Тема 2. Общение в больших группах

Общение в больших группах, которое иногда называют массовым общением, выступает в двух видах. Во-первых, в виде множественных, но мимолетных контактов людей (на улице, в транспорте, на работе, в магазине и т.д.), составляющих своеобразный “фон” существования человека. Общение это носит, как правило, ситуативно-ролевой характер, то есть люди, выступающие как партнеры общения, действуют в рамках конкретных социальных ролей (продавец - покупатель, пассажир - контролер, врач - пациент и т.д.).

Во-вторых, массовое общение выступает в виде массовой коммуникации - специфического опосредованного процесса обмена информацией между большими группами людей. Информация, адресованная не отдельным лицам, а массе, большим социальным группам может передаваться с помощью технических средств, таких как радио, телевидение, пресса. Особенностью этого вида общения является отсутствие или затрудненность обратной связи. Мы можем быть не согласны с телекомментатором или журналистом, но наше мнение может дойти до них с большим опозданием, да и то если мы напишем письмо. Но и в этом случае мы, скорее всего, не узнаем реакцию журналиста на наше с ним несогласие (или согласие).

Иногда наряду с официальной массовой коммуникацией выделяют неофициальную: слухи, сплетни, толки, довольно часто передающиеся без всякого участие технических средств. Эти два вида массовой коммуникации не существуют изолированно, они постоянно соприкасаются, взаимодействуют. Непроверенные слухи частенько появляются на страницах печати, а, например, описание жизни поп-звезд или политиков становятся источниками сплетен.

Массовое общение явление очень разнообразное и нельзя, видимо, сводить его только к обмену словесной информацией. Люди способны передавать свои мысли, чувства, стремления совершенно иным средствами, такими как живопись, поэзия, музыка и т.д. Художественные средства тоже выполняют в обществе функцию средств массовой коммуникации и имеют огромное значения для процесса социализации, воспитания, для укрепления общегруппового единства, формирования чувства гордости за свою группу. Роль этих средств в условиях больших социальных групп тем более важна, что в них затруднены непосредственные контакты и общество вынуждено воздействовать на своих членов опосредованно.

Вопросы и задания

1. Чем большие группы отличаются от малых?

2. Назовите виды больших групп?

3. Какие группы называются неорганизованными или стихийными?

4. Дайте характеристику массе, толпе и публике.

5. В чем особенность общения в больших социальных группах.

6. Что такое массовая коммуникация?

Задания

1. К каким видам больших социальных групп можно отнести следующие общности: а) болельщики на стадионе, б) студенты университета, в) зрители в кинотеатре, г) пассажиры “Титаника” во время крушения, д) политическая партия, е) посетители дискотеки, ж) представители какой-либо национальности?

2. Подумайте: какие функции в обществе выполняют средства массовой коммуникации?

РАЗДЕЛ 5. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Прикладная социальная психология, будучи частью социальной психологии выступает в двух аспектах: как социальная практика и как теория. Нас интересует, прежде всего, практический аспект. Он складывается из следующих направлений:

- социально-психологическая диагностика,

- социально-психологическое консультирование,

- социально-психологическое воздействие или применение социально-психологических технологий, оказание социально-психологической помощи.

В повседневной деятельности социального психолога эти направления существуют слитно, но в каждом из них есть своя специфика, свои методы.

Наши рекомендации