Задача № 4 (по Сапоговой Е.Е.).

ПСИХОЛОГИЯ

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Предмет, задачи и особенности психологической науки

Задача № 1 (по Сапоговой Е.Е.)

Что из приведенного списка относится к психологи­ческим фактам, что — к психическим явлениям, а что не является ни тем и ни другим и почему?

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцина­ция, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, спо­собности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, обще­ние, воинственность.

Ответ.

Психологические факты: поведение, низкая адаптация к темноте, бессонница, галлюцинации, творчество, обучаемость, идеалы, бесстрашие, иллюзия, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, трудолюбие, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, обида, счастье, общение, воинственность.

Психологические явления: мышление, память, вера, эмпатия, способности, рефлексия, сон.

Колики в желудке, дыхание, зубная боль, озноб, потливость, голод относятся к физиологическим проявлениям.

Задача № 2 (по Сапоговой Е.Е.)

Выберите правильные ответы из предложенных ва­риантов.

1. Изучением связей между нервной системой и функционированием пси­хики занимается... а) зоопсихология; б) психофармакология; в) психо­физиология; г) генетическая психология; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Детская психология выделяется по... а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по критерию развития; в) по деятельностному критерию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Психология труда занимается изучением... а) развития трудовых на­выков; б) профессиональных качеств; в) профессиональных способнос­тей; г) психологических условий труда;д) все ответы верны; е) все отве­ты неверны.

Задача № 3 (по Сапоговой Е.Е.)

Проанализируйте следующий текст и ответьте на поставленный в нем вопрос. Чем объяснить, что между мыслью и действием не всегда есть однозначное соответствие? В чем ценность метода наблюдения и в чем его недостатки?

Психика человека не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты и стремления проявляются в делах и поступках. А они доступны объективному внешнему наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение — могучий метод естествознания. И его широко используют, но... Скажите, одинаково ли вы ведете себя наедине с самим собой и когда знаете, что вас изучают, наблюдают за вами?

Ответ. Связь между мыслью и действием очевидна: тот, у кого есть идея, желает ее реализовать. Но именно чувство и действие связаны наиболее сильно.

Почему, когда вы испытываете любовь или гнев, это чувство сразу же прокладывает путь до физического плана? Хотите вы того или нет, но вы делаете соответствующие жесты. Любите кого-нибудь, и вас инстинктивно что-то будет побуждать улыбаться ему, ласкать его, обнимать. Будьте им раздражены – и вам придется прилагать немало усилий, чтобы не испепелять его взглядом или не ударить его. Каждое чувство проявляется через определенные жесты. Верно и обратное: примите восхищенный вид и будете действительно восхищены. Сделайте вид, что вам все противно, и так и будет. Так же как чувства неизбежно влекут некоторые жесты, так же жесты влекут соответствующие чувства. Вот законы, которые надо осознавать, чтобы пол Как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п. Наблюдение дает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.

Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального объекта в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях.

В особенности это относится к включенному наблюдению: применение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно значимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычно скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением индивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образцы поведения и более точно, чем в случае применения других методов, предсказать появление их в будущей ситуации.

Наблюдая все разнообразие коллективных и индивидуальных проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать интересные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще неизвестно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с различных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.

Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблюдения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.

Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведется одним человеком, это может иметь свои отрицательные последствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их место в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впечатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.

Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую, процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.

Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлечения дополнительной информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения.

Задача № 4 (по Сапоговой Е.Е.).

Допишите продолжение следующих утверждений.

1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий...

Ответ. зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

2. Принцип единства сознания и деятельности означает...

Ответ. что деятельность и сознание - это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

3. Психика может быть правильно понята, только если она рассматривается...

Ответ. в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Наши рекомендации