Сущность, понятие и типология управленческих решений

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы управленческих решений

Тема 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Вопрос 1. Сущность, понятие и типология управленческих решений.

Вопрос 2.Качество и варианты управленческих решений.

Вопрос 1.

Сущность, понятие и типология управленческих решений

Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению.

Решение (в общем виде) – результат мыслительной деятельности человека, приводимый к каким-либо или к необходимым действиям.

Решение может приниматься человеком в различных ситуациях: технической, биологической, социальной.

Важнейшей сферой приложения человеческих знаний и практики является сфера управления. Управленческие решения стали предметом изучения после возникновения современной науки об управлении. Её основным достижением является то, что впервые управленческие функции планирования работы и анализа производственной ситуации были отделены от самой работы. Это означало, что процесс принятия управленческого решения стал впервые рассматриваться как самостоятельный акт. Теория управленческих решений в своём становлении прошла три этапа:

1. Первый этап – сороковые годы двадцатого века, когда, во время второй мировой войны, группе учёных в Англии, было поручено решить такие сложные управленческие задачи, как:

а) оптимальное размещение объектов гражданской обороны;

б) размещение огневых позиций;

в) оптимизация глубины подрыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов по морю.

Этот период считается началом интенсивного развития теоретических основ принятия управленческих решений.

2. Второй этап – пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века. В этот период, сложившаяся и широко используемая система разработки и принятия управленческих решений, была осмыслена и сформулирована в таких, специально возникших научных дисциплинах, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них, неотъемлемой составной частью входила теория решений.

3. Последняя четверть двадцатого века. Здесь происходит оформление теории управленческих решений в самостоятельную отрасль научного знания.

В России данная учебная дисциплина была введена в Вузовскую программу гостом высшего профобразования в 2000 году.

Управленческое решение (в широком смысле) – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о её функционировании, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Управленческое решение (в узком смысле) – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели в системе менеджмента.

Управленческое решение составляет основу процесса управления. Управлять – это значит решать. Термин «управленческое решение» выступает для обозначения, как процесса, так и явления. Как процесс, управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации в интересах разработки, утверждения и реализации задуманного. Как явление, управленческое решение – это план мероприятий, постановление, директива, устное или письменное распоряжение. Сущность управленческого решения имеет ряд аспектов:

1. Экономический аспект проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения нужны финансовые, материальные и другие затраты, поэтому, каждое управленческое решение имеет реальную стоимость.

2. Организационный аспект состоит в том, что для эффективной работы по принятию и реализации решений, надо сформировать работоспособный коллектив, где исполнители наделяются правами, обязанностями и ответственностью, где отлажена система контроля и выделены необходимые ресурсы.

3. Социальный аспект затрагивает механизм управления персоналом, который предполагает определённые рычаги воздействия, а именно:

а) потребности и интересы;

б) мотивы и стимулы;

в) установки и ценности;

г) тревоги и опасения человека.

4. Правовойаспект состоит в точном соблюдении законодательства, международных обязательств, а также уставных и других документов самой фирмы.

5. Технологический аспект проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими и информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации управленческого решения.

Самое негативное в управленческой деятельности – это не ошибочное решение, а его отсутствие. Наряду с сущностью, управленческое решение характеризуется определенным содержанием, поскольку направленно на следующие элементы:

а) стратегическое планирование;

б) управление управленческой деятельностью;

в) управление человеческими ресурсами;

г) управление производственной и обслуживающей деятельностью;

д) формирование системы управления компании;

е) управленческое консультирование;

ж) коммуникации с внешней средой.

Поскольку, управленческие решения принимаются в различных сферах деятельности фирмы, а также в условиях постоянно изменяющейся ситуации, требуется определенная классификация разнообразного множества управленческих решений. Эта классификация строится по многим основаниям:

1. По основному элементу сознания различают:

а) интуитивные решения;

б) решения на основе суждения;

в) рациональные решения.

2. По функциональной направленности:

а) планирующие;

б) организующие;

в) активизирующие;

г) координирующие;

д) контролирующие;

е) информирующие управленческие решения.

3. По своей организации встречаются:

а) индивидуальные;

б) коллегиальные (групповые);

в) корпоративные решения.

4. По вызывающим причинам:

а) ситуационные;

б) программные;

в) инициативные;

г) предписанные;

д) сезонные управленческие решения.

5. По повторяемости выполнения:

а) однотипные;

б) разнотипные;

в) инновационные решения (когда нет альтернатив).

6. По масштабам воздействия:

а) общее;

б) частное решение.

7. По времени действия:

а) стратегические;

б) оперативные;

в) тактические решения.

8. По прогнозируемым результатам:

а) решения с определённым результатом;

б) решения с вероятностным исходом.

9. По характеру разработки и реализации:

а) уравновешенные;

б) импульсивные;

в) инертные;

г) рискованные;

д) осторожные решения.

10. По методам переработки информации:

а) алгоритмические;

б) эвристические.

11. По числу критериев:

а) однокритериальные;

б) многокритериальные решения.

12. По направлению воздействия:

а) внутренние;

б) внешние решения.

13. По глубине воздействия:

а) одноуровневые;

б) многоуровневые.

14. По ограничениям на ресурсы:

а) решения с ограничениями;

б) решения без ограничений («патронов не жалеть»).

15. По способу фиксации:

а) письменные;

б) устные решения.

Вопрос 2.

Качество и варианты управленческих решений

Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет отвечать определённым требованиям:

1. Соответствие действующему законодательству и уставу;

2. Обеспечение своевременности;

3. Наличие чёткой целевой направленности и адресности;

4. Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и противоречий по отношению к предыдущим решениям;

5. Возможность организационной выполнимости;

6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения решения;

7. Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;

8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации решения;

9. Наличие возможности обоснованного положительного результата.

Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение его высокого качества. К основным условиям обеспечения качества управленческого решения следует отнести:

1. Применение научных подходов;

2. Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

3. Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;

4. Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

5. Структуризация проблемы и построение дерева целей;

6. Правовая обоснованность;

7. Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса разработки и реализации решений;

8. Разработка системы ответственности и мотивации;

9. Наличие механизма реализации решения;

10. Обеспечение многовариантности решений и их сравнимости;

Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения, надо соблюдать следующие правила:

а) количества вариантов должно быть не менее трёх;

б) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью корректирующих коэффициентов;

в) формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

г) для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам (за каждым пунктом кроются определённые расчёты):

1. Фактор времени;

2. Фактор качества объекта;

3. Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;

4. Уровень освоенности товара в производстве;

5. Метод получения информации;

6. Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;

7. Фактор инфляции;

8. Фактор риска и неопределённости.

Наши рекомендации