Активность как условие психического развития личности

Активность как условие психического развития личности - student2.ru

 
  Активность как условие психического развития личности - student2.ru


Имя

Активность как условие психического развития личности - student2.ru Самосознание (внутренняя позиция) Активность как условие психического развития личности - student2.ru Активность как условие психического развития личности - student2.ru Притязание на признание Деятельность · Эмоциональное общение · Предметная · Игровая · Продуктивные · виды Р Е Активность как условие психического развития личности - student2.ru Образ тела Б Е Н О К   Психологическое время личности Половая идентичность Социальное пространство · Учебная · Общественно полезная · Общение П О Д Р О С Т О К       · Учебно- профессиональная · Общение · Профессиональная ЮН ОША                  

Развитие по сути своей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие.

Гипотеза: что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды, т.е. индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды. Результаты исследований последних лет привели ученых к заключению, что люди выбирают (или создают) индивидуальную среду в соответствии со своей генетической индивидуальностью.

Механизм развития: имеет собственное конкретное содержание согласно определенной теории, проявляется как внутренние противоречия, которые нарастают, доходят до кульминационного момента и разрешаются. В результате совершается переход к новому качеству, появляются новообразования, новые механизмы, новые процессы и структуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др).

В.Г.Асеев: движущим противоречием в развитии является противоречие между относительно постоянной целевой установкой, фиксирующей желательное будущее и актуальной деятельностью, обусловленной личностно и социально.

О.М.Краснорядцева: в разрешении противоречия между образом мира и образом жизни проходит сама жизнь человека.

Механизмы развития личности: механизмом присвоения всесторонней человеческой сущности является идентификация; механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление (А.Маслоу, В.С.Мухина).

Возраст – это форма развития (В.И.Слободчиков). Возраст не развивается, а образуется как форма, целостная и завершенная. Происходит смена возраста. Категории «развитие», «возраст» и «периодизация» взаимосвязаны. Каждая из них без относительно других значения не имеет. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой. Существует несколько аспектов категории возраста:

  1. хронологический возраст – личный фактор человеческой жизни, возраст каждого отдельного человека, начиная с зачатия;
  2. биологический – состояние обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста;
  3. психологический – соотношение уровня психологического развития в нормативным среднестатистическим показателем;
  4. социальный – соотношение уровня социального развития с тем, что статистически нормально для сверстников (наполненность жизненными событиями, характер отношения к жизни);

5. субъективно-переживаемый возраст (внутренняя система отсчета, возрастное самосознание, возрастное самосознание, которое зависит от событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации).

Паспортный, интеллектуальный и «культурный» возрасты могут не совпадать.

Основания для периодизации:внешний критерий (биогенетический принцип, система воспитания и обучения); внутренний критерий (по определенной стороне развития); несколько существующих особенностей развития – «Только внутренние изменения самого развития, переломы и повороты в его течении могут быть основанием для выделения возрастов» - Л.С.Выготский.

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве (1965).

Новорожденный 1-10 дней

Грудной возраст 10 дней – 1 год

Раннее детство 1- 2 года

Первый период детства 3 -7 лет

Второй период детства 8 – 12 лет для мальчиков

8 – 11 лет для девочек

Подростковый возраст 13 – 16 лет для мальчиков

12 – 15 лет для девочек

Юношеский возраст 17 – 21 для юношей

16 – 20 для девушек

Средний (зрелый) возраст

Первый период 22 – 35 для мужчин

21 – 35 для женщин

Второй период 36 – 60 для мужчин

36 – 55 для женщин

Пожилой возраст 61 – 74 для мужчин

56 – 74 для женщин

Старческий возраст 75 – 90 для мужчин

и женщин

Долгожители Старше 90 лет

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966)

Первый цикл – утробный:

первая стадия – зигота (оплодотворенное яйцо);

вторая стадия – эмбрион (ранняя стадия биологического развития);

третья стадия – момент рождения (смена жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).

Второй цикл – детство: 0-11-13 лет

первая стадия – младенчество – от рождения до 18 месяцев жизни;

втора стадия – дошкольное детство – от 18 месяцев до 5 лет;

третья стадия – раннее школьное детство – от 5 до 11 – 13 лет.

Третий цикл – юность (взросление): 11 – 13 – 21 год

первая стадия – половое созревание – старшее школьное детство (ранняя юность) 11-13-15 лет;

вторая стадия – поздняя юность 15 – 21 год.

Четвертый цикл – взрослость: 21 – 65 лет

первая стадия – ранняя взрослость 21-25 лет;

вторая стадия – средняя взрослость 25 – 40 лет;

третья стадия – поздняя взрослость 40 – 55 лет;

четвертая стадия – предпенсионный возраст 55 – 65 лет.

Пятый цикл – старение от 65 – 70 лет:

первая стадия – «удаление от дел» 65 – 70 лет;

вторая стадия старость – 70 лет и более;

третья стадия – дряхлость, болезненная старость и смерть.

Наши рекомендации