Клиническая психология. Определение, предмет, задачи

Клиническая психология – отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Происходит от греч. Klinike – уход за лежачим Больным, лечение на больничной койке.

Клиническая психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психо-профилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

К основным областям клинической психологии можно отнести такие как: нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология телесности, психология здоровья и др.

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

Патопсихология – это наука, изучающая психологические закономерности нарушения или распада психики при душевном заболевании в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

Психосоматика изучается в контексте психосоматической медицины. Психосоматическая медицина – это отрасль медицины, занимающаяся изучением взаимосвязей между психологическими состояниями и соматическими расстройствами.

Психология здоровья (позитивное определение здоровья) – это состояние телесного, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний.

Психология телесности. Отрасли: - неврология; - психофизиология; - педагогика.

Клиническая психология – как предмет означает деятельность специалистов в широкой области в прикладной психологии.

Деятельность включает в себя:

диагностику отклонений (личностной сферы, интеллекта, адаптация);

психопрофилактика;

психотерапия, психокоррекция;

социальная реабилитация.

Название специальности связано со словом "клиника". Современные значения этого слова: (1) место, куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики и/или лечения. (2) клиника как лечебно-профилактическое специализированное учреждение высокого профессионального уровня, являющееся базой для научно-педагогического процесса (соответствующей кафедры медицинского вуза или института усовершенствования врачей) или научно-исследовательской работы; (3) клиника как организация, включая здания, оборудование и персонал; (4) синоним понятия "клиническая картина болезни".

Объект К. п. — человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим, социальным, духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности специалиста — клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог может иметь дело с людьми, которые жалуются, например, на состоянии тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни.

Практическая и научно-исследовательская деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, личностный рост, самореализацию, на охрану здоровья, преодоление недугов и т. п. Для этого он должен быть компетентным для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: диагностической, экспертной, коррекционной, профилактической, реабилитационной, консультативной, научно-исследовательской, культурно-просветительной, учебно-воспитательной.

Как профессионал клинический психолог может специализироваться по (а) нейропсихологии, (б) патопсихологии, (в) психосоматике, (г) психологии аномального развития, (д) психопрофилактике, (е) психотерапии, (ж) психологической реабилитации и др. Он может работать в центрах психического здоровья, больницах, на предприятиях, в учебных учреждениях, консультационных кабинетах и т. п., иметь частную практику.

ЗАДАЧИ КП

I. Первая задача КП – это сохранение здоровья людей (профилактика).

Метод – просветительская работа (делиться знаниями).

Существует 2 вида задач: теоретические и практические.

Теоретические: 1) соотношение биологического и социального в психике человека; 2) связь психики и мозга (проблема психики и мозга); 3) психосоматические и соматопсихические корреляции. 4) проблема развития и распада психики в онтогенезе; 5) проблема нормы и патологии психического состояния; 6) соотношение между сознанием и бессознательным процессом; 7) исследование строения различных форм психической деятельности (восприятие, мышление, деятельность, память и т.д.).

Практические: 1) сохранение здоровья (профилактика); 2) клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач: а) клиника нозологическая диагностика (психиатрическая клиника); б) топическая психологическая диагностика (клиники локальных поражений мозга – нейропсихология) – топика – узкое место поражения; в) личностная или типологическая диагностика (группа повышенного риска, психосоматических, нервно-соматических расстройств); г) функциональная диагностика, проводится для оценки динамики психического состояния (терапевтическое лечение); д) диагностика уровня психического и интеллектуального развития (в детском и подростковом возрастах) при различных аномалиях (и физических); е) диагностика в целях психологической коррекции. 3) Клинико-психологическая экспертиза. Ее виды: а) врачебно-трудовая; б) судебно-психиатрическая; в) военно-медицинская; г) психолого-педагогическая. 4) Клинико-психологические формы воздействия: психокоррекция и психотерапия. 5) Социально-трудовая реабилитация больных и восстановление ВПФ.


2. Понятия клинической и медицинской психологии

Медицинская психология: .Психосоматика, Нейропсихология, Патопсихология, Психопатология, Методы медицинской психологии

Клиническая психология понятия: Профессиональная деятельность клинического психолога и психотерапевта Индивидуальная психотерапия. Виды, направления, концепции Приемы, техники, методики психотерапии Психоанализ и психоаналитическая терапия Групповая и семейная психотерапия

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (знать, чтоб от зубов отлетало)

В основе науки КП лежат методологии.

I. Культурно-историческая теория происхождения и обусловленности ВПП (высших психических процессов).

II. Формирование ВПП возможно только под влиянием социального фактора и в деятельности. Человек ничего никогда не делает вне психики.

III. Опосредованность психических процессов человека в знаково-символической системе (язык, речь, в мышлении – образы).

IV. Ведущую роль в организации в развитии ВПФ и процессов человека играет речь.

V. Системный целостный подход к исследованию психики человека.

VI. Приоритет понятия личности в подходе к человеку, а именно к пациенту или клиенту.

ИСТОРИЯ КП КП своими корнями уходит в медицину. В конце 19 века, 1860 г. Появились первые труды по КП (патопсихологии).

Э.Крепелин, Крейчмер, Брейер (австро-германские врачи)– работа медицинской психологии.

Жане (франц.врач) 1890 г. – работы посвящены исследованию внимания природных качеств на человека.

Шарко – водные процедуры (направление воды).

З.Фрейд – конец 19 века.

В Европе и России параллельно в 1885 году появились первые труды.

Бехтерев В.Н. – Петербург – институт мозга, который сейчас возглавляет его дочь.

Лурия А.Р. – ученик Бехтерева – основатель нейропсихологии, занимался психофизиологией, создал прибор «детектор лжи».

Корчаков – Москва, 1886 г. – опубликовал первые работы.

Юрьев Чиж – Прибалтика.

Павлов.

Сеченов – 1920 г.

Современная патопсихология.

Лурия А.Р., Зейгарник Б.В. – открытие универсального метода «патопсихологический эксперимент».

Выготский Л.С.

Леонтьев А.Н.

Современный этап.

Цветкова Л.С., Хомская Е.Д. – ученики Лурия.

Симярницка Э.Г.

Маскавичутс Л.И. – клиническая нейропсихология.

Корсакова Н.С.

Пылоева Н.М.

Охотина, Микадзе, Семикович А.В.

Наши рекомендации