Процесс формирования и критерии оценки личности.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

наименование кафедры: Уголовно-исполнительное право.

наименование дисциплины: Юридическая психология.

Контрольная работа.

Тема № 13 Психические свойства личности: классификация и общая характеристика. (примеры учета индивидуальных особенностей человека при решении профессиональных задач).

Преподаватель:__________________________________

Студент заочного отделения

Головин Вячеслав Николаевич

Курс№4,группа№663,3взвод

Место работы: УФСИН по Архангельской обл.,

ФГУ ИК-16 г. Онега

Ул. Суворова,18 кв.5

Тел.8-818-39-7-79-03

Регистрация

от « « 2010г.

Г. ПСКОВ 2010 год.

План.

Введение………………………………………………………………………..3

1 Понятие личности……………………………………………………………3

2 Процесс формирования и критерии оценки личности……………………..6

3 Структура и содержание личности………………………………………….10

4 Типы личности………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………..17

Введение.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансфор­мируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.) широко использующих его применительно к субъектам различных пра­воотношений. Характерной чертой употребления данного понятия юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии) некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек. Эта особенность следует иметь в виду, чтобы правильно ориентироваться во все этих терминах изучающим юридическую психологию, которая, с одной стороны опирается на фундаментальные, принятые в психологии понятия, с другой — должна учитывать терминологию законодательных актов подзаконных источников права.

Понятие личности.

Индивид, личность, субъект деятельности. Личность - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности. Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, рас­пространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского процесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием. Стоит взглянуть на целый ряд законодательных актов, чтобы убедиться в этом. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа «неприкосновенности личности» (ст. 11 УПК РСФСР). Или: при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Термин «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2 ст. 73 УК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен «преступлениям против личности».

Аналогичная картина имеет место и в гражданском праве, когда речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страдании (см., например ст. 150-—152, 1099—1101 ГКРФ).

Анализируя подобные формулировки, содержащиеся в законода­тельных актах, различных литературных источниках психологического и правового характера, невольно задаешься вопросом: что же представляет собой личность, каковы ее признаки, критерии и содержание? Попытаемся ответить на все эти вопросы.

Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индивиде - представителе вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней. К социальным условиям своего бытия. То есть происходит постепенный процесс социализации, формирования его личности, от, почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится. С этой точки зрения по сравнению с понятием индивид понятие личность качественно более новое образование, появляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отношения с окружающими его людьми".

Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.) или маска, в которой актер выступал на сцене древне­греческого, а потом древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности театрального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, театральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало использоваться в определении личности, человека, выступающего в той или иной социальной роли.

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» — на связь человека с обществом, со­циальной средой. Поэтому в настоящее время понятие «личность» уже не рассматривается вне зависимости от внешнего социального окружения человека, от того, как он воспринимается со стороны, как проявляет себя в обществе, каков его индивидуальный стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге — в какой мере он включен в общественные отношения. Вот, к примеру, одно из таких определений: «личность есть внешнее проявление индивидуальности — как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует».[1] В данном определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы многих авторов к раскрытию понятия личности. А определений личности, кстати, очень много. Американский психолог Г. Олпорт насчитал их порядка пятидесяти в психологии, философии, социологии, теологии, в юриспруденции, что лишний раз подтверждает интерес к этому понятию, многогранность самой феноменологии личности и уникальность ее организации.

Как справедливо пишут исследователи данной проблемы, психоло­гический феномен личности следует рассматривать исходя из различных предпосылок. Поэтому ни одно определение личности не может дать исчерпывающего представления о ней, но каждое из них освещает определенные стороны данного явления, Использование множества разнообразных определений расширяет и углубляет наше понимание личности, дает новую информацию, позволяя приблизиться к пониманию глубины и содержания данного явления". Такого подхода к понятию личности придерживаются многие психологи.

Так, при описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

биологический — личность изучается, прежде всего, с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер;

экспериментальный - изучение личности идет от исследования персептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях;

социальный — изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;

гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида. Какому из этих подходов отдать предпочтение? думается, все они могут быть полезны в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь. Одно дело, если разрабатывается соответственно теория личности, и несколько иное, если решаются какие-то частные вопросы сугубо практического характера.

Если исследователь придерживается биологического подхода, то для него, очевидно, приоритетом в изучении личности являются генетические, наследственные факторы, оценка их роли в развитии и становлении личности.[2]

Процесс формирования и критерии оценки личности.

На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный про­цесс формирования его личности под влиянием социальной среды и вос­питания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздей­ствиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целена­правленное отношение к окружающему миру выражается, прежде всего, в поступках, поведении человека, в том числе, к сожалению, и антиоб­щественного характера.

Поскольку в современном обществе имеют место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оцен­ки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление.

Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в ин­дивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. «Индивидуальность, - проявля­ется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих ин­тересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле дея­тельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности»

И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к другу, тем не менее, они не тождественны. Употребляя термин «индивидуальность по отношению к кому-либо, мы подразумеваем че­ловека яркого, т.е. выделяющегося среди других определенным своеоб­разием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек яв­ляется еще и личностью, это означает нечто большее. «Личностью в специфическом смысле этого слова, — пишет С.Л. Рубинштейн, — яв­ляется человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он при­шел в итоге большой сознательной работы». И далее: «глубина и богат­ство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми...

Каким образом происходит формирование личности? Где истоки личностного начала в человеке и когда появляется личность? Какие признаки помимо включенности индивида в систему межличностных, общественных отношений могут свидетельствовать о состоявшейся личности, каковы критерии этого? Вот те вопросы, которые не могут нас не интересовать. От того, насколько правильно ответим на них, во многом будет зависеть психолог правовая оценка противоправных действий, понимание психологических критериев вменяемости и невменяемости, определение меры наказания не только с учетом содеянного, но и особенностей личности виновного, как того требует законодатель. Попытаемся ответить на поставленные вопросы. Специалисты в области детской психологии отмечают, что уже к четвертому месяцу жизни ребенка появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нем}7 извне сигналы в виде положительных (улыбка) либо отрицательных (выражение тревожности) реакций при восприятии им людей. Данное обстоятельство свидетельствует о самой ранней, начальной организации первого опыта общения индивида, о появлении у него начавшей формироваться способности к различению. Уже в эти первые месяцы ребенок неосознанно начинает руководствоваться принципом реальности, и в его подсознании начинают проявляться первые проблески его Я. В возрасте 8—9 месяцев у ребенка отмечают такой хорошо известный эмоциональный феномен, как страх перед незнакомыми людьми, что вызывает у него аффективно окрашенные формы реагирования. В этот же период у него формируются собственные телесные ощущения, зрительные, тактильные и проприоцептивные виды восприятия, т.е. начинается процесс разграничения себя и среды, себя и ближайшего окружения. Наблюдая за поведением ребенка в начале второго года, у него можно заметить пробуждающийся интерес к новым, незнакомым людям, элементы подражания. А уже приблизительно с трех лет происходит активное формирование его Я. В это же время начинается известный многим по наблюдениям за детьми очень важный точки зрения развития личности период негативизма, когда ребенок противится всякому давлению извне, как бы желая все, о чем ему говорят, делать наоборот поступая так только ради того, чтобы показать свой характер, утвердить себя и не побоимся сказать, проявить первые едва заметные ростки своей пробуждающейся личности. По существу, это своего рода первое опробование своего собственного Я в качестве субъекта межличностных (обычно семейных отношений с теми, кто его непосредственно окружает. Но это еще, понятно, далеко не личность.

Хорошо известны наиболее заметные периоды в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формировании его личности (ранний детский возраст, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), а также главные жизненные кризисы, связанные с переходом от одного, возраста к другому .

Критерии оценки личности. Наблюдая за развитием человека, мы используем определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности. Каковы эти критерии? Один из них, отмеченный выше, это ощущение своего Я, которое лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного Я, образа самого себя, который по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К. Роджера, становится «реальным Я» человека или его Я-образом. Таким образом, Я-образ представляет собой динамическое образование личности индивида. В жизни у человека периодически происходит смена множества его образов самого себя. Все это является результатом весьма продолжительного и очень важного процесса самопознания, который предполагает развитие у человека определенных познавательных способностей, интеллекта. Как отмечает, «всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим». Поэтому всякое продвижение к самопознанию человека, закрепленное в его Я-образе, представляет весьма значимый шаг в его развитии, в построении им своей собственной системы взаимоотношений, прежде всего с самим собой, а также взаимодействия с другими людьми. Напротив, неадекватный, искаженный «образ самого себя» может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, о его сниженной критичности, задержке психического, личностной развития, что немаловажно учитывать при оценке личности виновного, потерпевшего (ей), особенно когда с первого взгляда бывают, непонятны до конца мотивы поведения. Кстати, иногда стремление человека отстоять собственный Я-образ может выступать в качестве побудительной силы (мотива), толкающей его на те или иные поступки, в том числе и противоправного характера.[3]

Разрыв переживаемых эмоций, их избыточность, связанные с ощущениями человеком своего Я-образа, утрата (даже частичная!) этого Я нередко свидетельствуют о начавшемся процессе личностной дезинтеграции и даже о возможном распаде личности, обусловленном какими-то серьезными расстройствами психики. Одним из важнейших элементов Я-образа является такое личностное образование как «мое». Это не только само тело человека и его части, но и любые другие объекты, при утрате которых он чувствует себя лишенным чего-то очень важного для него. Размытые границы между «мое» «не мое» могут говорить о еще далеко не завершившемся процессе формирован личности, сниженной критичности, о личностной незрелости человека или, как говорят, инфантилизме личности — явлении, чаще встречаемом при рассмотрении в судах правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, молодыми людьми. Наряду с реальным Я в сознании человека может присутствовать и его идеальное Я, т.е. тот образ, в котором он склонен представлять, видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я ре­альное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаи­модействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном Я со своим идеальным Я-образом, с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному Я». Наличие или отсутствие гармонии между этими двумя образами является важным критерием оценки личности. Слишком большое их несоответствие может стать причиной серьезных трудностей, переживаемых человеком, его нервно-психической неуравновешенности, повышенной тревоги, неадаптивных форм поведения, что также чаще всего служит показателем личностной незрелости, отставания субъекта в психическом развитии, его социальной неадаптивности. Близким, но не тождественным по содержанию с Я-образом является понятие «сила Я» (фактор С по 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла), с помощью которого определяется сбалансированность реального Я и Я-образа субъекта. Понят» «сила Я» отражает внутреннее равновесие личности, ее цельность, развитые адаптивные качества. Высокое значение фактора. Свидетельствует об отсутствии инфантильности в структуре личности субъекта, его" эмоциональной стабильности, зрелости. Такие люди смело смотрят фактам лицо, уверены в себе, постоянны в своих планах, желаниях, не поддаются случайным колебаниям настроения, хорошо осознают требования действительности, видят и правильно оценивают свои недостатки, легко адаптируются к новым условиям". Все это имеет не последнее значение при оценке личности кандидатов, отбираемых на учебу в юридические вузы, та службу в органы юстиции. Следующим важным критерием оценки уровня развития личности субъекта является сформированности его самооценки. Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудов­летворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей сформировавшейся личности. Так, слишком завышенная самооценка может говорить не только о не завершившемся процессе формирования личности (равно как и об отсутствии должного воспитания), но и о серьезных отклонениях от психической нормы. Известно, например, что больные шизофренией чаще оценивают себя более высоко, чем психически нормальные люди. Человек с завышенной самооценкой обычно переоценивает себя, свои возможности, что служит иной раз причиной конфликтных отношений с окружающими, отвергающими его завышенные притязания на всеобщее призна­ние, на более высокий социальный статус. Все это в еще большей мере усугубляет характер межличностных отношений, способствует свертыванию контактов с окружающими людьми, самоизоляции субъекта, развитию у него таких отрицательных личностных качеств, как излишняя подозрительность, повышенная обидчивость, чрезмерная мнительность, нарочитое высокомерие, отчуждение, замкнутость (аутизм).

Заниженная самооценка также оказывает негативное влияние на формирование личности только в ином направлении, способствуя фор­мированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге — появлению комплекса неполноценности.

Для объективной оценки личности субъекта помимо его самооценки необходимо также учитывать действительную оценку личности группой. Установлено, что значительное повышение самооценки личности сопряжено со снижением ожидаемой ее оценки группой.

Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта является уровень его притязаний, тесно связанный с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, пре­одоление которых является целью для субъекта, а с другой — желаемый уровень самооценки личности (уровень Я-образа). Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Установление субъектом оптимального уровня притязаний во многом определяется зрелостью его личности, объективно взвешенной оценкой своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств. Вот почему человек, принимающий важные решения и в то же время значительно переоценивающий эти факторы, нередко демонстрирует свою личностную незрелость, выглядит беспочвенным прожектером, на которого нельзя полагаться в серьезных делах. С другой стороны, тот, кто существенно занижает сооственный уровень притязании, выглядит малоактивным, безынициативным, от которого чаще всего не приходится ожидать больших успехов в деятельности. Изучение уровня притязаний людей помогает оценивать их личность, понимать мотивы поведения.

Тесную связь с Я-образом, самооценкой, уровнем притязания личности имеет самоуважение человека, в котором отражается соотношение его собственных притязаний и реальных достижений. Чем выше, успех, достигаемый субъектом, и ниже уровень его притязаний, тем в большей мере возрастает его самоуважение, являющееся наряду с другими отмеченными выше факторами важным критерием оценки сформированности и зрелости личности. Процесс развития личности, как справедливо подмечено, предполагает постоянную трансформацию Я-образа, самооценки, самоуважения человека, в конечном итоге, — динамику его самосознания.

Таковы основные критерии оценки уровня развития и сформированное личностной зрелости человека, которыми не исчерпывается еще в полной мере само определение личности, о чем речь пойдет впереди.[4]

Структура и содержание личности.

Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных. В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному описанию личности:

описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (так называемый факторный анализ личности);

описание личности в зависимости от ее типа (так называемое типо­логическое описание личности).

Черты, качества, факторы личности. Первоначально наиболее активно развивалось направление, в котором исследовались отдельные черты или качества личности. Последние рассматривались как независимые друг от друга признаки, например: умный, общительный, настойчивый и т.д.

При таком подходе в понятие качество личности вкладывается оп­ределенная, длительно существующая, отдельно взятая, стабильная ха­рактеристика конкретного человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. Обычно то или иное качество, черта бывают выражены в большей или меньшей степени либо они могут вообще не проявляться.

С помощью специально разработанных методик отдельные качества (или свойства) личности могут быть не только выявлены, но и благодаря тому, что они поддаются измерению, сопоставляться, подвергаться ранжированию. Это позволяет сравнивать людей по выраженности у них того или иного качества. Изучая определенное качество, черту, мы как бы соотносим его с границами выраженности данного качества у других лиц и в соответствии с этим даем им различную оценку по этому качеству.

Понятно, что качественные характеристики у людей встречаются самые разнообразные. Они могут быть связаны с их интеллектом, темпераментом, способностями, интересами, социальными отношениями, особенностями характера и т.д. Поэтому, чтобы удобнее было пользоваться ими при описании личности того или иного человека, наиболее общие, близко расположенные друг к другу качества сводятся воедино в какой-то один общий для них фактор.

Тип личности. В дальнейшем указанное выше направление было до­полнено введением понятия тип личности (личностный тип).

Личностные типы — это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной клас­сификации. Такой подход позволяет дать в наиболее общем виде психо­логический портрет человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства, организующего вокруг себя ряд других качеств. В любом случае, понятие «личностный тип» предполагает существование определенной связи, корреляции между отдельными чертами личности, совокупность которых и характеризует тот или иной тип.

Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие - те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер - смотря под каким, углом зрения его рассматривать. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любая типология дает весьма обобщенный психологический профиль личности, очерчивает лишь некие общие границы, в которые может быть помещен индивид, даже не представляющий собой «чистый» в соответствии с принятой классификацией тип личности. В этих случаях говорят, что он «похож» на данный тип личности, находится ближе всего к нему. Как тонко подмечено, каждый чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого.

И все же, при всей относительности данного подхода, определение типологической принадлежности человека имеет большое значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен. Остановимся кратко на некоторых из наиболее известных типологических характеристиках личности, оказавших влияние на современные представления о личности.

К одной из наиболее ранних относится известная типология древне­греческого врача Гиппократа (IV в. до н.э.), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрений на роль крови, желчи, различных гормональных выделений и т.п. в жизнедеятельности организма, классификация людей по этим исследованиям и описаниям.

четырем типам темперамента, до сих пор нередко используется, особенно в научно-популярной литературе.

Такое обобщенное деление людей на экстравертов и интровертов вошло в обыденное сознание. Однако «чистые» интровертированные или экстравертированные типы (так же, как и «чистые» сангвиники, холерики и пр.) встречаются намного реже, чем смешанные с преобладанием той или иной направленности. Впрочем, и сам Юнг отмечал, что каждый индивид в той или иной мере обладает «механизмами» как интроверсии, так и экстраверсии. «Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда, естественно, происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой...» Дополнительно к этим двум установкам Юнгом были выделены еще четыре психологические функции, а именно: мышление, эмоции, ощущения, интуиция. Как писал Юнг, «если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отношению к объекту».[5]

Типы личности.

Используя классификацию Юнга, перейдем к более подробному описанию выделенных им восьми личностных типов.

Экстравертированный мыслительный тип личности. Лица, принадлежащие к данному типу, свои решения, поступки ставят в зависимость от своих интеллектуальных выводов. Причем их интеллектуальные оценки, точка зрения нередко становятся догматически застывшими, а иные, чуждые им взгляды отвергаются либо отодвигаются на задний план. Эмоции, переживания занимают у них второстепенное место, а иногда и просто подавляются. Среди этих лиц можно встретить крупных реформаторов, государственных, общественных деятелей, активных, деятельных людей, фанатично преданных

Экстравертированный эмоциональный тип личности. Данный тип, в отличие от предыдущего, наиболее распространен среди женщин. У лиц этой группы эмоциональная сфера доминирует над мышлением, которое по отношению к чувствам играет вспомогательную роль. Поэтому их чувства отличаются пылкостью, сниженной рационалистичностью, в большей мере демонстративностью, чем глубиной переживаний. Оба описанных выше типа названы Юнгом рациональными, поскольку жизнь этих людей в значительной мере подвержена разуму, сознательно-волевому контролю, В отличие от них два последующих типа личности отнесены автором рассматриваемой классификации к иррациональным типам, поскольку они основывают свои действия «не на суждениях разума, а на абсолютной силе восприятия. К ним относятся:

Экстраеершарованный сенсорный тип личности. Для лиц данной группы характерной чертой является ориентация на получение новых ощущений, наслаждений от жизни в различных ее проявлениях. Экстравертированный интуитивный тип личности. У лиц данного типа мышление и чувствование уступают интуитивному восприятию различных новых жизненных обстоятельств. У них «тонкое чутье» к зарождающимся явлениям. Часто эти люди воодушевляют своими идеями других, но сами никогда не доводят их до конца. Под воздействием «симптома навязчивости» они легко увлекаются, нередко разбрасываются в своих начинаниях и в силу этого непостоянны. Среди них, как считает Юнг, много предпринимателей, политиков. Более распространен данный тип личности, по его мнению, среди женщин.

Интровертированнып мыслительный тип личности. Юнг пишет, что как Дарвина можно было бы отнести к экстравертированному мысли­тельному типу, так Канта - к противоположному интровертированному мыслительному типу. Если первый из них оперирует фактами, стремится к расширению Сферы познания, то второй в своем поведении, в высказы­ваемых суждениях основывается на субъективном факторе, критическом подходе к всевозможным явлениям к углублению познания. Суждения последнего кажутся холодными, негибкими, с оттенком превосходства над другими, особенно над теми, кто не принимает их, отчего многими он не понимается и отвергается, что в конечном итоге приводит человека интровертированного мыслительного типа к самоизоляции.

Интровертированный эмоциональный тип личности. Как замечает Юнг, сказанное о предыдущем типе можно отнести и к данному типу личности — только в этом случае все, что «там продумывалось», «здесь прочувствуется». Люди данного типа в большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, меланхоличны. Мотивы их поступков нередко скрыты. В общении они сдержаны, холодны, эгоистичны, индифферентны до равнодушия к несчастию или благополучию других. Среди них можно встретить людей, отличающихся мнительным честолюбием, злобной жестокостью. Интровертированные мыслительный и эмоциональный типы личности Юнгом относятся к рациональным, поскольку в основе поведения людей, принадлежащих к данным типам, лежат «разумные суждения», основанные как на объективных, так и на субъективных факторах.

Интровертированный сенсорный тип. Это иррациональный тип личности, поскольку определяющим в поведении таких людей являются не объективное видение происходящего, а субъективные ощущения, в основе которых лежат первоначально сформированные, нередко искаженные образы и представления, возникшие в результате «бессознательной деятельности фантазии». Вследствие этого воспринимаемые ими объекты часто недооцениваются, а происходящие явления искажаются. Вследствие искаженного восприятия такой тип личности с трудом понимается окружающими. Он отдален от них, поскольку находится во власти своих искаженных, субъективных восприятий, возникших образов и фантазий.

Интровертированный интуитивный тип, как и предыдущий, от­носится к иррациональному типу личности. Развитая интуиция еще больше отдаляет его мышление от того, что он видит, а его самого от реальной действительности, окружающих его людей. Вследствие этого такие люди выглядят мало приспособленными к жизни.

Мы не случайно столь подробно остановились на концепции Юнга. В свое время разработанная им типология была положительно воспринята многими учеными и послужила научной базой для проведения дальнейших исследований проблемы личности, а введенные им в научный оборот термины, выражающие такой важный личностный фактор, как «экстра­версия — интроверсия» используются и поныне. Кроме того, типологи­ческая модель личности Юнга помогает человеку лучше понять себя, ок­ружающих его людей, увидеть трудности, которые возникают у него в процессе межличностного общения, т.е. служит своеобразным инстру­ментом для психологической ориентации в обществе.[6]

Среди продолживших разработку типологических моделей личности Юнга следует назвать известного английского психолога Г.Ю. Айзенка (род. в 1916 г.), создавшего несколько отличающуюся модель личности, основанную также на факторе «экстраверсия — интроверсия». но дополненную им таким важным элементом, как «личностная адаптация» в виде эмоционально-волевой «стабильности — нестабильности». В последующем данная характеристика получила название фактора невротизма.

. Таким образом, по Г.Ю. Айзенку, каждому индивиду соответствует какая-то одна точка в этой системе координат, пользуясь которой можно выделить четыре типологические модели личности: а) интровертированный — стабильный б) интровертированный — нестабильный, в) экстравертированныи - стабильный, г) экстравертированныи — нестабильный. Так, ведущими свойствами экстравертированной нестабильной личности являются: эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, агрессивным формам реагирования. Напротив, интровертированный нестабильный тип выделяется своей избыточной стеснительностью, замкнутостью, неуверенностью в своих действиях и поступках. Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Первоначальное развитие взглядов на природу личности на рубеже конца XIX — начала XX вв. происходило в рамках" философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Понятие «личностного» тогда нередко выступало в таких категориях, как «целостность», «гармоничность», «свобода», «сознание», «душа», «воля». В этот период стали формироваться психологические концепции личности, сочетающие философские и конкретно-психологические взгляды на человека.

Идея отношения к среде в понимании личности была важным шагом вперед по сравнению с прежним взглядом на личность как на совокупность только лишь психических функций. По мнению Лазурского, эндопсихические отношения личности выражают «как бы внутренний механизм человеческой личности». Это так называемая им эндопсихика, включающая в себя темперамент, характер, умственную одаренность человека, его способности к восприятию память, мышление, воображение, внимание, эмоционально-волевую устойчивость, психомоторику и т.п.

Экзопсихические проявления личности по своему содержанию опре­деляются отношениями субъекта к окружающей его среде, происходящим вокруг него явлениям, духовным благам, т.е. отражают систему отношений личности к окружающему миру. Создавая свою классификацию личностных типов, Лазурский в ее основу кладет степень выраженности, интенсивности вышеупомянутых проявлении, относя человеческие личности на разные (от высшего к низшему) уровни психического развития.

Отношения личности и окружающей среды, а, следовательно, и отношения между эндо и экзопсихическими проявлениями на разных уровнях неодинаковы. На низшем уровне психического развития личности влияние внешней среды является преобладающим. «Подчиняя себе слабую, разрозненную психику малоодаренного человека, — пишет А.Ф. Лазурский, — среда накладывает на нее свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям... В результате личность часто не дает и того немногого, что она могла отдать при более самостоятельном и независимом отношении к окружающему. Общая приспособленность ее к окружающей среде оказывается настолько не­полной и нестойкой, общий вес и ценность ее в социальной жизни настолько незначительными, что представителей низшего уровня можно, в общем, охарактеризовать как недостаточно приспособленных»,

В противоположность этому люди, находящиеся на среднем психическом уровне, обладают гораздо большей способностью адаптироваться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее в своих целях. «Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают себе род занятий, соответствующий их склонностям и задаткам, работают продуктивно и с интересом и в конце концов, будучи полезными обществу, успевают в то же время обеспечить себе не только материальное благосостояние, но и некоторый комфорт, физический и духовный. Их можно назвать, поэтому приспособившимися».

Кроме того, к третьему высшему личностному типу Лазурский относит людей в еще большей степени "талантливых, творческих, одаренных, которые не только прекрасно приспосабливаются к окружающей среде, но и подчиняют ее себе, видоизменяют «сообразно своим собственным влечениям и потребностям».[7]

Заключение.

Широко известна типологическая модель личности, в основу которой положено учение о соотношении свойств нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой, Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика.

В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера. Различные личностные типы можно увидеть и при рассмотрении более частных задач, связанных с исследованием личности в результате применения психологом той или иной психодиагностической методики, позволяющей выявить те или иные характерные особенности личности, например направленность ее мотивации, уровень самооценки, притязаний и т.д.

Список использованной литературы.

1. Немирич В.В. «Основы психологии и деятельности» - Москва 2005 год.

2.Майдыков А.Ф. «Основы психологии». Москва 2005 год.

3. Веселый. В З. «Психология личности преступника». Москва 2004 год.

4. Ковалев. М Б.«Тактика и психология безопасной деятельности». – Москва 2003 год.

5. Д. Майерс. «Социальная психология». Санкт- Петербург 2002 год.

[1] Майдыков А.Ф. «Основы психологии». Москва 2005 год.

[2] Немирич В.В. «Основы психологии и деятельности» - Москва 2005 год.

[3] Ковалев. М Б.«Тактика и психология безопасной деятельности». – Москва 2003 год.

[4] Майдыков А.Ф. «Основы психологии». Москва 2005 год.

[5] Немирич В.В. «Основы психологии и деятельности» - Москва 2005 год.

[6] Веселый. В З. «Психология личности преступника». Москва 2004 год.

[7] Д. Майерс. «Социальная психология». Санкт- Петербург 2002 год.

Наши рекомендации