Общая характеристика организации. Подходы к определению организации.

Тема 1. Понятие организации, миссия и цели организации

Общая характеристика организации. Подходы к определению организации.

Слово организацияобозначает в менеджменте два важных понятия. Организация рассматривается как а) объект и б) функция (процесс) управления.

Организация как объект – это группа из двух и более человек, объединенных общей целью.

Основные признаки организации:

- наличие не менее двух человек;

- единство цели; совместная деятельность;

- сложившаяся схема формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) отношений между сотрудниками; структура (процедура) управления.

Организация как функция – это способность человека (организации) формировать и развивать системы. Эта функция находит выражение в организационном процессе. Организация как процесс – это формирование и совершенствование взаимосвязей между частями целого. По сути, это действия по созданию, регламентации функционирования и совершенствованию систем.

При этом процесс(функция) организациина предприятии обеспечивает:определение рациональных форм разделения труда, подбор и расстановку кадров, разработку структуры органов управления, распределение работы среди работников, групп работников и подразделений; регламентацию функций, подфункций, заданий, операций; установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц.

Важным компонентом организации,как процесса,является координациядеятельности, которая означает синхронизацию усилий отдельных подразделений, групп и лиц, их интеграцию для совместных действий. Другими словами, это процессраспределения деятельности во времени, приведение ее отдельных элементов в состояние, позволяющее наиболее эффективно и в требуемые сроки достичь поставленной цели.

По сути организация представляетсобой системусознательно координируемой деятельности людей для достижения заданной цели. Такой системой является, в частности, предприятие.

Организации – юридические лица создаются в форме предприятий и учреждений.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

• организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

• определенный комплекссредств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

• обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

• имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

• предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;

• выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);

• оперативно – хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Предприятие как системаимеет миссию (смысл существования), цели и стратегии развития, действует во внешней среде (получает извне ресурсы и реализует продукцию на сторону).

В производственной организации можно выделить следующие сферы деятельности: техническая (производство продукта), коммерческая (снабжение и сбыт), финансовая (мобилизация капитала), учета (администрирование). При этом управленческая деятельность обеспечивает целостность системы.

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Производственно-технологическая
· производство товаров для удовлетворения потребностей потребителей; · внедрение новых технологий; · повышение качества и конкурентоспособности продукции
Экономическая
· осуществление мер по снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности · обеспечение самофинансирования · экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов · обеспечение высокой производительности труда · совершенствование процесса управления · повышение экономической эффективности
Социальная
· формирование трудоспособного и дисциплинированного коллектива · улучшение условий и содержания труда · повышение квалификации сотрудников

1.2Понятие миссии и цели. Принципы разработки миссии.

Миссия – это генеральная цель, выражение основного смысла существования и философии компании. Миссия показывает то, к чему компания стремится, показывает то, что руководство хотело бы достичь. Вся дальнейшая работа зависит от выбора миссии. Именно исходя из миссии ставится цель, задачи, разрабатываются планы по их достижению.

Миссия определяет смысл существования организации, отражает то, куда будут направлены основные усилия и какие ценности станут приоритетными. Миссия не должна быть зависимой от текущего состояния дел в компании, от выбранных методик и методов в работы.

Основные компоненты миссии:

► Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей

► Категории целевых групп потребителей

► Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей

► Конкурентные преимущества

► Философия бизнеса

Характеристика основных компонентов миссии организации

Компоненты Содержание
Продукты или услуги Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыноч­ных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными воз­можностями конкурентоспособности, такими, как обла­дание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем
Категории целевых потребителей Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом
Технология Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий?
Конкурентные преимущества В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении
Философия Каковы важнейшие ценности, устремления и эти­ческие принципы предприятия? Философия пред­приятия может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др.

Правильно сформулированная миссия наряду с общим смыслом обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Формулировка миссии должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям:

► вдохновлять;

► быть простой, как воспоминание или образ;

► заслуживать доверие;

► содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Значение миссии

Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления:

► Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повы­шает обоснованность принимаемых стратегических решений.

► Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях.

► В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.

Примеры формулировок миссии


Организация Миссия
Коммерческий банк Помощь развитию и становлению малого и среднего бизнеса за счет оказания клиентам широкого спектра банковских услуг, предоставления высококачественного сервиса и развитие, учитывая интересы клиентов, акционеров и персонала банка.
Ювелирно-художественная фирма Изготовление и продажа изделий из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней, доступных потребителям с самым разным доходом.
Компания, производящая оборудование для офисов Мы решаем проблемы. Оказываем помощь в решении научных, административных, человеческих проблем. Мы предлагаем клиентам создать комфортные условия труда на рабочем месте.
Инвестиционная компания Мы осуществляем инвестиции в прибыльные сферы бизнеса, имеющие потенциал роста и получения прибыли в будущем.
Государственное предприятие научно-технической направленности Мы работаем для поддержки и развития научно-технического потенциала в отраслях, предлагаем высокотехнические разработки разным отраслям промышленности, создаем рабочие места.
Пример миссии интернет магазина «Мы делаем покупки в Internet самым быстрым, самым легким и самым приятным способом приобретения необходимого – то есть стать таким местом, где вы сможете найти все, что захотите купить в режиме реального времени»
Пример миссиипарка Дисней «Мы предлагаем фантазии и развлечения; наши парки отдыха – это место, где Америка предстает такой, какой она должна быть»

Характеристики цели.

Цель — это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Долгосрочные целиопределяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе.

Определение общих долгосрочных целей требуетсядля каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.

Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

► Положение на рынке

► Инновации

► Маркетинг

► Производство

► Финансы

► Управление персоналом

► Менеджмент

Цели предприятия долж­ны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

К числу основных характеристик целей относятся:

► Конкретность и измеримость.

► Горизонт планирования.

► Достижимость.

► Непротиворечивость.

Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ.

Конкретные цели в различных областях деятельности:

► маркетинг — ежегодно предлагать на рынок новый товар; расширить число потребителей на 10%;

► финансы — увеличить рентабельность с 10 до 12% к концу года;

► кадры — ввести систему участия в прибыли к концу второго года.

Наши рекомендации