Требования к курсовой и дипломной работе

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ (проектов)

Бакалавра

по направлению 030600 –

«Журналистика»

  Разработчики Майданова Людмила Михайловна,
  доктор филологических наук, профессор Уфимцева Наталья Павловна, кандидат филологических наук, доцент

Екатеринбург


  УТВЕРЖДАЮ:  
  Декан факультета телерадиожурналистики _________________ С.Д. Балмаева   «______» ______________ 2010 г.    
ПРИНЯТО: ученым советом факультета телерадиожурналистики    
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Протоколом заседания кафедры телерадиожурналистики № 1 от «______» __________ 2010 г.    

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Майданова Л.М., Уфимцева Н.П., 2010

Оглавление

I. Введение. 4

II. График выполнения курсовой и дипломной работы.. 7

III. Роль научного руководителя. 9

IV. Этапы написания курсовой и дипломной работы.. 10

V. Методические рекомендации по сбору эмпирического материала 11

VI. Методические рекомендации по изучению литературы.. 14

VII. Методические рекомендации по анализу материала. 19

IX. Требования к оформлению курсовой и дипломной работы.. 27

X. Защита курсовой работы.. 29

XI. Защита дипломной работы.. 30

XII. Приложения. 33

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ (проектов)составлены для студентов направления 030600 «Журналистика»

Введение

Цель методических указаний – установить для студентов единые правила подготовки, оформления и защиты курсовых и дипломной работ.

В течение учебного процесса студент очного отделения факультета телерадиожурналистики должен подготовить и защитить три курсовые работы – на 1, 2 и 3 курсах. Завершающим этапом – на 4 курсе – является подготовка и защита дипломной (выпускной квалификационной) работы. Студент заочного отделения готовит и защищает три курсовые работы (на 2, 3 и 4 курсах) и дипломную (выпускную квалификационную) работу на 5 курсе.

Курсовая работа– это научная квалификационная работа, которая должна продемонстрировать уровень научной подготовки студента: умение выбрать тему исследования, собрать необходимый для этого материал, сформулировать проблему, в свете которой научное исследование будет актуальным и практически полезным, изучить научную литературу по теме. Курсовая работа, помимо анализа литературы, обязательно включает собственное исследование студентом журналистской практики.

Дипломная работа – наиболее серьезное и ответственное научное (научно-практическое) исследование. Дипломная работа завершает курс обучения в высшем учебном заведении и является выпускной квалификационной работой бакалавра. Она свидетельствует о научной эрудиции и аналитических навыках студента, об уровне знаний и степени профессиональной зрелости выпускника. Цель дипломного проектирования – систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом при изучении общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин.

Существуют два вида курсовой и дипломной работы:

1) исследовательская работа – по основным проблемам истории, теории и практики средств массовой информации;

2) творческая – журналистские материалы бакалавра за период обучения и их теоретико-практическое осмысление.

В работе исследовательского характера бакалавр должен обнаружить достаточную степень ориентированности в общих проблемах журналистики и в избранной теме, умение собрать и проанализировать необходимый в связи с этим материал, сформулировать четкие и обоснованные выводы, используя теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения. Исследовательскаяработа базируется на изучении существующих СМИ (журналов, газет, телеканалов, радиостанций, интернет-СМИ) и представляет собой самостоятельное научное исследование актуальных проблем, связанных с функционированием СМИ в обществе, и в результате формулировку новых закономерностей, характеризующих современные процессы в сфере массовых коммуникаций.

В работе творческого характера бакалавр должен продемонстрировать достаточную степень практического овладения методами и приемами журналистской деятельности, а также теоретическое осмысление представленного направления журналистской работы и типа журналистского творчества. Творческаяработа базируется на собственном журналистском творчестве студента и прежде всего должна свидетельствовать об уровне его профессионального мастерства. Важнейшая часть творческой работы – журналистские публикации, записи телепрограмм, модели, проекты и другие работы в сфере журналистики, осуществленные студентом. Как в теоретической, так и в практической части творческой курсовой или дипломной работы студенту следует продемонстрировать умение анализировать социальные, политические, экономические и другие проблемы. Творческая работа рекомендуется студентам, уже во время учебы активно сотрудничавшим со средствами массовой информации.

Требования к курсовой и дипломной работе

К курсовой и дипломной работе предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются:

• новизна и актуальность выбранной темы;

• глубина анализа материала и полнота раскрытия темы;

• теоретическая ценность и практическая значимость работы;

• самостоятельность выводов;

• стройность композиции работы;

• логичность и грамотность изложения;

• отсутствие опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок.

I. График выполнения курсовых и дипломной работ

Курсовая работа № 1

Очное отделение

Студенты очного отделения выполняют первую курсовую работу во втором (весеннем) семестре 1 курса. Деканат предоставляет студентам список тем и руководителей курсовых работ и назначает три консультации в течение февраля и марта текущего учебного года. На консультациях преподаватель объясняет, как работать с источниками, как собирать и обрабатывать материал, как формулировать цели, задачи, выводы исследования, какова структура курсовой работы, и, наконец, консультирует каждого студента по его теме. В середине апреля студенты сдают на проверку научному руководителю черновик, в десятых числах мая – чистовик. После этого, в 20-х числах мая, проводится защита курсовой работы

Заочное отделение

Студенты 2 курса получают тему работы и консультации научного руководителя в зимнюю сессию текущего учебного года, защищают курсовую – в летнюю сессию.

Курсовые работы № 2 и 3

Очное отделение

Работы выполняются, соответственно, на 2 и 3 курсах дневного отделения.

Студенты очного отделения выбирают тему и научного руководителя курсовой работы из предоставленных деканатом списков в осеннем семестре текущего учебного года. В течение ноября-декабря студенты получают задания и индивидуальные консультации. Защита проводится в 20-х числах мая текущего учебного года.

Заочное отделение

Работы выполняются на 3 и 4 курсах.

Студенты заочного отделения выбирают тему и научного руководителя курсовой работы, а также получают индивидуальные консультации и задания в зимнюю сессию текущего учебного года. Защита проводится через полгода, в летнюю сессию.

Курсовая работа № 1 посвящена лингвистической тематике, для курсовых работ № 2 и № 3 студент выбирает тему, исходя из своих профессиональных интересов и предпочтений (в том числе это может быть и лингвистическая работа). Курсовая работа № 3 должна носить междисциплинарный характер.

Дипломная работа

В дипломной работе студент может продолжить исследование, проведенное в курсовых, а может выбрать и новую для себя тему. Он также может предложить собственную тему, обсудив ее с преподавателем, согласившимся выступить в качестве научного руководителя.

Студенты 4 курса очного отделения и 5 курса заочного отделения пишут заявление на дипломную работу в октябре последнего учебного года (см. приложение 1). Все темы рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры телерадиожурналистики. Более подробный график работы над дипломным проектом – в разделе XI «Защита дипломной работы» данного пособия.

Студенты факультета телерадиожурналистики Гуманитарного университета при подготовке, сдаче и защите курсовых и дипломных работ обязаны руководствоваться также распоряжениями декана факультета, в том числе касающимися конкретных сроков сдачи работ, предварительной защиты и защиты.

II. Функции научного руководителя

Научным руководителем курсовой и дипломной работы может стать преподаватель факультета телерадиожурналистики или журналист-практик, способный выступать экспертом по проблемам, которые рассматриваются в работе.

Научный руководитель осуществляет научно-методическое руководство работой, помогает студенту выделить наиболее важные и актуальные теоретические и практические аспекты темы; оказывает помощь в составлении плана работы, в выборе литературы и эмпирического материала; устанавливает календарные сроки выполнения всей работы и отдельных ее частей, контролирует весь этот процесс.

III. Этапы написания курсовой и дипломной работы

  1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
  2. Формулирование гипотез исследования.
  3. Подбор литературы, изучение источников, сбор эмпирического материала.
  4. Обработка полученной информации (с помощью общелогических операций анализа и синтеза; во многих случаях необходимо использование социологических методов: контент-анализа и др.).
  5. Составление плана работы.
  6. Написание и оформление работы.
  7. Доработка и исправление черновика с учетом замечаний научного руководителя.
  8. Защита работы.

Тема дипломной работы должна быть сформулирована достаточно узко, но разработана серьезно и глубоко. Чем конкретнее тема, тем достижимее успех. Например, тема «Замысел ток-шоу и средства его реализации («К барьеру», «Гордон Кихот»)» более перспективна, чем тема «Ток-шоу на телевидении».

Иногда в ходе работы над дипломом, по мере накопления и анализа новых данных, студент приходит к выводу, что формулировка темы нуждается в уточнении. При согласии научного руководителя она может быть скорректирована. Но, как правило, при серьезном отношении студента к работе, речь идет именно об отдельных уточнениях, а не о полном изменении темы.

Календарный план работы согласуется с научным руководителем. Предоставление календарного плана в деканат не требуется. Вопросы, касающиеся обязательности календарного плана и его оформления в письменной форме, решает научный руководитель по своему усмотрению. В процессе работы план может уточняться: могут расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

IV. Методические рекомендации по сбору эмпирического материала

Когда выбрана тема, нужно решить, на каком материале будет выполняться работа, а затем собрать этот материал. Способы сбора и накопления материала зависят от того, какую область СМИ будет изучать студент.

Печатные материалы

Если изучается явление, существующее на уровне текста, то студент набирает достаточное для анализа количество текстов, отвечающих теме. С научным руководителем он определяет и это количество, и круг газет, журналов или интернет-публикаций, которые будут использоваться для извлечения нужных материалов.

Если изучается явление, существующее на уровне высказывания, нужные фрагменты текстов студент выписывает на карточки, из которых складывается картотека – база последующего анализа материала.

Каким бы ни был по своей природе зафиксированный факт, он включается в базу анализа только при условии точного документирования: указывается название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала, год, число и месяц для интернет-публикации), страница для журнала и еженедельника, режим доступа для интернет-публикации.

Например:

Лит. газета. 2010. 2–8 марта

(или: 2010. № 8)

Русский репортер. 2010. 10–17 февр.

(или: 2010. № 5)

Режим доступа: http://www.rian.ru/infografika/20110330/359236801.html

Обозначения месяцев: янв., февр., март, апр., май, июнь, июль, авг., сент., окт., нояб., дек.

Аудио-, видеоматериалы

Если изучаются радио- или телевыступления, материал студент записывает на диск (флэш-память), а затем расшифровывает. Результаты расшифровки и являются предметом анализа. Этот материал также документируется, т.е. указывается программа, дата выхода в эфир и канал вещания. Расшифровки включаются в приложения.

Образцы расшифровки (предоставлены Ю.Ивановой и А.Ку­ли­ковой):

Андрей Караулов (далее сокращенно: А.К.):

– Добрый вечер. Добрый вечер, дамы и господа. В эфире пе­­ре­­­дача «Момент истины». Тема разговора сегодня, как и всегда, собственно говоря, непростая... У меня в руках... статья... моего ста­­рого знакомого – гостя нашей программы бизнесмена, предпри­нимателя, фабриканта Александра Паникина, владельца концерна «Панинтер», хотя сказать, не самое удачное название «Панинтер», Caш, без интера можно было тоже обойт... просто «Пан», но Паникин в статье утвер­ждает: «Власть зарабатывает на том, что не дает работать». Парадокс? Пожалуйста, Caш, прошу, вам слово.

Паникин Александр Степанович (далее: П.А.):

– Какой же парадокс? В общем, легко в цифрах там вот в этой статье не просто голословное утверждение – там приведены циф­ры. Я не буду давать подробности, скажу итог: если предприя­тие рабо­тает по тем законам, которые сегодня... нам предложены экономически: налоговые и так далее... Вернее, экономические законы суще­ствуют, предложены, и та налоговая политика, которая проводится, если по законам этой налоговой политики любое предприятие будет работать, оно работать не сможет. Ну, собст­венно говоря, это далеко не секрет сейчас, это уже все как-то по­нимают, но из этого не хочет и не может сделать вывод: что все работающие сегодня в экономике – преступники. Значит, раз это так...

А.К. – Абсолютно все?

П.А. – Абсолютно все.

Момент истины. 1999. 26 мая. 4-й канал.

Виталий Ушканов (далее: В.У.):

– На Российском радио передача «Персона грата».

На вопрос, где ты живешь, мало кто с ходу отвечает: «В Рос­сии». Обычно говорят: в Москве, в Казани, в Рязани. Именно родной город называет нормальный человек, отвечая на этот вопрос. И его житье-бытье этого нормального человека зависит во многом от власти муни­ципальной: дом, квартира, магазин, транспорт – все то, из чего складывается повседневная обычная жизнь. Сегод­ня у нас в гостях мэр одного из крупнейших южных городов России, Глава администрации Ставрополя – Михаил Кузьмин. Здравствуйте, Михаил Юрьевич. Вот если судить о жизни по газетам, по информационным программам, то ваш город – столица одного из красных регионов, граничащая с неспокойными кавказскими рес­публиками и прочее и прочее. Вот какое определение вы бы дали? Ставрополь для вас – это?

Михаил Кузьмин (далее: М.К.):

– Но это прежде всего родина. Моя родина, но я хочу сказать, что один поэт ставропольский сказал примерно так: «Твоими, Став­рополь, глазами глядит Россия на Кавказ». То есть это уникальный регион со своими традициями, со своими обычаями, э... центр, мо­жет быть, культурных связей, это центр экономики, то есть со своими жителями, со своими проблемами, сложностями, инте­ресами.

Персона грата. 1999. 26 мая. Радио России.

При работе над творческим курсовым или дипломным проектом студент готовит собственные публикации, записи телепрограмм или иные материалы, связанные с его профессиональной деятельностью и необходимые для раскрытия темы.

V. Методические рекомендации по изучению литературы

Следующей важнейшей стадией работы над курсовой и дипломной работой является ознакомление с имеющейся по данному вопросу критической или теоретической литературой, в ходе которого становится понятна степень изученности проблемы.

При подготовке курсовой и дипломной работы используются монографии, учебники и учебные пособия, справочники, словари, сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в периодической печати, а также материалы информационной сети Интернет и электронных баз данных.

Обычно процесс изучения литературы осуществляется в два этапа.

Первый этап. Когда выбрана тема и, возможно, подобраны пер­вые материалы, студент изучает научные работы, создающие базу для уяснения сути явления. Например, если рассматриваются выразительные языко­вые средства рекламы, прочитывается нес­колько работ, в ко­торых объясняется, что такое реклама, какие во­обще вырази­тельные сред­ства существуют в речи (не только в рек­ламе). Если изучаются рече­вые тактики, то на этом этапе нуж­но прочитать нес­колько работ, ана­лизирующих целеполагание в ре­чевой деятель­ности и средства достижения этих целей. Если исследование посвящено жанру, изучается несколько работ по проб­леме жанра вообще и по данному жанру в частности. Изуче­ние этой литературы помогает в сборе материала и затем создает базу для его анализа.

Второй этап. Анализ материала, его классификация по тем или иным основаниям, выяснение функций изучаемого явления в журналистском произведении требуют привлечения дополнительной литературы, в которой освещаются отдельные сто­роны явления. Напри­мер, если в рекламе обнаружены прием калам­бура и эффект обманутого ожидания, подбирается и изуча­ется литература по средствам создания комического эффекта. Исследование жанра репортажа заставит обратиться к литературе, описывающей семантику глагольного времени. Поскольку рече­вые тактики реализуются с помощью языковых средств, в инте­ресах точности анализа необходимо изучить литературу, в ко­торой эти средства охарактеризованы.

Конспектирование. Не нужно жалеть времени на конспекти­рование литературы. Хорошо выполненный конспект – это такой же достойный экземпляр личной библиотеки, как и книга, им можно пользоваться и после того, как работа написана и успешно защищена. Конспекты можно оформлять в письменном и электронном виде (в этом случае для каждого литературного источника нужно создать отдельный файл и вносить в него данные по всем правилам оформления конспекта). Правила следующие:

1. Необходимо точно указывать фамилию и, если возможно, полностью имя и отчество автора (это особенно важно, когда фамилия не склоняется и когда она не склоняется в случае отнесенности к женщине).

2. Нужно точно указывать название работы и выходные данные, отмечать общее количество страниц. Если материал взят из периодического издания, указываются название газеты или журнала, дата выхода (год, число и месяц для газеты, год и номер для журнала), страница для журнала и еженедельника.

3. Выписки из книги или статьи могут быть точными и не­точными (сокращенными, в пересказе). Лучше выбрать значки для того и другого случая и пользоваться ими, чтобы обезопасить себя от неточного цитирования.

4. Обязательно нужно указывать, с какой страницы сделана выписка.

Например:

Иссерс Оксана Сергеевна. Коммуникативные стратегии и так­тики русской речи. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. 285 с.

С. 10. = Речевая коммуникация – это стратегический процесс, ба­зисом для него является выбор оптимальных языковых ре­сур­сов. Передача со­общений в процессе коммуникации может быть рассмотрена как серия решений говорящего.

С.10. ! Решения: передать или не передать сообщение, опре­делить семантический «ракурс», выбрать лексическое наполнение, поверхност­ную синтаксическую структуру, последовательность фраз и коммуника­тивных шагов.

= – точное цитирование

! – неточное цитирование

Прочитанная литература в тексте курсовой и дипломной работы будет упо­минать­ся и цитироваться.

Наши рекомендации