Семинарское занятие 3. Социализация

Вопросы:

1. Стадии, институты и механизмы социализации личности. Структура социализации. Локус контроля. Механизмы социализации Г. Тарда. Стадии социализации.

3. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности (социально-культурные факторы, индивидуально-личностные факторы). Теории А.Н. Леонтьева и Рубинштейна в объяснении этого влияния. Теория идентичности Э. Эриксона. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Исторический подход А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана.

5. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности. Коммуникативная компетентность, Теории А.Н. Леонтьева и Рубинштейна в объяснении этого влияния. Перцептивная компетентность, компетентность в области взаимодействия, ситуационно-бытовая компетентность. Факторы социально-психологической компетентности: личностные, физиологические, культурные, социальные. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала. Профессиональная «Я-концепция».

Семинарское занятие 4. Социальная психология отношений и общения.

Вопросы:

1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Социальные отношения: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические. Психологические отношения: ролевые, когнитивные, коммуникативные, эмоциональные, волевые, моральные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые. Различия взаимоотношений по дистанции, по продолжительности, по частоте.

2. Понятие и виды общения. Структура общения, виды общения, знаковые системы в общении. Функции общения: информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Трудности общения (возрастные, психические, социальные, культурные). Характеристика профессионального общения. Признаки профессионального общения. Технология ведения профессиональной беседы.

3. Деформация социальных отношений и общения. Сущность и виды деформации социальных отношений: мистификация, изоляционная деформация, жестконормативная деформация, криминогенизация.

Семинарское занятие 4. Социальная психология общностей и социальных институтов.

Вопросы:

1. Гражданское общество, социальное государство. Социальный капитал. Социально-психологический анализ общества. Понятие и классификация общностей и социальных институтов.

2. А.В. Петровский стратометрическая концепция коллектива. Параметрическое представление группы Л.И. Уманского.

3. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Универсальные критерии социальной стратификации Т. Парсонса (качество, исполнение, обладание). Три подхода к изучению социальной стратификации (идентификационный, репутационный, объективный).

4. Образ, качество, стиль жизни.

Темы рефератов

1. Возможности и ограничения теории Г. Тарда в объяснении общественных процессов и явлений

2. Возможности и ограничения теории З. Фрейда в объяснении общественных процессов и явлений

3. Возможности и ограничения теории К. Хорни в объяснении общественных процессов и явлений

4. Возможности и ограничения теории Э. Фромма в объяснении общественных процессов и явлений

5. Возможности и ограничения теории А. Адлера в объяснении общественных процессов и явлений

6. Возможности и ограничения теории К.Г. Юнга в объяснении общественных процессов и явлений

7. Возможности и ограничения теории К. Левина в объяснении общественных процессов и явлений

8. Возможности и ограничения теории Э. Эриксона в объяснении общественных процессов и явлений

9. Возможности и ограничения теории Э Шострома в объяснении общественных процессов и явлений

10. Возможности и ограничения теории А. Маслоу в объяснении общественных процессов и явлений

11. Возможности и ограничения теории Б. Скиннера в объяснении общественных процессов и явлений

12. Возможности и ограничения теории Ж. Пиаже в объяснении общественных процессов и явлений

13. Возможности и ограничения теории А.Н. Леонтьева в объяснении общественных процессов и явлений

14. Возможности и ограничения теории Рубинштейна в объяснении общественных процессов и явлений

15. Возможности и ограничения теории Л.И. Уманского в объяснении общественных процессов и явлений

Вопросы к экзамену

1. Предмет и структура социально-психологической теории, ее значение и место в психологической науке

2. Периоды определения предмета социальной психологии: в сфере философии и общей психологии (VI в. до р. Хр. – середина XIX в.); выделение социальной психологии в самостоятельную область (50-60-е гг. XIX в. –20-е гг. XX в.); оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е гг. XX в.).

3. Зарубежные научные школы социальной психологии: психология народов и масс, теория инстинктов социального поведения, теория групповой динамики, социал-дарвинизм и бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, интеракционизм, когнитивизм, экзистенциальная психология, трансактный анализ.

4. Этапы развития социальной психологии в СССР.

5. Биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический, религиозный и др. подходы к пониманию личности.

6. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

7. Общая характеристика социально-психологических теорий личности.

8. Отечественные теории: теория отношений В.Н. Мясищева, теория установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционная теория личности К.К. Платонова.

9. Теория культурно-исторических типов Л.С. Выготского, теория ролевого поведения И.С. Кона.

10. Теория самоактуализации А.Г. Маслоу, ее развитие в работах Э. Шострома

11. Социально-психологическая теория Э. Фромма.

12. Психоаналитический подход к объяснению общественных процессов З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера.

13. Бихевиоризм Б. Скиннера в объяснении общественных процессов.

14. Трансакционный анализ Э. Берна в объяснении общественных процессов.

15. Понимание личности в экзистенциальной психологии Э. Гуссерля, Ж.П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса, М. Хайдеггера.

16. Стадии, институты и механизмы социализации личности.

17. Структура социализации (содержание, широта). Локус контроля.

18. Механизмы социализации Г. Тарда (имитация, идентификация, руководство).

19. Стадии социализации Г.М. Андреевой (дотрудовая, трудовая, послетрудовая).

20. Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности (социально-культурные факторы, индивидуально-личностные факторы).

21. Теории А.Н. Леонтьева и Рубинштейна в объяснении социализации личности.

22. Теория идентичности Э. Эриксона.

23. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Значение теории этногенеза для социальной психологии.

24. Исторический подход А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Значение исторического подхода для социальной психологии.

25. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности.

26. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности.

27. Коммуникативная компетентность,

28. Перцептивная компетентность, компетентность в области взаимодействия, ситуационно-бытовая компетентность.

29. Факторы социально-психологической компетентности: личностные, физиологические, культурные, социальные.

30. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала.

31. Профессиональная «Я-концепция».

32. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

33. Социальные отношения: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические.

34. Психологические отношения: ролевые, когнитивные, коммуникативные, эмоциональные, волевые, моральные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые. Различия взаимоотношений по дистанции, по продолжительности, по частоте.

35. Понятие и виды общения.

36. Структура общения, виды общения.

37. Знаковые системы в общении.

38. Функции общения: информационно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

39. Трудности общения (возрастные, психические, социальные, культурные).

40. Характеристика профессионального общения. Признаки профессионального общения. Технология ведения профессиональной беседы.

41. Деформация социальных отношений и общения. Сущность и виды деформации социальных отношений: мистификация, изоляционная деформация, жестконормативная деформация, криминогенизация.

42. Социально-психологический анализ общества.

43. Понятие и классификация общностей и социальных институтов.

44. А.В. Петровский: стратометрическая концепция коллектива.

45. Параметрическое представление группы Л.И. Уманского.

46. Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Универсальные критерии социальной стратификации Т. Парсонса (качество, исполнение, обладание). Три подхода к изучению социальной стратификации (идентификационный, репутационный, объективный).

47. Образ, качество, стиль жизни.

48. Малые неформальные группы, их структура и динамика. Понятие и виды малых неформальных групп, возникновение и развитие малой неформальной группы,

49. Социально-психологические характеристики сложившейся группы,

50. Социальная психология семьи.

51. Социально-психологическая классификация и функции семьи,

52. Социально-психологические проблемы семьи,

53. Социально-психологический климат социальных организаций и производственных общностей.

54. Понятие и составляющие организационной культуры.

55. Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций.

56. Психология больших социальных групп и движений. Признаки больших социальных групп и движений.

57. Социально – психологическая сущность толпы.

58. Социально-психологическая характеристика социальной напряженности и конфликтов.

59. Теория социально-психологического воздействия.

60. Социальная психология моды и пропаганды.

Наши рекомендации