Творческая активность учителя, тренера

Основным условием проявления творческой, активности в профессиональной деятельности является любовь к выполняемой работе, когда человек сознательно видит в ней радость, понимает необходимость и пользу своего труда для общества.

Под творческой активностью педагога понимается такая его деятельность, которая включает новизну, новаторство, оригинальность в решении учебно-воспитательных задач и направлена на достижение максимально возможных, результатов в своей профессиональной деятельности. Л. С. Выготский (1967, с. 7) писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Творческая активность педагога представляет собой сложную психическую деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, волевую и мотивационную сферы личности.

В творческой активности как деятельности выделяются цель, мотивы, действия, результат. Что же побуждает педагога к творческому поиску в своей деятельности?

В качестве мотивов здесь выступают: любовь к детям и своему делу; самолюбие; постоянная неудовлетворенность результатами своей деятельности и стремление к улучшению достигнутого; критическое отношение к существующим средствам и методам спортивной тренировки и физического воспитания; чувства долга и ответственности при выполнении профессиональных обязанностей; стремление выявить выдающихся спортсменов, привить школьникам интерес к спорту и физической культуре; понимание своей роли в физическом воспитании школьников и т. д.

Интеллектуальные действия творческой направленности проявляются в самостоятельной постановке проблемы, нахождении путей к ее решению, создании новых способов, например, методов, спортивных снарядов, тренажеров, а также предвидении трудностей в физическом развитии учащихся.

Результатом творческой активности педагога являются новые а) методы обучения спортивным упражнениям; б) программы физического воспитания; в) подходы в физическом развитии и развитии физических качеств школьников; г) оригинальные упражнения; д) формы организаций занятий физкультурой в школе; е) способы воздействия на занимающихся и т. д.

Что же характерно для педагога-новатора? Систематический анализ проведенных им занятий с нахождением всех плюсов и минусов; постоянный поиск проблем в подготовке спортсменов и стремление к их решению; совершенствование профессиональной деятельности; критический анализ существующих программ физического воспитания школьников, предлагаемых методов и средств обучения и воспитания; гибкость мышления; способность отказываться от сделанного, если оно не приемлемо на сегодня; оперативность мыслительных операций; проявление высокой волевой активности в создании нового.

Творчество педагога характеризуется напряжением всех духовных сил человека. Оно включает наблюдение за процессами, проявляющимися в ходе обучения, избирательное запоминание существенного; волевое напряжение, реализуемое в настойчивом поиске ответа на поставленный вопрос; глубокий анализ различных сторон решаемой задачи; эмоциональный подъем, характеризующийся вдохновением.

В качестве рекомендаций для начинающего специалиста предлагается следующее:

- избегайте консерватизма в работе и анализе задач;

- не принимайте поспешных решений;

- учитесь находить проблему там, где, кажется, уже все ясно;

- никогда не удовлетворяйтесь достигнутым, знайте, что есть другие решения, которые приведут вас к более высокому результату;

- чаще обращайтесь к опыту своих коллег, ищите причины неудач в работе;

- постоянно пополняйте свою научную библиотеку;

- как можно чаще находите задачи в своей работе;

- постоянно занимайтесь профессиональным самообразованием.

Принести что-то новое, свое и достичь высокого уровня профессионального мастерства (стать заслуженным работником в своей сфере) может каждый педагог, тренер, если его творческая активность станет осознанной необходимостью в работе.

Темы рефератов

1 Характеристика спортивно-педагогической деятельности.

2 Стили руководства в физическом воспитании и спорте.

3 Формирование стиля руководства.

5 Творчество в деятельности учителя и тренера.

Литература

1 Бабушкин, Г. Д. Психология деятельности тренера / Г. Д. Бабушкин и др. – Томск, 2006.

2 Деркач, А. А., Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. – М., 1985.

3 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

4 Общая и спортивная психология : учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск : СибГАФК, 2000.

5 Петунин, О. В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры / О. В. Петунин. – М., 1980.

6 Психология физического воспитания и спорта : учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

Наши рекомендации