ТЕМА 5. Психология переговорного процесса 4 страница
Таким образом, психологический контакт в широком смысле слова - это общение. В узком смысле психологический контакт рассматривается с различных точек зрения. Станиславский К.С., например, считает, что психологический контакт - 1) это искусство оптимизации тактических отношений людей в процессе общения; 2) это приспособление; 3) это внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди «прилаживаются» друг к другу в ходе общения.
В криминолого-психологической литературе нет единого мнения относительно понятия «психологический контакт» и его сущности. Психологический контакт трактуется как условие, прием, стадия следственного действия и, наконец, как сложный комплексный метод, объединяющий серию тактических приемов, подчиненных единой цели и пронизывающий весь процесс межличностного взаимодействия следователя и участника следственного действия (Зорин Г.А.). Порубов А.И. рассматривает психологический контакт как систему взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Психологический контакт, по его мнению, это процесс взаимовлияния, сопереживания и взаимного понимания.
Порубов А.И. отмечает также, что установление психологического контакта с допрашиваемым во время допроса является не самоцелью, а средством достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать на всем протяжении допроса и в последующий период работы с данным участником процесса. На установление психологического контакта с допрашиваемым влияют следующие обстоятельства:
1) личность допрашиваемого;
2) личность допрашивающего;
3) особенности раскрываемого (расследуемого) преступления;
4) обстановка допроса (опроса).
Дулов А.В. определяет психологический контакт как целенаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижении его целей. Контакт позволяет рационализировать режим общения в конкретном следственном действии. Соловьев А.Б. рассматривает психологический контакт как возникновение своего рода эмоционального доверия к оперативному работнику или следователю. Наличие эмоционального доверия является желательным элементом психологического контакта. Иногда следователь не имеет возможности вызвать к себе эмоционального доверия человека, так как последний, вступая в общение, имеет цели, противоположные целям следователя. Например, в возникшей ситуации общения допрашиваемый рассчитывает найти решение собственных проблем.
Глазырин Ф.В. определяет психологический контакт как готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых и полных показаний. Васильев В.Л. трактует психологический контакт как стадию, на которой оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяют такие параметры, как темп, ритм общения, основные состояния собеседников, позы, мимику и в некоторых случаях основную аргументацию.
Среди ученых-криминалистов были высказаны мнения о неудачности самого термина «психологический контакт». Ратинов А.Р., Карнеева Л.М., Степичев С.С. утверждают, что лучше говорить не о контакте, а о правильном психологическом подходе к допрашиваемому, о понимании его мыслей, чувств и состояний в целях воздействия на его поведение. Однако даже эта группа ученых склонна разделить мысль о том, что многолетнее использование термина «психологический контакт» в отечественной криминалистике, юридической литературе позволяет применять его и в дальнейшем.
В оперативно-розыскной психологии проблема психологического контакта еще не была подвержена глубокому теоретическому осмыслению, а ее исследователи находятся на уровне эмпирических наблюдений и собирания разрозненных крупиц опыта практиков.
Почему необходим психологический контакт?
1) Часто он оказывается необходимым (и достаточным) условием осуществления оперативной и следственной работы. Как склонить человека к негласному сотрудничеству без психологического контакта? Как без него расследовать преступление, если известно, что лицо виновно в совершении преступления, а изобличающих фактов недостаточно?
2) Глазырин Ф.В. считает, что даже в тех случаях, когда обвиняемый и приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания и готов к этому, зачастую он все же старается скрыть те или иные детали, относящиеся к преступному событию. Если удастся установить с подследственным психологический контакт, то больше шансов получить по делу максимум правды.
3) Психологический контакт необходим и тогда, когда, казалось бы, он и не нужен: все доказательства имеются в деле. В этом случае психологический контакт позволяет более эффективно осуществлять следственные мероприятия, нежели когда между участниками процесса имеют место неприязненные отношения.
Зорин Г.А. обосновал 5 стадий формирования психологического контакта. Данная система стадий в наибольшей степени соответствует тактике допроса. С минимальными преобразованиями она может использоваться при осуществлении оперативного опроса и других следственных действий.
1-ая стадия: предварительное изучение личностных качеств участника допроса (опроса).
1.1. Сбор и анализ информации об участнике общения.
1.2. Выявление личностных и психологических особенностей, характеризующих возможные состояния и позицию участника допроса (опроса), прогнозирование целей и мотивов, которые он будет пытаться реализовать.
1.3. Формулировка вопросов и подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на формирование психологического контакта и обеспечивающих получение полной и правдивой информации.
2-ая стадия: вступление в контактное взаимодействие.
2.1. Встреча и обмен репликами приветствия.
2.2. Формирование первоначального согласия.
3-ая стадия: формирование ситуативной установки участника допроса (опроса) на контактное взаимодействие.
3.1. Углубление знаний об участнике следственного действия путем постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах, характеризующих личность. Это целесообразно делать в ходе фиксации в протоколе анкетных данных.
3.2. Передача следователем участнику допроса некоторых сведений о себе, о своем отношении к различного рода ситуациям, людям и др.
4-ая стадия: контактное взаимодействие в основной части следственного действия (рефлексивная стадия).
4.1. Формирование контактных отношений в ходе свободного рассказа.
4.2. Укрепление психологического контакта при постановке серии вопросов, направленных на получение полных и правдивых показаний.
5-ая стадия: стабилизация психологического контакта при окончании допроса (опроса).
5.1. Одобрение следователем позиций, занятой контактным участником следственного действия при чтении и подписании протокола.
5.2. Тактические действия, направленные на укрепление контактных отношений в последующих следственных действиях с участием данного лица.
Несколько отличная методика установления психологического контакта предложена А.В. Аграшенковым. Для практического применения методики необходимо усвоить следующие основные принципы.
1. Последовательное и полное прохождение всех стадий установления контакта. Это существенно, поскольку задержка на каком-либо этапе ведет к своеобразному «окостенению» отношений. В том случае, когда делается попытка «перепрыгнуть» этап или ускорить его прохождение, возможен противоположный эффект во взаимоотношениях между партнерами.
2. Ориентировка и опора только на четкие и заранее изученные признаки и показатели возникновения этапа, достижения его зрелости и готовности к переходу следующего.
3. Вызов у партнера желания и стремления действовать в направлении сближения. Необходимо ориентироваться не только на собственное воздействие, но и на ответное. Поэтому нельзя отводить партнеру пассивную роль.
Методика установления контакта предполагает последовательное прохождение пяти этапов, названия которых отражают сущность каждого.
1 этап. Снятие психологических барьеров.
2 этап. Нахождение совпадающих интересов.
3 этап. Определение принципов общения.
4 этап. Выявление качеств, опасных для общения.
5 этап. Адаптация к партнеру и установление контакта.
Краткое описание методики установления психологического контакта отражено в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика этапов | Первый этап | Второй этап | Третий этап | Четвертый этап | Пятый этап |
Цель | Снятие психологических барьеров | Нахождение совпадающих интересов | Определение принципов общения | Выявление качеств, опасных для общения | Адаптация к партнеру и установление контакта |
Функции | 1. Снятие психологических барьеров. 2. Снижение напряжения | Получение партнером положительных эмоций от нахождения совпадающих интересов | 1. Осуществление первого обмена информацией о принципах общения. 2. Отбор ценных для общения качеств партера | 1. Выявление качеств партнера, не проявившихся на предыдущих этапах. 2. Установление силы и условий проявления отрицательных качеств | 1. Установление контакта с партнером. 2. Поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне при рациональном распределении ролей |
Положительные факторы | 1. Частота согласий с партнером. 2. Взаимность и совпадение согласий. 3. Чередование согласий с обеих сторон | 1. Выявление одинаковых суждений. 2. Одновременность переживаний по одному и тому же поводу | 1. Предложение обоюдно приемлемых принципов. 2. Проявление ожидаемых от вас качеств | 1. Отказ от публичного фиксирования и осуждения отрицательных качеств партнера. 2. Готовность к раскрытию ряда собственных отрицательных черт | 1. Точность прогноза ожидаемого поведения партнера. 2. Совпадение ваших действий с ожиданиями партнера |
Отрицательные факторы | Настороженность, ведущая к возникновению психологических барьеров | 1. Возможное расхождение оценок. 2. Большая продолжительность поиска совпадающих интересов | 1. Изображение негарантируемых качеств. 2. Демонстрация авторитарных качеств. 3. Попытка анализа декларируемых партнером качеств. 4. Высказывание сомнений | 1. Оценка нашего поведения как «выведывание качеств». 2. Маневрирование. 3. Прямые вопросы относительно отрицательных качеств партнера. 4. Нежелание раскрыться самому | 1. Нежелание партнера отказаться от своих отрицательных качеств. 2. Недостаточный опыт совместного принятия решений и совместных действий |
Принципы | 1. Согласие с партнером. 2. Выбор нейтрального материала для беседы. 3. Избегание обсуждения спорных вопросов | 1. Вызов эмоционального переживания партнера по близкой ему теме. 2. Занятие пассивной позиции при получении информации | 1. «Готовность». 2. Ответное сообщение о себе. 3. Постепенное раскрытие своих качеств. 4. «Избегание» | 1. Инициатива. 2. Откровенность. 3. Эквивалентность | 1. Общая судьба. 2. Влияние на партнера через регулирование собственных качеств |
Тактические приемы | Согласие со всеми высказываниями партнера | 1. «Нарастание». 2. Детализация. 3. Общие проблемы | 1. Формулирование принятого. 2. Подведение итогов. 3. Сходные мнения («уподобление»). 4. Оправдание ожиданий | 1. Высказывание сомнений. 2. Сопоставление противоречий. 3. Диагностические вопросы. 4. Вызов спора. 5. Расслабление | 1. Первичные действия. 2. Указание на качество, требующее регуляции. 3. Подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости. 4. Обращение за советом |
Используемые фразы | - Я полностью с вами согласен. - Вы, бесспорно, правы. - Нельзя не согласиться с вашими утверждениями. - Очень рад, что наши с вами мнения совпадают | - Расскажите об этом подробнее. - Так как же, вы говорите, было дело? - Очень интересно… | - Я вижу, вы человек общительный. - Я рад, что нашел в вас то, что представляется для меня особенно ценным. - Вы умеете принимать точку зрения другого человека. - Я и сам так о вас думал. - Я полагал, что примете такое же решение | - У меня есть плохая привычка… - Я часто говорю непонятно. Часто я бываю нетерпелив и перебиваю собеседника. - Не удивляйтесь моей привычке. - Судя по всему, у вас прекрасный характер. - Я не хотел бы осуждать других | - Я скажу вам прямо, но только не обижайтесь. - Можете не соглашаться со мной, но я должен предупредить. - Так как мы можем успешно решать вопросы, нужно спокойно обсудить создавшуюся ситуацию. - Думаю, мы сможем вместе найти правильное решение |
Признаки и показатели | 1. Паузы после ваших вопросов становятся короче. 2. Начинают преобладать собственные сообщения собеседника. 3. Уменьшается количество односложных ответов | 1. Нахождение общей приемлемой темы разговора. 2. Периодическое возвращение к обсуждению найденной темы. 3. Появление общего фонда слов и выражений. 4. Частое появление воспоминаний, связанных с обсуждаемой темой | 1. Первые упоминания партнера о принципах общения. 2. Подчеркивание собеседником собственных качеств и свойств. 3. Повторение одних и тех же форм поведения. 4. Оповещение о привычках и предпочтениях | 1. Первое высказывание партнером сомнений в достоверности определенных им личностных качеств. 2. Стремление партнера изменить ваше представление о нем. 3. Его рассказы о себе через другое лицо. 4. Использование «опережающих» возражений. 5. Расспросы о других людях. 6. Навязывание спора | 1. Проявление стремления партнера к принятию общих решений. 2. Подчеркивание общности целей. 3. Проявление «эффекта бумеранга». 4. Смена суждений и оценок партнера. 5. Признание вашей правоты. 6. Предло жение сделать все так, как предлагаете вы |
Фразы, используемые партнером | В ходе общения фразы становятся все более длинными и сложными по структуре, ответы - объемными | - Как мы уже говорили… - Вспоминаю по этому поводу… | - Не могу не согласиться. - Я всегда соглашаюсь с тем, что правильно. - Об этом нужно подумать. - Откровенно говоря… | - Вы преувеличиваете мои достоинства. - Вы ошибаетесь в своих выводах относительно меня. - Я бываю слишком резок в таких ситуациях. - Вот вы сейчас скажите, что… - Что из себя представляет N? | - Говорите, что и как нужно сделать, что бы все было хорошо. - Как мы договорились, так и… - Как вы считаете правильнее было бы поступить? |
Результаты | Напряженность начальных отношений сменяется расслабленностью. Степень самоконтроля вашего партнера снижается, он включается в общение на основе согласия | Устанавливаются зоны общения, в которых найден общий интерес. Возникает стиль первоначального взаимодействия. Образуются предпосылки для распространения этого стиля на другие темы разговора | Создается некоторое общее представление о личных качествах партнера. Появляются первые признаки взаимопонимания | обнаруживаются ранее скрытые отрицательные качества партнера и его негативные привычки. Данный факт доводится до партнера, влияя на его последующее поведение | Выявляются как качества партнера, так и мотивы его действий. У партнера формируются психологические состояния, облегчающие установление и углубление контакта с ним |
Предпосылкой для формирования психологического контакта с участниками уголовного процесса являются профессионально-важные качества следователя. Они в свою очередь обусловлены особенностями следственной деятельности как профессии, а именно: государственный и политический характер, ее правовая регламентация, противодействие заинтересованных лиц, наличие властных полномочий, сохранение служебной тайны, своеобразие общественно-психологической атмосферы расследования, разнообразие и творческий характер, своеобразное сочетание коллективных и творческих начал, дефицит времени, воспитательное воздействие, повышенная ответственность и процессуальная самостоятельность [37, с. 20].
Следователь-мастер по направленности своей деятельности похож на опытного хирурга. Обоим общество дало огромные права. Хирург своим скальпелем вторгается в святое святых - живое тело. Там хирург иссекает злокачественную опухоль на благо человеку, для сохранения здоровых тканей, для спасения его жизни. Следователя общество наделило. Пожалуй, еще большими правами: он может арестовать, обыскать ... но главное следователь в интересах общества и в интересах самой личности может вторгаться в интимный, душевный мир человека и делает это в соответствии с требованиями закона. Установление психологического контакта не менее сложно, чем хирургическая операция. Здесь сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы, различные интересы и т. д. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и криминалистической тактики и мастерство, проявляющееся в профессиональных навыках ведения диалога. В литературе выделяются три группы профессиональных качеств следователя.
1. Интеллектуальные качества. К ним относятся дискурсивное и интуитивное мышление. Дискурсивное мышление работает в строго ограниченной области, когда известно, что требуется доказать, и собран необходимый для логической обработки материал. Дискурсивное мышление сопровождается логическими формулировками. Интуитивное мышление - это обязательный элемент следственного творчества, это своего рода кульминация творческого процесса, "своеобразный гребень волны, где полно и целостно представлена как ретроспектива, так и перспектива"[2].
2. Основные характерологические качества: настойчивость, самостоятельность, терпение, самообладание, принципиальность, последовательность, целеустремленность, решительность, инициативность, мужество.
3. Психофизиологические качества следователя: эмоциональная уравновешенность, способность к сосредоточению, психологическая выносливость, значительный объем внимания, его быстрая переключаемость, быстрая ориентировка в новых условиях, способность работать при посторонних раздражителях.
Успех в процессе установления психологического контакта в значительной степени зависит от того, обладает ли следователь такой чертой характера как общительность. Следователь должен уметь заставить разговориться скрытного, молчаливого от природы человека, придержать болтливого, найти подход к ребенку, старику, малограмотному. Для достижения названных целей знания психологии допрашиваемых лиц будет отнюдь не достаточно. Здесь важно легко вступать в контакт с незнакомыми лицами, расположить к себе человека и начать с ним беседу.
Рекомендуемая литература:
1. Аграшенков А.В. Психология в таможенном деле - СПб., 1995 - 621 с.
2. Базаров Т.Ю., Тыщенко П.П. Психологические аспекты общения в специальной работе: Учебное пособие для слушателей вузов. - Домодедово: РИПК работников МВД России, 1992. - 71 с.
3. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство - М., 1980 - С. 47.
4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996. - С. 364-365.
5. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе и криминалистике. - Минск: высшая школа, 1968. - С. 46-66.
6. Порубов Н.И. Психологические основы допроса. - Минск: высшая школа, 1968. - С. 23-43.
7. Ратинов А.Р., Ефимова Н.И. Психология допроса обвиняемого: Методическое пособие. - М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1988. - С. 60-70.
8. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - С. 398-406.
9. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. - М.: Право и закон, 1996. - С. 37-58.
10.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 1995. - С. 73-78.
11.Следственная практика: серийное издание многих лет (спец. библиотека).
ТЕМА 5. Психология переговорного процесса