Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке
Дневная форма получения образования
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
История становления специальной психологии. Предмет специальной психологии, ее задачи, связь с другими науками
Цель: проанализировать историческую последовательность формирования знаний об отклонении в развитии; составить схему «Последовательность возникновения отраслей специальной психологии»; составить таблицу «Предмет и задачи специальной психологии и смежных наук»; познакомиться с выдающимися учеными, внесшими вклад в развитие специальной психологии; познакомиться с белорусской школой специальной психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. В какой сфере общественного сознания впервые стали концентрироваться первые сведения об особенностях поведения лиц с нарушениями в развитии?
2. Чем характеризуется отношение к инвалидам на уровне религиозного сознания?
3. Какова роль систематического обучения лиц с нарушениями развития в становлении специальной психологии?
4. Какие отрасли специальной психологии являются наиболее изученными?
5. Какие новые отрасли специальной психологии оформляются в настоящее время? Объясните, чем вызвана необходимость новых направлений исследований в специальной психологии.
6. Лента времени «Последовательность возникновения отраслей специальной психологии».
7. Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии.
8. Предметное поле исследований в белорусской специальной психологии.
9. Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии.
10. Раскройте возможности взаимной ассимиляции данных педагогической и специальной психологии; данных патопсихологии и специальной психологии; данных клинической и специальной психологии; данных нейропсихологии и специальной психологии.
Литература основная: 13, 15, 16, 19
Дополнительная: http://www.special-psy.com/
Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:
1. Вклад П.П.Блонского в развитие специальной психологии.
2. Вклад Р.М.Боскис в развитие специальной психологии.
3. Вклад Т.А.Власовой в развитие специальной психологии.
4. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.
5. Вклад Л.В.Занкова в развитие специальной психологии.
6. Вклад М.И.Земцова в развитие специальной психологии.
7. Вклад В.В.Лебединского в развитие специальной психологии.
8. Вклад К.С.Лебединской в развитие специальной психологии.
9. Вклад В.И.Лубовского в развитие специальной психологии.
10. Вклад М.С.Певзнер в развитие специальной психологии.
11. Вклад С.Я.Рубинштейн в развитие специальной психологии.
12. Вклад Е.С.Слепович в развитие белорусской специальной психологии.
13. Вклад И.М.Соловьева в развитие специальной психологии.
14. Вклад Г.Я.Трошина в развитие специальной психологии.
15. Вклад Ж.И.Шиф в развитие специальной психологии.
16. Вклад А.В.Ярмоленко в развитие специальной психологии.
17. Научно-исторический проект «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии».
18. Проект «Внутрисистемные и междисциплинарные связи специальной психологии».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке
Цель: проанализировать житейские, философские, психологические представления о нормальном и патологическом развитии ребенка; составить схему основных условий нормального психического развития; определить основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология».
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «среднестатистическая норма», «функциональная норма».
2. Основные условия нормального психического развития (по А.Р.Лурии).
3. Основные подходы к решению проблемы «норма-патология»: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационный, гуманистический, уровневый.
4. Дихотомия «норма-патология» с точки зрения уровневого подхода.
5. Сочетание нарушений психофизиологического, индивидуально-психологического и личностно-смыслового уровней при психическом недоразвитии, задержанном, поврежденном, дефицитарном, искаженном, дисгармоническом развитии.
Литература основная: 1, 15, 16
Дополнительная: 4
Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:
1. Основные условия нормального психического развития (по А.Р. Лурии).
2. Психология здоровья и современные представления о психическом здоровье.
3. Уровневая концепция в решении проблемы норма-патология.
4. Психологические и социальные аспекты инвалидности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4