Мотив достижения и его разновидности

Мотив достижения распространяется не только на сферу трудовой деятельности человека, но и на всю обширную сферу межличностных отношений.

Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, мотивация помогает понять упорство, настойчивость, с которыми человек осуществляет действия, преодолевает препятствия на пути к цели, – например, ради сближения с другим человеком, почти не знакомым, может выстроить дальнюю стратегию своей жизни.

В отечественной психологии исследование мотивации достижения началось с изучения уровня притязаний; он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. И. М. Палей и В. К. Гербачевский выявили, что уровень притязаний высокотревожных людей более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще неадекватны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В. К. Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех (Палей, Гербачевский, 1972).

Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми, неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики – минимальные, по сравнению со средним уровнем своих достижений. Нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к «стратегии самопоражения».

Д. Мак-Клелланд и его последователи (1961; по: Хекхаузен, 1986) выделили два вида мотива достижения – стремление к успеху и стремление избежать неудачи (у X. Хекхаузена: НУ – надежда на успех и БН – боязнь неудачи).

Были сформированы два направления:

1) изучение особенностей поведения людей с различными характеристиками поведения (Мак-Клелланд);

2) анализ ситуативного процесса мотива достижения Дж. Аткинсона, который разработал математическую модель мотивационного процесса («модель рискового выбора») (цит. по: Кубышкина, 1997).

Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как обычно стараются рисковать обдуманно; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей.

Мотивационный кризис

Смена мотивов при изменении жизненной ситуации человека, преобразование структуры его ценностей, трудное прохождение возрастных этапов, резкая смена профессии или семейной ситуации, осложнение отношений нередко вызывают мотивационный кризис. Это понятие описывает ситуацию смены и ослабления мотивов и часто является чертой определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет).

Мотивационный кризис – это смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; ее могут вызвать изменение жизненной ситуации человека, резкая смена профессии, занятий или осложнение семейной ситуации и взаимоотношений, трудное прохождение возрастных этапов, то есть такое преобразование структуры ценностей и мотивов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений.

Мотивационный кризис

смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений.

Мотивационный кризис может возникнуть, в частности, как реакция на разочарование в человеке, общение с которым прежде приносило радость и удовлетворение, когда восхищение сменяется унынием или когда человек замечает явные черты манипулятивного, потребительского отношения к себе. Резкое изменение, нарушение отношений всегда влечет за собой перестройку мотивов в сфере общения и отношений, пересмотр своих ценностей и установок.

Избежать мотивационного кризиса или ослабить его действие позволяют специально разработанные курсы мотивационного тренинга, способствующие повышению активности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех.

Методы изучения общения

В данном параграфе речь пойдет о своеобразном методическом резерве отечественной науки – малоизвестных методах изучения и измерения закономерностей и мотивации общения и взаимодействия, а также обусловливающих их успешность личностных свойств. Опросники и тесты, хорошо представленные в современной психодиагностической литературе и широко применяемые (такие как 16-факторный опросник Р. Кэттелла, MMPI, опросник ЛИРИ, рисуночный тест Розенцвейга, «Тест юмористических фраз», «Рисунок семьи» и некоторые другие) здесь обсуждаться не будут.

Кратко характеризуя каждый метод (см. также Приложение № 1), мы не ставили задачу обосновать его или описать полученные с его помощью результаты. Наша цель – сориентировать читателя, исследователя в тех возможностях, которые заложены разработчиками метода, и в некоторых случаях очертить возможную сферу его практического использования.

Кроме того, дополнительной целью являлось описать методы, на основе которых проводились (в том числе авторами книги) исследования, описанные в других разделах.

Авторские бланковые методики представлены в приложении № 2.

Методы изучения межличностного общения можно разделить на 4 группы (см. таблицу 1.1).

1. Методы измерения особенностей общения и личностно-коммуникативных свойств. Калифорнийский (СРI) и Фрейбургский (FРI) личностные опросники, СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения) В. Н. Куницыной, ПАЛ (профильный анализ личности) в модификации В. М. Погольши, СИГ (тест социального интеллекта) Д. Гилфорда и М. Салливена (адаптирован Е. М. Михайловой-Алешиной).

2. Методы исследования межличностных отношений. В их число входят тест Э. Шострома в адаптации Л. Я. Гозмана (POI – CAT) и другие методы измерения межличностных симпатий и привязанностей, разработанные Л. Я. Гозманом и его соавторами; ОМО (тест на совместимость) В. Шутца, а также разработанный В. Н. Куницыной блок методик измерения эмоциональных взаимоотношений. В него входят следующие методы:

1. AMORE (установки на определенный тип симпатии и любви);

2. БЕТРОЗИ и ПРИМАТ (первый опросник измеряет привязанность к близкому человеку (не родственнику), второй – привязанность к матери);

3. «ЛЕБЕДЬ» (установки и типы поведения в интимных отношениях);

4. АПЭ (авторитетность, понимание и эмоциональная близость в супружестве);

5. «ЗНАЧИМЫЕ ЛИЦА» (партнерский и зависимый типы отношений со значимыми людьми).

В данную группу входит также опросник КОСКОМ (коммуникативная и социальная компетентность), в котором есть шкала стабильности человеческих отношений*.

* В рамках данного издания мы не рассматриваем такие методы исследования, подробно представленные в книге Л. Н. Собчик «Диагностика межличностных отношений (тест Лири)», как ДМО (на основе опросника ЛИРИ) и «Вербальный фрустрационный тест».

3. Методы исследования социальной мотивации в сфере общения. «Боязнь неудачи» (БОН) Элерса, «Мотивация социального успеха» (СМО) Г. Айзенка, Опросник Эдвардса (МЛП), МАФ (метод измерения аффилиации).

4. Методы измерения самоотношения, самооценки, самоуважения и психологической защиты.

Таблица 1.1.

Наши рекомендации