Интеллектуальные шкалы Д. Векслера
Тест Д.Векслера относится к числу индивидуальных и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым. Методика широко используется в психологической, педагогической и медицинской практике, его применению посвящено свыше 2000 публикаций. Первая версия была предложена в 1939 году для диагностики интеллекта людей с 7 до 69 лет.
Согласно модели Д. Векслера, общий интеллект выражен через вербальную и невербальную составляющие, а также ряд специфических факторов, соответствующих отдельным интеллектуальным способностям. По мнению Б.Г. Ананьева, связь между вербальным и невербальным интеллектом составляет ядро структуры интеллекта. В структуре общих способностей вербальный фактор выступает в качестве видоспецифической способности человека, в большей степени контролируемой генетически, чем невербальный интеллект.
К достоинствам методики Д. Векслера необходимо отнести следующие:
1) многомерность и внутренняя разнородность методики обеспечивает оценку структуры индивидуального интеллекта;
2) есть возможность качественного анализа результатов на основании анализа протоколов;
3) индивидуальная процедура диагностики позволяет повысить надежность полученных данных.
В России адаптированы два варианта методики: тест WAIS, предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет) и тест WISC - для тестирования детей и подростков (с 5,5 до 16 лет). Тест включает в себя 11 субтестов, из них 6 составляют вербальную шкалу, 5 - невербальную.
Факторные исследования в рамках модели Д.Векслера показали устойчивое выделение трех интеллектуальных факторов: «вербального понимания», «перцептивной организации» и фактора «оперативной памяти/внимания». В качестве четвертого фактора в ряде работ выявляется фактор «скорости переработки информации».
Четыре указанных фактора введены в состав новой редакции методики, WISC-III.
Шкала вербальная
1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное решение каждого вопроса.
2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла.
3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.
4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.
5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.
6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.
Шкала невербальная
7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.
8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения - 20 секунд.
9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.
10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.
11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.
В дальнейшем были разработаны различные модификации «шкалы интеллекта»:
· Векслера интеллекта шкала для детей (1949 и 1974 г.г.), предназначенная для обследования детей в возрасте от 5 до 15 лет 11 месяцев, в которую входил дополнительный 12-ый субтест, альтернативный субтесту шифровки цифр;
· Векслера интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (1963 г.), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 лет. Она включает 11 субтестов, из которых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий шкалы для взрослых, остальные три разработаны специально для данной шкалы;
· сокращенные формы, включающие 4-6 субтестов (например, Краткий Векслера интеллекта тест).
Одним из важных достоинств Векслера интеллекта измерения шкалы является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемыми заданий субтестов. Однако при использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны.
Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования данных шкал предусматривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и невербальных субтестов. Согласно таблицам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки IQ-вербального, IQ-невербального и общего IQ-показателя. Интерпретация IQ-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой:
- при показателе IQ 130 и выше наблюдается весьма высокий интеллект;
-120-129 - высокий интеллект;
-110-119- «хорошая» норма;
- 90-109 - средний уровень;
- 80-89 - сниженная норма;
- 70-79 - пограничный уровень;
- 69 и ниже - умственный дефект.
При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта.
В ходе широкого и длительного применения данного теста в психодиагностике накоплено немало сведений о его надежности и валидности. Он отличается высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта.
В отечественных исследованиях шкалы Векслера нашли достаточно широкое распространение и были адаптированы и стандартизированы на отечественной выборке. Однако сведений об использовании в СНГ данного теста не имеется.