Решениях, затрагивающих их интересы

Человек, как правило, отрица­тельно реагирует на неожидан­ные изменения ситуации, затра­гивающие его интересы. Такая реакция естественна. Человек v ' оказывается не готов к внезап-

ным изменениям обстановки, вынужден принимать решения экс­промтом. Это почти всегда вызывает у него негативные эмоции и отрицательное отношение к виновнику усложнения и без того сложной жизни. Принимая решения, необходимо всегда оцени­вать^ чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовы­вать эти решения с людьми до того, как они будут приняты.

416 VII. Основы предупреждения конфликтов

Для предупреждения конфликтов важно не расши­рять сферу противодействия с оппонентом, не увеличи­вать число обсуждаемых проблем, не критиковать личностные качества партнера по общению.

Эскалации предконфликтной си­туации способствует естествен­ное расширение сферы противо­действия в ходе обсуждения про­блемы. Для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно

«Не загоняйте оппонента в угол».

обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов. Если необходи­мо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опас­ность конфликта возрастает, если критика распространяется не только на позицию оппонента, но и на его личность.

Если ваш оппонент принял не­грамотное решение, то желатель­но отказать себе в удовольствии публично разоблачить его некомпетентность. Не стоит даже при наличии условий для этого. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые кон­фликты ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства.

Если общение носит официаль­ный, сугубо деловой характер, то возникновение конфликтов бо­лее вероятно, чем тогда, когда собеседники установили психо­логический контакт. Чем более расположен к вам собеседник, чем более вы воспринимаете его не как постороннего, а как личностно значимого человека, тем меньше вероятность кон­фликтов. Для установления неформального контакта желательно предварить обсуждение деловых проблем двумя-тремя вопроса­ми, имеющими личностный характер — справиться о здоровье, успехах, семье, других проблемах собеседника. Эти вопросы должны носить не формальный, а искренний характер. Жела­тельно, чтобы глаза партнеров по общению во время разговора

Установите неформальный, личностный контакт с

Партнером по взаимодействию.

32. Технология предупреждения конфликтов 417

были примерно на одном уровне. Оба должны либо стоять, либо сидеть.

Категоричная

В процессе общения

Желательно избегать крайних,

Жестких, категоричных по

Форме оценок любых

Аспектов обсуждаемых

Проблем, тем более позиции

И личности партнера.

форма высказы­ваемых суждений способствует обострению ситуации общения. Во-первых, категоричность суж­дений — признак незрелости ума. Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны и несправедли­вы. В-третьих, безапелляцион­ное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.

^^ 32.3. Психология конструктивной критики

Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный ха­рактер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил.

А. Что нужно сделать, прежде чем критиковать?

^' ' ._-..'. .._—....... II I. • -II 11. и ._ in i^

Наши рекомендации