Способы взаимодействия индивида с реальностью
Различают четыре разных способа взаимодействия индивида с реальностью: противодействие, уход от реальности, игнорирование, приспособление.
Противодействие встречается в двух вариантах:
1) индивид сознательно пытается разрушать ненавистную
ему реальность, изменять ее в соответствии с собственными ус
тановками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с ко
торыми он сталкивается, обусловлены факторами действитель
ности, и единственным способом достижения своих целей явля
ется борьба с нею, попытка переделать реальность под себя или
извлечь максимальную выгоду из нарушения норм общественно
го поведения. При этом ответом со стороны действительности
по отношению к такому индивиду становится также противо
действие, изгнание или попытка изменить индивида;
2) противостояние реальности обусловлено признаками пси
хической патологии и психопатологическими расстройствами
(например, параноидными), при которых окружающий мир вос
принимается враждебным в связи с субъективным искажением
его восприятия и понимания. Симптомы психического заболе
вания нарушают возможность адекватно оценить мотивы по
ступков окружавших и вследствие этого эффективное взаимо
действие с окружением становится затруднительным. Если при
противостоянии реальности здоровый человек осознанно выби
рает путь борьбы с действительностью, то при болезненном
противостоянии у психически больного человека данный способ
взаимодействия является единственным и вынужденным.
Уход от реальности. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые считают себя неспособными адаптироваться к действительности, а действительность — «не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливаться».
Игнорирование реальности. Проявляется обособленностью жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни противодействия, ни ухода от реальности. Человек существует кик бы сам по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа
повышенно одаренных, талантливых людей с гиперспособностями в какой-либо одной области.
Приспособление к реальности.Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, также, как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное поведение.
Типы девиантного поведения
Для того чтобы оценить типы девиантного поведения необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться. Выделяет следующие нормы, которым следуют люди:
правовые нормы;
- нравственные нормы;
- эстетические нормы.
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на четыре типа: делинквентное, аддиктивное, пато-характерологическое, патохарактерологическое на базе гиперспособностей.
Делинквентное поведение
Правонарушения делятся на преступления и проступки. Деликт - это проступок. Поэтому делинквентное поведение представляет собой один из наиболее «мягких» вариантов отклоняющегося поведения, которое только в крайних своих проявлениях является уголовно-наказуемым.
На этом основании делинквентное поведение и отличают от криминального (явно преступного) поведения. Однако суть про-
ступка (деликта) заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности. Деликт отличается от преступления мотивами совершения противоправного деяния.
К. К. Платонов выделил пять типов личности преступников, поведение которых побуждается:
1) соответствующими взглядами и привычками, внутрен
ней тягой к повторным преступлениям;
2) неустойчивостью внутреннего мира, человек совершает
преступления под влиянием сложившихся обстоятельств или
окружающих лиц;
3) высоким уровнем правосознания, но пассивным отно
шением к другим нарушителям правовых норм;
4) не только высоким уровнем правосознания, но и актив
ным противодействием или попытками противодействия при
нарушении правовых норм другими;
5) возможностью только случайного преступления.
К лицам с делинквентным поведением относятся представители второй, третьей и пятой групп.
У них, если говорить о механизмах делинквентного поведения, в рамках волевого сознательного действия нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта (проступка). Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешних обстоятельств, совершают противоправные деяния, не представляя их последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе и для самого человека) последствий. Нередко делинквентные действия опосредуются ситуативно-импульсными или аффектогенными мотивами. В основе ситуативно-импульсных преступных действий лежит тенденция к разрешению внутреннего конфликта, под которым в данном случае понимается наличие неудовлетворенной потребности (С. А. Арсентьев).
Реализуются ситуативно-импульсные мотивы, как правило, без этапа предварительного планирования и выбора адекватных
объектов, целей, способов и программы действия для удовлетворения актуальной потребности.
Типичным примером делинквентного поведения является поведение, побуждаемое озорством или желанием развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (или еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе. С целью привлечения внимания к собственной персоне («на спор») молодой человек может попытаться залезть на телевизионную башню или украсть у учителя записную книжку.
3.2. Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение представляет собой одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, которое проявляется в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредствам приема некоторых веществ. Основным мотивом лиц, склонных к аддик-тивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Жизнь видится им неинтересной, в силу ее обыденности и однообразия. Они не приемлют того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы.
У индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер - в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.
Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (В. Segal):
1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жиз
ни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с
внешне проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом пе
ред стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду.
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
6. Стремление уходить от ответственности в принятии ре
шений.
7. Стереотипность, повторяемость поведения.
8. Зависимость.
9. Тревожность.
В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель - человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для
них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.
У аддиктивной личности наблюдается феномен «жажды острых ощущений» (В. А. Петровский) - это нечто вроде постоянного эмоционального голода. Но не только.
По мнение Е. Bern, у человека существует шесть видов голода:
1) голод по сенсорной стимуляции;
2) голод по признанию;
3) голод по контакту и физическому поглаживанию;
4) сексуальный голод;
5) голод по структурированию времени;
6) голод по инцидентам.
У субъекта с аддиктивным типом поведения каждый из перечисленных видов голода обострен. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает предпочтение громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), стремится к неординарности поступков (в том числе, сексуальных), пытается заполнить время яркими событиями. Вместе с тем объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у адцикгивных личностей «скрытый комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, что неспособны «жить как люди». Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, аддикты переходят сразу к завышенной, минуя адекватную «качели оценок». При этом проявление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях.