Условия проведения исследования УП

ТЕМА 17. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Содержание темы

Задание 17.1. Моторная проба Шварцландера

Задание 17.2. Метод Ф. Хоппе

F Основные (базовые) термины и понятия

F Вопросы для повторения и самопроверки

F Темы рефератов и/или курсоваяых работа

F Литература (основная и дополнительная)

F Интернет-ресурсы

F Тесты по теме 17

Успешное изучение темы позволит: Знания, умения и навыки темы 17: Уровни усвоения знаний
1. Знать · чЧто такое уровень притязаний;, целевое отклонение;, высота, устойчивость, адекватность уровня притязаний;, факторы, определяющие конкретный УП · мМетодики Ф. Хоппе, В.К. Гербачевского, моторная проба Шварцландера
2. Уметь · гГрамотно проводить применять методики изучения уровня притязаний, анализировать и интерпретировать полученные результаты.
Методические указания по изучению темы 17:
· При исследовании уровня притязаний обратите особое внимание на следующие моменты: 1. Испытуемый не должен знать истинной цели исследования;, 2. Предлагаемые задания предъявляются, как предназначенные для изучения моторной координации (задание 17.1) или общей осведомленности, внимательности, интеллектуальных особенностей и пр. (задание 17.2);, 3. Постарайтесь актуализировать у испытуемого мотивацию достижения, т.е. желание выполнять задания как можно лучше. · Прочитайте книгу Л.В. Бороздиной «Исследование уровня притязаний», акцентируя внимание на процедуре изучения УП и параметрах оценки УП. · Продумайте выбор задач в задании 17.2, учитывая образовательный уровень, возраст и интересы обследуемого. Также постарайтесь проранжировать задания в соответствии с их объективной сложностью (от самых легких до объективно сложных). · Желательно провести задание 17.1 на трех испытуемых с целью выявления специфики УП каждого испытуемого. Затем на одном из этих испытуемых провести задание 17.2 или 17.3. · В методике Ф. Хоппе обратите внимание на роль экспериментатора и на отношение обследуемого в целом к исследованию, к конкретным задачам и самому экспериментатору, так как это влияет на формируемый в эксперименте уровень притязаний.  

А.В. Петровский (Общая психология, 1986) понимал под уровенем притязаний (УП) желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно. Например, начинающий спортсмен-легкоатлет, сбив при прыжке в высоту планку, установленную на отметке 1 м 70 см, не будет переживать чувство неуспеха и не станет расстраиваться – рекордных прыжков он от себя не ожидает. Точно так же он не станет радоваться, если возьмет высоту 1 м 10 см – цель здесь слишком легко достижима. Но, постепенно поднимая планку и спрашивая юношу, устраивает ли его высота, которая станет для прыжка зачетной, можно будет выяснить уровень его притязаний.

Этот пример показывает, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

В.С. Мерлин под уровнем притязаний понимает уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый определенным мотивом. Он предлагает различать в УП несколько взаимно связанных сторон (или определений) (см. Хрестомат. 17.5).

1. УП – степень трудности тех задач, которые человек ставит перед собой, считая, что он с ними справится и может осуществить. В этом смысле понимал УП Ф. Хоппе, который определял УП как совокупность ожидания целей или притязания человека относительно своих будущих достижений в определенном виде деятельности.

2. После того как поставленная задача выполнена, результат может оказаться ниже задуманного. Такое расхождение между достигнутым и задуманным или кажется человеку случайным, несоответствующим его действительным силам и возможностям, или же человек осознает, что его возможности ниже того, что он первоначально задумал. Следовательно, УП характеризуется также той степенью расхождения между задуманным и выполненным, которую человек считает соответствующей его силам и способностям (исследование Эскалона).

3. УП характеризуется также такой степенью трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение. Например, боясь ответственности и риска, человек может согласиться на работу меньшей степени трудности и успешно с ней справиться. Однако при этом он может испытывать постоянное неудовлетворение своим служебным положением. Поэтому не меньшее значение имеет третья сторона УП – уровень тех достижений, которыми человек в состоянии удовлетвориться.

Следует отметить, что УП зависит от сопоставления достигнутых результатов и социальных норм достижений (нормы выработки в трудовой деятельности, критерии оценок в учебной деятельности и пр.). Свои достижения испытуемый сопоставляет с достижениями социальной группы, к которой он принадлежит.

Таким образом, основная проблема УП может быть сформулирована как несоответствие между тенденцией ставить все более высокие цели, т.е. браться за трудные задачи, и тенденцией избегать лишних усилий или избежать неудачи. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой – снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается (см. Хрестомат. 17.6, 17.7).

В экспериментальных исследованиях Курта Левина и его учеников были выявлены следующие некоторые факты (см. Хрестомат. 17.3):

· тенденция к установлению относительно высокого УП;

· тенденция УП подниматься только до определенной границы;

· тенденция УП находиться вне области слишком трудных и слишком легких задач.

Люди очень различаются в отношении того, какая тенденция управляет их поведением: избежать неудач или же достичь успеха. В исследованиях было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случаях возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. И если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые – потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. При этом самолюбие не окажется уязвленным и деформации образа «Я» не будет.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника, при выборе темы доклада на кружке, общественного поручения и т.д.

Таким образом, формирование уровня притязаний в конкретной деятельности определяется 3 факторами:

1) стремлением к успеху;

2) стремлением избежать неудачи;

3) когнитивным фактором, т.е. субъективной вероятностью достижения успеха.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять воздействие, формирующее качества личности.

Введение к заданиям 17.1, 17.2

Понятие и методы исследования «уровня притязаний» предложены в школе немецкого психолога Курта Левина. Б.В. Зейгарник, будучи ученицей и участницей экспериментальных исследований К. Левина, описала и проанализировала в книге «Теория личности Курта Левина» подход К. Левина к развитию личности, формированию мотивации поведения человека, а так же разработанные К. Левиным и его учениками методыа исследования личности, в том числе уровня притязаний и самооценки личности.

К. Левин обратился к экспериментальному исследованию особенностей поведения человека в конкретной обстановке.

К. Левин считал, что источником человеческого поведения являются не ассоциации, а потребности. Под потребностью К. Левин подразумевал не биологические влечения, а психологические образования – квази-потребности, которые возникают в связи с жизненными целями человека. Более того, он подчеркивал, что цели и намерения стоят по своим динамическим свойствам в одном ряду с потребностями, что именно они (квази-потребности) специфичны для человека (см. Хрестомат. 17.2, 17.4).

В учении К. Левина о потребностях поставлен вопрос о связи между потребностью и предметом, служащим для ее удовлетворения. Он показал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации (по его терминологии, «в психологическом поле»), где каждая вещь, предмет выступают не сами по себе, а в отношении к потребностям и стремлениям человека. К. Левин указывал на динамичность этих отношений, на то, что любое человеческое действие меняет «соотношение сил в ситуации» и по-новому определяет его поведение (см. Хрестомат. 17.7).

Поэтому всякое экспериментальное психологическое исследование требует анализа взаимодействия человека с окружающей действительностью. К. Левин подчеркивал, что человек всегда включен в окружающую его ситуацию, сама среда должна рассматриваться в ее отношении к действующему человеку. Характер этих отношений динамичен и зависит от структуры потребностей человека.

Проблему потребностей как двигателя человеческой деятельности К. Левин разрешает с позиций гештальтпсихологии. Потребность означает для К. Левина некую внутрипсихологическую динамическую заряженную или напряженную систему, стремящуюся к разрядке. В разрядке этой напряженности системы и состоит, по К. Левину, удовлетворение потребности. Понятие «психологическое поле» не означает для него реальное объективное окружение, оно является феноменальным миром, который по существу есть отражение тех же напряженных систем. Раскрытие структуры динамических напряженных систем и их взаимоотношения с «психологическим полем» и должно, по мнению К. Левина, явиться объяснением волевого действия (см. Хрестомат. 17.1, 17.4).

Несмотря на методологические ошибки, учение К. Левина сыграло положительную роль в истории психологии. Он ввел в психологические исследования новые параметры изучения человека: показал экспериментально, что предметом исследования можно взять потребности и мотивы человеческого поведения. Но особенно велика роль К. Левина и его школы в разработке экспериментальных приемов исследования в области психологии личности. Работы К. Левина и его учеников (Т. Дембо, М. Овсянкиной, А. Карстен, Ф. Хоппе) позволяют экспериментально раскрыть отношения, существующие между личностью и средой и внутри самой личности. Сюда относятся проблемы, связанные с уровнем притязаний и самооценкой личности.

К. Левин считал, что уровень притязаний формируется в процессе конкретной деятельности. В его формировании важнейшую роль играет влияние успеха и неуспеха; уровень притязаний является важным образованием личности, с ним связана самооценка, активность субъекта и сложная структура его аффективной жизни. Формирование многих черт характера зависит, по мнению К. Левина, от уровня притязаний человека (см. Хрестомат. 17.3).

Подробный анализ исследований уровня притязаний и методик проведения этих исследований осуществлен в книге Л.В. Бороздиной «Исследования уровня притязаний».

При исследовании уровня притязаний выделяют основные классы методик (см. Хрестомат. 17.6).

1. Одна группа методик рассчитана на анализ главным образом целевого несоответствия (ЦО). Субъекту предлагают некоторый вид деятельности в эксперименте, например, решение лабиринтов и просят сообщить, за какое время он выполнит задачу в каждой пробе. К этому классу относятся «моторная проба Шварцландера» (задание 17.1).

Средний индекс целевого отклонения (ЦО) служит показателем высоты и адекватности УП. ЦО – величина отклонения цели от предшествующего результата. В большинстве случаев люди дают слегка позитивное целевое отклонение, т.е. намечают следующие цели несколько выше предшествующего достижения. Величина ЦО может служить индикатором ориентации человека на достижение успеха или избегание неудачи: при первом значении целевое несоответствие попадает в среднюю зону, при втором – притязания либо занижены, либо завышены.

2. В отечественной психологии большее применение находила техника, в соответствии с которой испытуемый производит выбор цели в серии однородных, но ранжированных по сложности заданий. Он может вербально описывать свой УП или указывать на него актом выбора задач определенной степени трудности. К этому классу методик относится методика Ф. Хоппе.

Число степеней сложности варьирует от 7 до 16–-17. Число проб может меняться в пределах от 5 до 10. Важно, чтобы экспериментатор мог варьировать успех или неуспех по собственному усмотрению, а испытуемый предсказывал свое выполнение приблизительно и был не в состоянии избежать конфликта между альтернативными: идти вверх, вниз или оставаться на месте.

С помощью методики Ф. Хоппе оценивают параметры уровня притязаний:

§ Высота УП –- место его локализации в диапазоне трудностей;

§ Адекватность УП, т.е. соответствие выдвигаемых целей возможностям субъекта;

§ Устойчивость тактики целеполагания.

3. Наряду с традиционными техниками УП может тестироваться с помощью проективных методов на основе анализа мотива достижений, а также посредством опросников и бесед (например, методика В.К. Гербачевского).

Условия проведения исследования УП

1. В инструкции эксперимент преподносится обычно как проверка специальных способностей: интеллекта, перцепции, внимания, моторики и т.п.

2. Важное условие тестирования УП – это включенность Я-субъекта. Уровень притязаний не вырабатывается при «деловом» интересе индивида, когда его мотивом выступает ознакомление со стимульным материалом или задачами. Экспериментальная ситуация должна быть значимой для испытуемого.

3. Большое значение имеет беседа с испытуемым. Она помогает выяснить отношение индивида к заданию: заинтересованное, отрицательное, нейтральное; как испытуемый оценивает свои результаты; когда он переживал успех или неуспех, стремился показать свои лучшие результаты. Чем он руководствовался, избирая цели, что было решающим при формировании стратегии выбора. Результаты беседы используются для ответа на вопросы, какие мотивационные тенденции могли иметь место при целеполагании в эксперименте, насколько они стойкие у индивида, а не ситуативны.

Задание 17.1. Моторная проба Шварцландера*

Цель исследования: определить уровень притязания личности, используя моторную пробу Шварцландера.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.

Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.

В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время.

Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в нижней большой ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.

Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции (см. Приложение I) (для Семена см. 17.1 приложение). Прежде, чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если да, то «Начали!».

Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».

На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. (Испытуемому об уменьшении времени не сообщается, если испытуемый догадывается, то экспериментатор с ним соглашается, а о четвертой пробе ничего не говорит.). После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу.

                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   

Дата, фамилия, имя, отчество испытуемого и экспериментатора заполняются с обратной стороны бланка после проведения всех проб данного исследования. Там же помещается самоотчет испытуемого. В самоотчете записывают не только самочувствие испытуемого, но и его оценку исследования. Для этого задаются вопросы: «Понравилось ли Вам исследование?» «Хотели бы Вы еще раз принять участие в подобного рода исследовании?» «Чем Вы руководствовались при определении Ваших возможностей в расстановке крестиков в квадраты?»

Обработка результатов

Цель обработки результатов – получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого. Целевое отклонение (ЦО) – это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» – это число, находящееся в верхней большой ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» – в нижней.

Целевое отклонение подсчитывают по формуле

где УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб; УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-ой, 2- ой и 3-ей пробах соответственно.

Анализ результатов

Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач;, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий;, в-третьих, желаемый уровень самооценки личности.

В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволяет выявить уровень и адекватность, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.

Для определения уровня и адекватности притязаний можно использовать следующие стандарты.

ЦО Уровень притязаний
5 и более нереалистично высокий
3–-4,99 высокий
1–-2,.99 умеренный
-1,.49 – –-0,.99 0,5–0,99 ? низкий
-1,5 0,49 и ниже нереалистично низкий

Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственныхжизненных планов.

Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью постигаемого.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальнаяую боязнь трудностей.

Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

Контрольные вопросы:

1. На каких принципах основывается моторная проба Шварцландера?

2. Что такое целевое отклонение (психологический смысл)?

Задание 17.2. Метод Ф. Хоппе*

Введение

Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Однако результат его выполнения зависит также от экспериментатора, который может создать ситуацию «успеха» или «неуспеха», сославшись, например, на то, что «вышло время», фиксируемое им с помощью секундомера.

Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бежанишвили, Б. Серебрякова, Л. Бороздина), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Успешность выполнения первого задания влияет на выбор следующего.

Цель: проанализировать динамику уровня притязаний личности.

Эксперимент направлен на выявление самооценки и динамики уровня притязаний испытуемого в экспериментальной ситуации. Он является вариантом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается ряд заданий (от 9 до 14), отличающихся по степени трудности. (см. Хрестомат. 17.7).

Процедура исследования

Экспериментальный материал. Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Например, школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитарных факультетов – задачи, требующие знаний в области литературы, искусства; задания могут быть типа головоломок и т.д. Иными словами, содержание заданий должно соответствовать общеобразовательному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабатывается серьезное отношение к ситуации эксперимента.

Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером в четверть листа, на которых четко обозначить цифры от 1 до 9 (14) (это будет тыльная сторона, которую испытуемый видит при раскладе карточек на столе перед экспериментатором), и секундомер. Обычно заготавливают два набора карточек, чтобы у испытуемого была возможность повторного выбора карточки одной и той же трудности (тогда идет двойная нумерация: 1а и 1б, 2а и 2б и т.д.).

Процедура опыта. Карточки раскладываются в два ряда тыльной стороной. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу – карточку с конкретным номером, обозначающим ее трудность. После выполнения каждой последующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус».

Инструкция испытуемому. «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно». Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи.

После того, как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания?».

Обработка и анализ результатов

Далее на рис. 17.1 приведены варианты типичных целевых тактик, с которыми студент может сравнить полученные индивидуальные результаты.

Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. ППриложение). Данные эксперимента можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат – выбранные номера карточек. Знаком + (плюс + ) отмечаются успешно выполненные задачи, знаком - ( – минус) – неуспешно выполненные (см. рисунок 17.1). Вид графика необходимо проанализировать с точки зрения динамики трудности целей после «успеха» и «неуспеха». Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания. Эти записи позволят оценить, действительно ли « + » и « - » переживались как «успехи» и «неуспехи».

При описании результатов необходимо также указать, в чем можно видеть проявление самооценки испытуемого (ее высоты, устойчивости, адекватности).

Рис. 17.1 (А, Б, В). Образец графика результатов эксперимента

На основании полученных данных можно сделать выводы об особенностях формирования уровня притязаний в ситуации эксперимента, о его адекватности, а также об устойчивости самооценки и уровня притязаний.

Л.В. Бороздина в книге «Исследования уровня притязаний» описывает и анализирует параметры оценки уровня притязаний (УП), применяемые в отечественной психологии. Выделяют 3 характеристики УП: высота, устойчивость и адекватность (см. Хрестомат. 17.6).

1. Высота УП – расположение выборов в одной из зон шкалы трудности: высокой, средней или низкой. Критерием может служить а) принадлежность большинства выборов (2/3) к какому-либо из названных секторов;, б) сумма избранных номеров трудностей, или в) среднее арифметическое всех выборов за эксперимент.

Имеет значение величина первого или последнего выбора. По мнению Б.В. Зейгарник, наиболее показателен завершающий выбор: при многочисленных неудачах он низок, при успехе – высок. Однако пренебрегать первым выбором не стоит, учитывая факт обнаруженной корреляции высоты начального УП со средним его значением.

2. Степень устойчивости является важнейшим параметром при диагностике УП. Устойчивость определяется по легкости изменения уровня целей (хрупкий – ригидный УП), а также по амплитуде спадов и подъемов (гиперлабильный – при высокой амплитуде или чуткий, гибкий – при низкой). В норме, как правило, фиксируется легкая динамика УП в рамках намеченной испытуемым для работы зоны.

3. Адекватность УП, т.е. соответствие выдвигаемых целей возможностям субъекта. Адекватность УП оценивается, прежде всего, по наличию и числу атипичных выборов. Типичный сдвиг в притязаниях – это повышение УП после успеха и снижение из-за неудачи. Термином «атипичная» или «нетипичная» обозначают обратную динамику: подъем УП, следующий за неуспехом, и понижение притязаний после успеха. Критерием неадекватности УП, определяемой на основании нетипичных шагов можно считать присутствие 2–-3 таких сдвигов и более.

Наряду с анализом типа выборов, в оценке адекватности УП надо учитывать соотношение притязаний и достижений. Показателем может быть отношение числа неуспешных решений к общему числу проб. Если оно равно или превышает значение 0,6, то УП следует признать неадекватным. В то же время 2/3 успешных проб за опыт служат признаком адекватности притязаний.

Образецпротокола (пример)

Экспериментатор: Испытуемый:

Дата проведения опыта:

№ выбора Время выбора № выбираемой задачи Время выполнения Выполнение ( + или – ) Высказывание испытуемого
10 сек 40 сек с +  
15 сек с 35 сек с +  
8 сек с 60 сек с +  
9 сек с 65 сек с Да, я сплоховал.
15 сек с 45 сек с +  
10 сек с 50 сек с +  
12 сек с 45 сек с +  
10 сек с 60 сек с К сожалению, остались только трудные. Взять вторую – слишком легкая, попытаюсь двенадцатую
         
         

Контрольные вопросы

1. Какие задачи могут быть решены с помощью методики «Исследование уровня притязаний»?

2. Каковы принципы построения методики?

3. Какие результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют судить об адекватности или неадекватности уровня притязаний?

Задание 17.3. Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский)*

Введение

Под уровнем притязаний человека понимают его потребности, мотивы или тенденции, проявляющиеся в степени трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний обычно оценивается с помощью эксперимента по следующей схеме: совокупность однотипных заданий ранжируется по степени трудности, и испытуемым предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное) количество этих заданий любых степеней трудности. При этом эксперимент обычно представляется как испытание интеллекта. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных им заданий. Возможность применения экспериментальной схемы основывается на предположении об обобщенности уровня притязаний: в любой деятельности, независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться характерный для него уровень притязаний. Однако, наряду с данными о действительной обобщенности уровня притязаний, имеются факты и противоположного рода, например свидетельствующие о том, что уровень притязаний, формирующийся у человека в экспериментальном задании, отличается от уровня притязаний, сложившегося у него в его привычной профессиональной деятельности. Эта характеристика несет на себе отпечаток конкретной истории ее формирования и развития и зависит не только от внутренних, но и от внешних условий.

Цель: Исследование уровня притязаний и ознакомление с опросником мотивации[1].

Процедура исследования

Бланк опросника (см. Приложение I) (Семену: 17.3 приложение1), предназначенного для диагностики компонентов мотивационной структуры, связанной с уровнем притязаний, непосредственно в ходе деятельности.

Опросник заполняется во время выполнения, например, учебного задания. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого этапа ответить на вопросы опросника. До начала выполнения учебного задания экспериментатор раздает бланки с текстом и разъясняет порядок работы с опросником следующей инструкцией: «Когда вы завершите фиксированный этап предложенного вам задания, возьмите бланк с текстом опросника, внимательно прочитайте инструкцию к приступайте к ответам. Помните, что вопросы относятся к тому моменту, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. В процессе работы с опросником вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете, в какой степени вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого вы обводите кружком нда правой стороне бланка одну из следующих цифр: если полностью согласны – +3; если согласны – +2; если скорее согласны, чем не согласны – +1; если вы совершенно не согласны – –-3; если не согласны – –-2; если скорее не согласны, чем согласны – –-1; наконец, если вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его – 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается».

Обработка данных предполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного (таблица 17.1). Баллы подсчитываются покаждому из 15 компонентов мотивационной структуры с помощью специального ключа (см. Приложение II). (Семену: 17.3 приложение2) Номера тех высказываний, ответы на которые преобразуются в баллы по правилу прямого перевода, даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по правилу обратного перевода, снабжены индексом «».

Таблица 17.1

Наши рекомендации