве. Здесь у нее типичный для того времени барский дом с антресолью (верхним полуэтажом ), обширный, с большим количеством комнат(гостиной, кабинетом, залом) в комнатах паркетные полы, богатая мебель. Это великолепные покои. Около главного дома был флигель и другие постройки, где жила дворня, или челядь, т.е. крепостные выполнявшие разнообразные обязанности по хозяйству.

Примерная словарная запись

Слово Значение в рассказе Употребление в современном языке
антресоль Верхний полуэтаж дома  
балкон Висячая площадка, или выступ, с перилами, приделанная с наружной стороны дома В современном языке употребляется в 2 значениях: 1.Висячая площадка, выступ с перилами 2.Места в театре (в средних ярусах) против сцены
Флигель     Жилая постройка, чаще сбоку главного здания Употребляется в том же значении    
Дворня,челядь Домашняя прислуга в помещичьем доме  
дворовый Крепостной, принадлежащий к дворне  
лакей Домашний слуга при господах  
Дворецкий Старший лакей в богатых барских домах  

Далее разбор сочетаний слов:

Короткие отношения- близкое знакомство, дружба

Капитон почитал себя существом обиженным- считал себя обиженным человеком

Пряник с сусальным золотом – с тонкими пленками золотистого цвета

Степенный человек – рассудительный, серьезный

Забубенный человек - отчаянный, бесшабашный, разгульный

В обрисовке персонажей Тургенев достигает поразительного словесного мастерства. Описывая наружность Герасима, учащиеся должны сначала отметить его большой рост, т.е. выражают то общее впечатление от наружности Герасима, какое у них сложилось в результате чтения. Учащимся необходимо предложить выписать из текста слова, характеризующие силу, мощь Герасима и подобрать к просторечным словам значения из современного русского языка.

5.Работа по составлению синквейна.

Данная работа осуществляется следующим образом. Учащимся предлагается первая строка стиха и они далее создают рифму в 5 строк. Образцом данной работы может служить рассказ «Рифма» Шергина, предлагаемый в учебнике для того, чтобы учащиеся прочувствовали понятие «рифма». Можно в данной работе использовать книгу «450 шарад» 2003 года выпуска(в данной книге показаны варианты различных нестандартных моментов урока).

6.Жанр пантомимы в настоящее время широко используется в развитии артистических способностей учащихся, в каждом человеке есть наклонности и развить их вовремя задача учителя, это поможет учащимся чувствовать уверенно себя в любом обществе, возможность поддерживать диалоги, а также способствует развитию писательских наклонностей, рекомендуется вовлекать в такую работу учащихся неусидчивых, холериков по натуре.

7 . Создание сценария, постановка того или иного видео клипа, либо спектакля также дает возможность проявить учащимся свою артистическую натуру, нестандартность мышления. При такой работе нельзя сковывать работу учащихся каким – либо «табу», в данной работе учитель только «направляющий».

8. Организация вечеров, КВН. Один из вариантов развития творческой инициативы учащихся. Ребятам можно предложить самостоятельно подготовить сценарий КВН по сказкам с девизом « Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Чем вы больше будете давать возможность учащимся творить, тем более

Шансов получить творческую натуру. Помните «Станиславскими не рождаются, ими становятся»

Наши рекомендации