Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. У животных находящихся на основании эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием… .

2. Последовательность событий, в результате которой информация от… … передается в нервную систему и вызывают автоматическую реакцию, называется… .

3. Присуще данному виду сложные… формы поведения, организация и цели которые генетически детерминированы, называют … поведением.

4. У человека и животных известен феномен … - глубокой привязанности к первому … предмету, оказавшемуся в поле восприятия сразу же после рождения.

5. Только представители видов, обладающих способностью к … и приобретению …, могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.

6. На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь … … внешних воздействий.

7. Представители стадии … отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей.

8. Относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, называется … .

9. Примерами … … могут служить привычки домашних животных или их дрессировка.

10. Толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - … … .

Вопросы для контрольной работы

1. Психика как деятельность и психика как образ.

2. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурия.

3. Роль психики в эволюции животного мира.

4. Сравнение психики животного и человека

5. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредованность «психологическими орудиями».

6. Роль языка в возникновении сознания. Функции языка.

7. Психика как деятельность и психика как образ.

8. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву).

9. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

10. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н. Леонтьев).

11. Сравнение психики животного и человека.

12. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву). Современные представления о структуре сознания.

Тема 5. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.

1. Основные отличия психики человека от психики животных.

2. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Его социальная обусловленность и опосредствованность «психологическими орудиями».

3. Роль языка в возникновении сознания. Функции языка.

4. Структура сознания, по А.Н. Леонтьеву. Общее представление о смысловой сфере личности.

Литература

Основная

1. Давыдов В.В. Сознание и проблема идеального // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 399-404.

2. Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 322-329.

3. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 379-385.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.- сост. Е.Е. Соколова. М.: РПО, 1999. С. 386-398.

Дополнительная

1. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М., 1977.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. М., 1982.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.

5. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л., 1989.

6. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

8. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Вопросы для обсуждения

1. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Най­дите в них ошибки и неточности, если они есть.

1. Сознание есть отражение действительности — истинное или преврат­ное.

2. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии воз­можность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое рели­гиозное понятие души.

3. Сознание в качестве информации выполняет как отображающую, так и управляющую функцию.

4. Сознание — это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предпола­гает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находя­щемуся вне сознания.

5. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражения отражения.

6. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.

7. Если психика связана с рефлексами, значит психика и сознание и есть рефлекс.

8. Сознание — это коллективное идеальное.

9. Бессознательное немыслимо без осознаваемого.

10. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

2. Проанализируйте отрывок из работы Л. Леви - Брюля «Первобытное мышление». Охарактеризуйте особенности пер­вобытного сознания. Чем оно отличается от современного?

То, что мы называем опытом и последовательностью явлений, от­нюдь не находит у первобытных людей сознания, готового просто их вос­принять и склонного пассивно подчиниться полученному впечатлению. Напротив, сознание первобытного человека уже наперед заполнено ог­ромным числом коллективных представлений, под влиянием которых все предметы, живые существа, неодушевленные вещи, или орудия, приго­товленные рукой человека, мыслятся всегда обладающими множеством мистических свойств. Следовательно, первобытное сознание, чаще всего совершенно безразлично относящееся к объективной связи явлений, об­наруживает особую внимательность к проявляющимся или скрытым ми­стическим связям между этими явлениями. Источником этих ассоциаций, предопределяющих восприятие первобытного человека, является отнюдь не опыт, и против них опыт совершенно бессилен... Я сказал бы, что в коллективных представлениях первобытного мышления предметы, суще­ства, явления могут быть... одновременно и самими собой и чем-то иным. Не менее непостижимым образом они излучают и воспринимают силы, способности, качества, мистические действия, которые ощущаются вне их, не переставая прибывать в них.

Вопросы для контрольной работы

1. Проблема единства сознания и деятельности (различные точки зрения на ее решение).

2. Проблема социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).

Наши рекомендации