Раздел 2. Характеристика и особенности дизайн – проектирования
В современной индустрии моды
Тема. 2.1. Основные этапы современного проектирования трикотажных изделий. Анализ предпроектного исследования. Особенности этапа: изготовление образца, выпуск минимальной партии, тиражирование изделия.
Современное проектирование костюма представляет системный подход к разработке изделий, моделей и включает несколько основных этапов:
- предпроектное исследование;
- поиск идеи;
- разработка идеи;
- изготовление образца;
- выпуск небольшой серии, с целью изучения спроса;
- тиражирование изделия.
Особенностью этапа предпроектного исследования является то, что в нем формируются основные средства и методы по которым будет строиться дальнейшая работа. Данный этап включает:
- определение цели;
- выявление и сбор информации;
- анализ проектной ситуации;
- определение доминирующих функций, соответствие их назначению;
- обобщение собранных данных;
- формирование конкретных проектных задач.
Следующий этап в проектировании костюма (поиск идеи) зависит от результатов предыдущего этапа и включает в себя:
- теоретический и чувственный анализ источников творчества или аналогов;
- выявление необходимых для решения поставленных проектных задач методов творчества (метод инверсии, метод аналогии, метод эмпатии, метод фантазии, метод «мозгового штурма», метод новых комбинаций).
Методы творчества:
Метод «мозгового штурма» - брейнсторминг. Этот метод был предложен Озборном и предназначен для продуцирования идеи и решений при работе в группе.
Существуют следующие правила проведения данного метода:
· · группа состоит из 5 – 10 человек одной профессиональной направленности или различной профессиональной направленности ,но с обязательным присутствием нескольких профессионалов.
· · Запрет критики, т.е. нельзя прерывать чужую идею.
· · Участники должны находиться в состоянии релаксации, т.е. состоянии психического и мышечного комфорта и расслабленности.
· · Все высказанные идеи необходимо фиксировать без указания автора.
· · Собранные материалы передаются группе экспертов.
Данная методика эффективна в различных сферах деятельности, 10 % ценных идей.
Этот метод заложен в основу метода синектики.
Метод синектики. Этот метод предусматривает 4 направления, основанных на аналогии, поэтому данный метод так же называется «методом аналогии».
1. 1. прямая аналогия, т.е. творческие проблемы решаются аналогично подобным заданиям.
2. 2. аналогия личностная - эмпатия. Данный метод предполагает войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения. Направлен на решение коммерческих задач. Необходимо четко ставить задачи.
3. 3. символическая аналогия. В данном методе в нескольких словах дается образное или девизное представление сути задачи.
4. 4. фантастическое направление аналогии. Автор перевоплощен в сказочного волшебника. Этот метод приемлем для креативных направлений. Включает создание позитивных и негативных образов.
Метод фокальных объектов. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый объект (фокальный) – т.е. находятся в фокусе внимания. В результате чего происходит неожиданные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию, традиционное решение.
Метод инверсии. Предполагает использование различных сочетаний в одном объекте в не стандартном варианте.
Метод новых комбинаций. Заключает в себе сочетание не сочетаемых комбинаций, т.е. разных объектов с нестандартным синтезом.
Метод контрольных вопросов. Способствует интенсификации поиска. Данный метод предусматривает применение наводящих вопросов. Вопросы необходимо тезисно записывать.
Метод морфологического анализа. Заключается в том, что выделяются главные характеристики объекта, затем по каждой из них разрабатываются варианты, элементы.
Этап разработки идеи включает многократный поиск решений, определяющих основные параметры первичных элементов в формообразовании моделей и определение средств гармонизации, композиционных связей, объединяющих в единое целое первичные элементы формы. Каждая проектируемая форма одежды, костюма состоит из следующих первичных элементов:
- геометрический вид формы в целом и ее частей;
- поверхность формы в целом и ее частей;
- конструктивные и декоративные линии формы;
- величина формы и ее частей;
- масса формы и ее частей;
- фактура материала, полотна;
- физико-математические свойства материала;
- орнамент, отделка, декор, отделочные материалы.
В дизайне костюма все стороны объекта (модели) необходимо брать в таких связях и взаимоотношениях, чтобы направить их на решение основной проектной задачи. Свойства костюма, как объемной формы, первичные элементы должны быть направлены на выражение и воплощение содержания, вкладываемого в модель (изделие) как со стороны функционально технической, так и художественно-эстетической, с учетом всех возможных вариаций с точки зрения социальной функции.
Этап, связанный с изготовлением образца, включает: выполнение основных параметров проектного задания с учетом особенностей разработанных моделей, используемого сырья, выбранного конструктивного и технологического решения.
Следующие два этапа характерны для проектирования моделей одежды, предназначенных для производства малыми и крупными партиями на промышленной основе.
Тема. 2.2. Характеристика основных первичных элементов формообразования в проектировании трикотажных изделий. Геометрический вид формы в целом и ее частей. Поверхность формы в целом. Конструктивные и декоративные линии в дизайне трикотажных изделий
Геометрический вид формы в целом и ее частей - это свойство формы определяется характером ее силуэта, степенью объемности, соподчинением частей.
Под силуэтом костюма понимается проекция объемной формы в плоскости, важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, т.к. для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Отсюда вытекает значение силуэта как средства выражения моды.
Историю современной моды принято делить по десятилетиям - мода 20,30,40,50-х годов и т.д. Деление это несколько условно, но опыт показывает, что оно целесообразно, так как десять лет - срок, за который обычно определенная мода успевает исчерпать свои возможности. Приход новой моды совершается постепенно и не имеет четких границ. Происходит как бы наслаивание одного стиля на другой. Даже в случае резких перемен моды можно определить заранее появление новых форм, линий, пропорций. Если не уловить этой закономерности в изменении моды, то можно оказаться неподготовленным к восприятию новой формы, не понять причин возникновения новых линий, рельефов и т.д.
Каждому периоду моды присущ свой стиль. Под стилем подразумевается совокупность черт, характеризующих определенное направление моды: пропорции человеческого тела, принятые этой модой за идеал, принцип цветового построения ансамбля, силуэтная форма одежды, принцип построения композиции, приемы кроя и т.д. Но, прежде всего отличительной чертой каждого десятилетия является принципиально иной подход к главной характеристике моды - форме одежды. Необходимо учитывать, что в хх веке мы имеем дело не с застывшей формой (периодов ношения корсета и кринолина, фиксировавших искусственно созданный силуэт), а с одеждой, форма которой определена естественными пропорциями человеческого тела, подвижного, меняющегося в зависимости от манеры ходить, сидеть, изменяющего осанку даже в течение одного дня, и т.д.
Тем не менее, благодаря определенным приемам кроя и использованию законов зрительного восприятия, человеческое тело в одежде может восприниматься по-разному, приближаться по форме и силуэту к той или иной геометрической фигуре.
В известной степени мода нашего времени рассчитывает и на возможность относительно изменить человеческое тело. В определенных пределах мы можем сделать талию фактически (не только иллюзорно, за счет покроя и фасона одежды) тоньше, стягивая ее широким жестким поясом. Применяя различные формы бюстгальтеров, можно создать более высокий и пышный бюст, или, наоборот, спокойную, мягкоокруглую форму.
Форма и силуэт - две основные характеристики моды - тесно связаны между собой. Изменяясь во времени, они дают движение моде. В силу этого классификация силуэтов расширяется и приобретает наряду с пространственной временную характеристику. В современном проектировании костюма используется количественная и качественная классификация силуэтов.
Количественная классификация силуэтов задается модой и имеет отношение к формированию перспективных коллекций одежды, где задаются ведущие силуэты для каждой ассортиментной группы и на их основе разрабатываются различные варианты.
Качественная классификация включает в себя разделение силуэтов по принципу соотношения формы и фигуры. Данная классификация выделяет силуэты:
- приталенный (акцентируется линия талии поясом или особенностями покроя);
- прилегающий (с разной степенью приталивания), как разновидность
- полуприлегающий;
- прямой (с большей или меньшей свободой облегания);
- расширенный (трапеция, силуэт А).
Поверхность формы в проектировании костюма.
Понятие поверхность формы в дизайне костюма определяется характером формы и характером плоскостей в изделии.
В зависимости от характера формы поверхности бывают:
- прямолинейные;
- криволинейный;
- ломаные.
В зависимости от характера плоскости формы поверхности делятся на:
- выпуклые;
- вогнутые.
Такие характеристики как выпуклость и вогнутость приемлемы в основном для криволинейных поверхностей.
Характеристика криволинейных и ломаных поверхностей формы .
К криволинейным поверхностям формы относятся разнообразные драпировки, сборки, буфы, фалды, складки, защипы. Примерами ломаной поверхности формы служат различного рода плиссе, гофре и складки.
Складки бывают односторонние, встречные, бантовые и веерные.
Кроме объемной формы складки создают определенный рельеф, расчленяют поверхность, особенно такие виды складок, как плиссе и гофре.
Сборки получаются при стягивании материала нитями. Сборки - это множество мелких, мягких незакрытых вытачек. Сборки применяются и как конструктивный, и как декоративный элемент. Как прием формирования объемной поверхности сборки применяются в дизайне костюма очень широко, в самых разных частях одежды.
При стягивании плоской поверхности большим числом параллельных рядов нитей образуют буфы. Буфы, кроме объемных форм, создают также особый рельеф поверхности, они могут заполнять форму, как в минимальном, так и в максимальном варианте, в зависимости от идеи текстильного дизайна и модели.
Драпировкой называется укладывание материала в свободно лежащие или падающие складки различного характера с их последующим переплетением на пять основных групп:
- трубчатые;
- каскадные;
- лучевые;
- пазушные;
-радиальные.
Конструктивно- декоративные линии в формообразовании костюма.
Контуры формы, ее отдельных частей, деталей можно рассматривать как линии. В дизайне костюма различают конструктивные и декоративные линии.
Конструктивные линии- это, во-первых, контуры ее формы в целом ее деталей; во-вторых, это видимые линии соединения составных частей деталей формы: вытачки, соединительные швы и т.д.
Декоративные линии- это линии различных отделок одежды, определяющие линейный характер: отделочные строчки рельефов, пояса, клапаны, хлястики, рулики, сутаж, линейная вышивка, линейный орнамент и др. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии. Разнообразное расположение конструктивно-декоративных линий в одежде принято выделять в три большие группы соотношения линий с силуэтом одежды:
- подобие;
- контраст;
- противоречие.