Разновидности больших групп

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

· социальные классы;

· различные этнические группы;

· профессиональные группы;

· возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Этнические группы

Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы

Народность-это этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Нация- это автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык , религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Толпа

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия

Различают четыре основных типа толпы: случайную; конвенциональную; экспрессивную; активную.


28) Понятие конфликта, функции, виды конфликтов.

Конфликты -- одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Функция конфликта

Имея значительный энергетический потенциал, конфликт играет большую роль в регуляции поведения и деятельности людей. Исходя из того, что конфликт, как правило, сопровождают острые негативные эмоциональные переживания, чаще отмечают его негативных функциях.

негативным (деструктивных) функций конфликта относятся такие. В области внутри- личностных конфликтов такой конфликт приводит к психологическому дискомфорту личности, ее эмоциональной нестабильности, нервозности, неуверенности в себе, отсутствие положительной жизненной программы, перспективной линии жизни и даже к «ломки» личности в целом.

Межличностные и внутригрупповые конфликты сопровождаются такими негативными проявлениями:

• нарушают систему коммуникаций и взаимоотношений между людьми;

• мешают достижению целей организации;

• ослабляют групповую единство;

• ставят под угрозу интересы конкретных участников конфликта;

• подрывают их авторитет и лишают поддержки окружения;

• приводят к безрезультатного расходования энергии и ресурсов;

• вызывают появление новых конфликтов;

• способствуют возникновению враждебности, насилия и жестокости;

• акцентируют внимание на необходимости достижения «победы» в конфликте, а не на решении проблемы;

• вызывают чувство неудовлетворенности и негативный эмоциональное состояние у участников конфликта и т.д.

Внутриличностный конфликт, кроме всего прочего, способствует самоанализу личности, самоосмысления своих потребностей, интересов, выделению наиболее приоритетных, осознанию своих взаимоотношений с людьми, самосовершенствованию личности (на основе чувство недовольства собой. Они способствуют осмыслению различных жалоб и претензий; обнаруживают разные взгляды на проблему; дают возможность эффективно принимать групповые решения; способствуют внедрению определенных норм поведения; объединяют людей, имеющих общие взгляды и интересы; дают возможность людям выразить свои мысли, способствуя их самореализации и самоутверждению т.д.

Виды конфликтов

Межгрупповые конфликты вообще ставят под угрозу стабильность определенного социального объединения (или отдельная организация или общество в целом); меняют приоритеты определенных социальных групп; мешают внедрению нововведений и реформ, способствующих возникновению кризисных ситуаций; могут приводить даже к жертвам и кровопролитию (социально -Политические и военные конфликты.

Организационные конфликты возникают в рамках служебных отношений между различными категориями работников предприятий.

Иерархические конфликты характерны для организационных структур с многоуровневым управлением. Примером такого конфликта могут быть разногласия между менеджером и подчиненным по поводу сроков выполнения работы или оплаты труда.

Межфункциональные конфликты преимущественно возникают между сотрудниками разного ранга функциональных подразделений. Примером может быть конфликт между конструктором и технологом по поводу выполнения совместной работы, но с помощью различных вариантов проектных решений.

Линейно-штабные конфликты обычно являются следствием несовершенной структуры управления предприятием, поскольку, например, высшим руководством недостаточно четко определен порядок взаимодействия между линейными и функциональными подразделения.

29) Определение малой группы в социальной психологии. Виды малых групп.
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

Формальные группы– это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Они функционируют в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. В то же время неформальные группы образуются на основе личностных предпочтений их членов на основе совпадения их интересов, за пределами существующих корпоративных правил и требований.

Диффузные группыпредставлены случайными объединениями людей на основе общих эмоций и переживаний. В свою очередь сплоченные группы отличаются тесными взаимоотношениями людей.

Весьма существенное влияние на людей оказывают референтные группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы объединяют людей лишь в целях совместной учебной, производственной и т.д. деятельности.


30) Основные методы социальной психологии, исследования и обучения.
Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.
Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.
В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития

Основные методы социально- психологического исследования и обучения))

Основными исследовательскими методами являются наблю­дение и эксперимент. Они применяются во многих науках, по­этому относятся к общенаучным методам исследования. Это одни из основных методов естественных наук, используемые при изучении многообразных явлений природы.
Наблюдение — описательный (неэкспериментальный) иссле­довательский метод состоящий в целенаправленном, организо­ванном восприятии и регистрации поведения объекта. Наблюдение, наряду с самонаблюде­нием, является старейшим исследовательским методом.

Применяется наблюдение для сбора информации, эмпири­ческого изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п.

Эксперимент- это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Как и наблюдение, эксперимент считается основным ис­следовательским методом. Но если при наблюдении исследова­тель пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые усло­вия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого, т. е. человека, с которым проводится опыт (испытание). Существуют два вида эксперимента: лабораторный и есте­ственный. Лабораторный эксперимент - это изучение какой-либо реальной деятельности с большой точностью регистрации и заме­ров в искусственных, лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда необходимо полу­чить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях,
Этот вид эксперимента имеет большое значение при иссле­довании физиологических механизмов тех или иных проявле­ний человека. Успешно применяется лабораторный эксперимент и для изучения отдельных познавательных процессов (ощуще­ния, восприятия, памяти).

Лабораторный эксперимент обеспечивает глубокое и всесто­роннее изучение психической деятельности людей. Успехи со­временной научной психологии были бы невозможны без применения этого метода. Однако наряду с достоинствами лабо­раторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наи­более существенный недостаток этого метода — его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушениям естественного хода психических про­цессов, а следовательно, к неправильному выводу.
Естественный эксперимент - особый вид психологическо­го эксперимента, разработанный известным психологом А. Ф. Лазурским для педагогических исследований, в отличие от ла­бораторного, проводится в обычной для испытуемого обстанов­ке.


31) Развитие речи в онтогенезе. Как развивается от рождения.
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рождение

Наши рекомендации