Тема 5. Личность преступника

План семинарского занятия

1. Понятие личности преступника. Задачи и значение её изучения в криминологии.

2. Структура личности преступника. Вопрос о соотношении социального и биологического в структуре личности преступника. Общественная опасность личности преступника и её место в структуре его личности.

3. Типология личности преступника. Криминологическая характеристика основных типов личности преступника.

Практические задания

1. Определите, какие из приведенных ниже свойств, черт, признаков, качеств и отношений характеризуют индивида (человека) как личность.

Это:…

1) Мнительность, слабоволие, слабая сообразительность, высокая эмоциональная возбудимость, повышенная внушаемость, рассеянность.

2) Упрямство, социальная пассивность, лживость, замкнутость, легкомыслие, неуверенность в себе, доверчивость.

3) Плохое зрение, невыразительность, физическое уродство, музыкальная одаренность.

4) Общительность, трудолюбие, старательность, аккуратность, искренность, целеустремленность, ответственность, стремление помочь другим людям, попавшим в неприятное положение или беду, совестливость, доброта.

5) Завистливость, жадность, мстительность, жестокость, эгоизм, повышенное самомнение, карьеризм, стремление к успеху «любой ценой».

Какие из перечисленных характеристик личности способны детерминировать преступное поведение, какие могут способствовать в определенной ситуации совершению преступления, какие из них являются криминологически (криминогенно) нейтральными и какие из них являются антикриминогенными?

2. Из перечисленных характеристик человека назовите те из них, которые относятся к числу криминогенных факторов или которые способствуют совершению преступления либо являются криминологически (криминогенно) нейтральными.

Это:…

1) Умственные и психосоматические расстройства психозы, психоневрозы).

2) Физические или психофизические дефекты (врожденные или приобретенные).

3) Травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания.

4) Врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия).

5) Гармональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью или импотенцией.

6) Низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество.

7) Наивность, доверчивость, простота, искренность, доброта, совестливость, внутреннее благородство, сопереживание.

3. Ознакомившись с характеристикой личности и поведения М., ответьте на следующие вопросы:

Какие интеллектуальные, волевые и эмоционально-чувственные свойства личности М. можно установить по данной его характеристике?

Определите такие элементы структуры личности М., как его социальные роли и статусы.

Охарактеризуйте культурный уровень М.

Дайте обобщенную нравственно-психологическую характеристику личности М.

Следует ли говорить о том, что личность М. присуща устойчивая антиобщественная ориентация корыстного характера (установка на совершение корыстных преступлений)?

Установлено, что 35-летний М., потеряв в малолетнем возрасте своих родителей, воспитывался в детском доме, имеет образование 6 классов. Как пояснил М., школу он бросил потому, что хотелось скорее самому зарабатывать себе на жизнь. Оставался на 2-ой год в 5-ом классе. М. женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок средний. Считает, что «неплохо было бы получить хотя бы среднее образование, но уже поздно, да и забыл уже всё». Не знает, кто такие И.Е. Репин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, но не помнит, какой смотрел спектакль и в каком театре. В 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имел 2-ой спортивный разряд. Других увлечений позитивного характера не имеет. Позитивной социальной активностью не отличался. Ранее судим за подделку больничных листов, затем за хулиганство – к лишению свободы.

Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах.

Во время выпивки на квартире своего приятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. Когда тот сделал замечание в его адрес, М. неожиданно ударил его по голове бутылкой, избил его жену и сына, разбил окно в их квартире, ударил одного из соседей, пытавшихся предотвратить его хулиганские действия.

После отбытия наказания М. возвратился к своей семье, был трудоустроен на прежнее рабочее место. По работе характеризовался в целом положительно, но был замечен в выпивках в рабочее время и в использовании оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил мелкое хулиганство, а затем кражу чужого имущества.

Кражу он совершил при следующих обстоятельствах.

Поздно вечером, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвращался с работы. Проходя мимо соседнего дома, он заметил на подоконнике в помещении дамскую сумочку. Ударом кулака М. разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. В этот момент его не интересовало, находился ли кто-нибудь в доме соседа или нет. Похищенные деньги он израсходовал на выпивку с приятелями. Виновным себя признал и выражал сожаление о случившемся. Причиненный ущерб возместил добровольно.

Вновь был судим к лишению свободы.

Находясь в местах лишения свободы, встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризовались отрицательно. За время пребывания в колонии имел одно нарушение режима, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другими осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях, проводимых в ИК участвовал неохотно, был пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читал, изредка просматривал газеты, интересуясь главным образом новостями в спорте.

Планы на будущее сводятся у М. к тому, чтобы скорее освободиться и жить с семьей. Когда разговор заходит о семье, М. заметно волнуется, на глазах у него появляются слезы.

На вопрос о том, что привело его к совершению преступления, М. отвечает: «Сам виноват… Дурость своя, да водка».

4. Назовите основные составные части (подсистемы, свойства) структуры личности преступника.

Это:…

1) Уголовно-правовая характеристика, мотивация преступного поведения, социальные роли (функции) в системе общественных отношений, медико-биологическая и нравственно-психологическая характеристики, общеобразовательный и культурный уровень, социальное положение и род занятий.

2) Социальное положение и род занятий, медико-биологические и культурно-образовательные свойства, нравственно-психологическая и уголовно-правовая характеристика, направленность преступной деятельности, её мотивация и характеристика.

3) Общие ценностные ориентации, отношение к праву и правоохранительной деятельности, потребности и интересы, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства, общеобразовательный и культурный уровень, социально-демографическая и уголовно-правовая характеристика.

4) Социально-демографическая и образовательно-культурная характеристики, социальные функции в системе общественных отношений и отношение к ним, нравственно-психологическая и уголовно-правовая характеристики, характеристика преступной деятельности.

5) Функционально-отношенческая характеристика, включающая реальные социальные функции (роли) и внутреннее отношение к ним, а также направленность преступной деятельности, её содержание, характер, интенсивность и продолжительность, нравственно-психологическая и образовательно-культурная характеристики.

6) Социальная подструктура, включающая социальный опыт, социальную направленность и социальные установки, социальный статус, социальные роли, социальные ориентации и социальные ценности; психологическая подструктура, включающая особенности памяти, восприятия, ощущений, особенности протекания интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, способности, наличие или отсутствие психических аномалий, возрастные особенности психики; физическая (биологическая) подструктура, включающая особенности организма человека, его физической конституции, физические особенности, состояние здоровья, биологически значимые потребности и влечения.

5. Назовите основные признаки типологии преступников.

Это:…

1) Характер и степень общественной опасности совершенных преступлений и связанной с ними общественной опасности личности преступника.

2) Характер и содержание целей и мотивов преступного поведения, их место в структуре личности, степень развития, глубины и стойкости.

3) Степень устойчивости и автономности преступного поведения во взаимодействии с социальной средой.

4) Социально-демографические признаки и уголовно-правовая характеристика личности.

5) Функционально-отношенческие (ролевые) свойства личности, общая ценностная ориентация, отношение к праву и правоохранительной деятельности, потребности и интересы, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства и качества.

6) Направленность преступной деятельности, её содержание, характер, продолжительность и интенсивность, нравственно-психологические свойства и качества.

6. Определите основные криминологические черты, типы личности и роль конкретной жизненной ситуации, исходя из следующих данных:

а) ранее неоднократно судимый за разбой, кражи и хулиганство Глаголев, будучи в нетрезвом состоянии, возвращался с женой из гостей. Проходя мимо универсама, он увидел как сержант милиции Аверьянов пытается задержать Нехлюдова, совершающего злостное хулиганство. Решив помочь Нехлюдову скрыться, Глаголев с криком «полундра!» набросился на Аверьянова, сбил его с ног, дважды ударил его лежачего ногой и бросился бежать, однако с помощью подъехавшего экипажа ПМС был задержан Аверьяновым.

б) инженер Григорьев на протяжении трех месяцев получал анонимные письма, автор которых сообщал, что жена Григорьева находится в интимных отношениях с Костроминым. Жена Григорьева категорически отрицала наличие такой связи. Во время встречи Нового года, Григорьев обнаружил, что его жена и Костромин отсутствуют в общем зале. Он обнаружил их стоящими у окна соседней комнаты. Григорьев пришел в сильное душевное волнение, схватил подвернувшийся под руку столовый нож, которым он несколько раз ударил Костромина. От полученных ранений потерпевший скончался на месте происшествия.

в) подросток Иванов натравливал породистую овчарку на людей, удерживая ее на близком расстоянии от жертвы. Попавший в такую ситуацию Петров кирпичом убил овчарку и нанес легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья, Иванову;

г) Бугров, поссорившись с женой, несколько дней скитался по лесу, а затем совершил кражу продуктов в доме лесника. На допросе он заявил, что сильно ослабел от голода.

Литература

1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. – М., 1998.

2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.

3. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника и мотивация преступного поведения. – М., 1982.

4. Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991.

5. Бурлаков В.Н. Личность преступника как объект профилактической деятельности органов внутренних дел. – СПб., 1995.

6. Голик Ю.В. Случайный преступник. – Томск, 1984.

7. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. – Горький, 1974.

8. Костенко А.Н. Криминальный произвол: социопсихология воли и сознания преступника. – Киев, 1990.

9. Сахаров А.Б. Личность преступника и причины преступности в СССР. – М., 1961.

10. Сперанский К.К. Проблемы классификации преступников: Тезисы лекций. – Краснадар, 1985.

11. Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. – М., 1979.

12. Чучаев А.И. Личность преступника и вопросы наказания. – М., 1991.

13. Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. – М., 1979.

Учебную и специальную литературу по теме см. дополнительно раздел: «Литература ко всем темам курса».

Наши рекомендации